Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование регулятивных и познавательных учебных
действий с помощью электронных образовательных ресурсов

Рутковская Надежда Яковлевна
Современная школа сталкивается с рядом проблем, решить которые помогает использование электронных образовательных ресурсов. Перечислим некоторые из них и разберем их подробно.
  1. С каждым годом дети проводят в интернете все больше времени.
  2. У учащихся средней школы теряется интерес к учебе.
  3. Реформы образования не успевают за стремительно меняющимся миром, и мы не можем дать ученикам конкретные знания, которые от них потребует жизнь через 5 – 10 лет.
1. Интернет стал важной частью нашей жизни, но чаще всего его возможности используются школьниками для игр и общения. Если говорить о внеучебном использовании глобальной сети, то, как показывают опросы, большинство учащихся видят в Интернете, в лучшем случае, только коммуникационную технологию, с помощью которой восполняют дефицит общения или создают его иллюзию. А всему многообразию электронных ресурсов, имеющих большое культурное значение (полнотекстовые библиотеки, виртуальные музеи, медиа-уроки иностранных языков и др.), учащиеся зачастую предпочитают компьютерные игры, скачивание и просмотр фильмов и клипов, социальные сети и т. п. Другой (нежелательный) аспект информационного менталитета обучающихся – это отсутствие каких бы то ни было внутренних барьеров на пути к использованию уже готовых решений – от отдельных задач и сочинений до дипломных работ и диссертаций. [1]
Помимо игр и общения, интернет дает возможность легко находить ответы на многие вопросы, использовать готовые домашние задания. Построить систему обучения так, чтобы школьник не смог найти готовое решение в сети, довольно сложно, но если мы не будем к этому стремиться, мы не сможем использовать огромные возможности современных образовательный ресурсов, а естественная детская любознательность перестанет развиваться; у школьников не сформируется критическое отношение к качеству информации. Уже сейчас многие дети активно используют видеоуроки, если пропускают школу или не все понимают на уроках. Многие учителя записывают видеоролики и выкладывают их в интернете бесплатно, таким образом, помогая и ученикам, и коллегам.
Одним из самых первых электронных образовательных ресурсов стал сайт «Академия Хана». В 2008 году выпускник Массачусетского технологического института Салман Хан произвел революцию в образовании. Он создал «Академию Хана», где собраны простые короткие видеолекции по гуманитарным предметам, естественным и техническим наукам… У «Академии» более 25 миллионов подписчиков по всему миру, а саму систему обучения внедрили в нескольких классах средней школы в Калифорнии. В своей лекции на конференции TED Хан рассказал, как все начиналось: свои первые образовательные видео он делал для родственников, которые жили в другом штате. Они пришли в восторг и сказали, что в таком формате учиться им нравится гораздо больше, чем постоянно дергать Салмана. Это было объяснимо: они могли пересматривать куски, которые сразу не поняли, не волнуясь, что отнимают у Хана драгоценное время. [2] Сейчас таких сайтов огромное количество, лучшие университеты мира выкладывают свои лекции для всеобщего пользования. Но пользуются такими образовательными ресурсами чаще всего старшеклассники, которые ставят себе цели, выбирают образовательный маршрут сами  или с помощью родителей, учителю же больше всего приходится работать с учеником, который старается приложить поменьше усилий. Вот ему-то и нужны такие задания, ответы на которые не найти в интернете за 5 минут; задания, при выполнении которых ребенку придется самостоятельно планировать, осуществлять и оценивать свою учебную деятельность. Как же мы можем заинтересовать такого школьника?
2. Учащиеся средней школы часто теряют интерес к учебе. Сначала их увлекает разнообразие предметов и учителей, но через некоторое время учеба начинает казаться однообразной и скучной. Среди комплекса причин таких изменений можно выделить те, что можно решить силами учителя. В первую очередь, это отсутствие игровых элементов на уроках. В процессе игры учащиеся получают необходимые в учебе навыки концентрации и целеполагания. В игровых формах обучения, как правило, успешными бывают не только сильные ученики, но и те, которые на уроках рассеянны и легко отвлекаются.
Во всяком случае, каждый признает, что лучше, чтобы учащиеся где-нибудь и на чем-нибудь приучались к сосредоточенности, чем чтобы было полное отсутствие в практике этого важного искусства. А игры в своей сфере, несомненно, держат внимание напряженным. Следовательно, это дело обучающих воспользоваться уже существующим навыком внимания и суметь приложить его в новой области — обучения. А для достижения указанной цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме.
 В изобретательности во время игр, в их постановке, в изыскании наиболее подходящих орудий и средств игры некоторые участники проявляют такое сильное творчество, которое прямо свидетельствует об их выходящих из ряда способностях. А учителя смотрят на то, выучил ученик урок или нет, и по выучке судят о способностях: творческой же работы ученика они совсем и не видят, и не знают. Поэтому нередко и бывает, что талантливый ученик считается начальством самым ординарным, а то и  прямо малоспособным, между тем товарищи очень хорошо знают о его талантливости. [3]
Игры формируют умение сосредоточиться, развивает творческие способности, способствуют формированию высокой самооценки. Психологи давно доказали, что успешнее в жизни именно люди с высокой самооценкой.
3. В быстро меняющемся мире образование по-прежнему должно обеспечивать адаптацию учащихся к требованиям взрослой жизни. Образование реформируется, когда не соответствует новым социальным запросам и отстает от перемен в обществе. Поскольку общество меняется с каждым годом быстрее, целью современного педагога является создание условий для приобретения обучающимися собственного опыта в формировании навыков самообучения. К сожалению, школа до сих пор во многом сохраняет базовые принципы, разработанные Я.А. Коменским несколько столетий назад. Все тот же учебный год, разновозрастный состав учеников, четверти и каникулы,  классно-урочная система, постоянная программа, фронтальный тип обучения.
Педагогическая система остается прежней, а цель меняется; так образуется несоответствие целей и результатов образовательного процесса. Это выражается в том, что на выходе из образовательной системы оказывается человек, подготовка которого не соответствует изменившимся требованиям. Поэтому уже сейчас мы видим, что информационное общество использует цифровые технологии во всех сферах, в том числе, в образовании. Именно цифровые технологии помогут нам заменить некритичное заучивание фактов, некоторые их которых опровергаются наукой, уже в то время, когда пишутся учебники, привычку получать знания в готовом виде на формирование универсальных учебных действий, которые помогут выпускникам обучать себя самостоятельно и эффективно в соответствии с требованиями стремительно меняющегося мира.
ФГОС основного общего образования требует от нас формирования у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В старших классах должен получиться ученик, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. [4]
Универсальные учебные действия (УУД) это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [5]
Итак, нам нужны индивидуальные задания в игровой форме с решениями, которые не списать в интернете, позволяющие обучающимся формировать навыки самостоятельного планированию и осуществления своей деятельности.
В решении перечисленных выше проблем нам могут помочь электронные образовательные ресурсы, использующие игровые технологии, например, электронная образовательная платформа «ЯКласс». Это образовательный проект Сколково, который сочетает в себе теоретический материал, тесты, возможность создать свои задания в тестовой или другой форме и компьютерную игру, в которой нужно собирать призы. Звездочки и кристаллы даются не только за выполнение заданий учителя, но и за самостоятельное выполнение заданий по различным предметам. На сайте есть ежедневный рейтинг: можно увидеть, какое место в предмете, классе или школе у ученика, посмотреть, кто лучший за месяц и выставить отметку. «ЯКласс» – это постоянные соревнования, причем выигрывают обычно не отличники, а ребята, которым скучновато на уроках. Если ученику давать много попыток на задание и заранее объявлять критерии оценивания, ему придется самостоятельно оценивать свой результат, читать разбор ошибок и регулярно возвращаться к теории, если хочется улучшить отметку. Каждый ученик получает индивидуальный тест на заданную тему, есть задания, ответ на которые невозможно найти в интернете.
Рассмотрим работу с «ЯКлассом» в контексте формирования конкретных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД Работа на сайте «ЯКласс»
Целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Обучающийся знает, сколько процентов заданий он должен выполнить на определенный балл и ставит себе конкретную цель в соответствии с желаемым результатом.
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Если тема хорошо изучена, можно сразу перейти к решению задач, если нет – сначала нужно познакомиться с теорией. План работы зависит от возможностей школьника.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик. Необходимо запланировать время в соответствии с количеством заданий и владением теоретическим материалом.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него После выполнения задания можно ознакомиться с шагами решения по каждой сделанной неверно задаче и проверить себя.
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
 
Получив результат в процентах и зная критерии оценивания, обучающийся решает, устраивает его результат или нужна коррекция.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Если планируемый результат не достигнут, обучающийся возвращается к изучению теории на сайте или использует дополнительные источники информации и возвращается к выполнению заданий. Максимальное количество попыток – 10.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. [6] Помимо оценки, которую школьники зарабатывают в комфортных для себя условиях, имея достаточное количество времени и попыток, на сайте «Якласс» есть разнообразные «топы», мотивирующие на достижение максимального результата. Выполняя задания, школьники набирают звездочки и кристаллы, участвуют в соревнованиях между одноклассниками, классами, школами – все результаты наглядно представлены на сайте. Можно их распечатать и повесить в кабинете, есть грамоты для самых активных учеников.
 
Так же развиваются многие познавательные УУД – общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. [5] Система онлайн-занятий «ЯКласс» предполагает, что школьники будут решать не только те задачи, которые рассылает им учитель.
Проработав с «Яклассом» два года, могу сказать, что он действительно облегчает жизнь в условиях дублирования электронной и бумажной документации и повышает мотивацию учащихся. Каждый ученик получает свой вариант заданий. Задания сформулированы так, что в большинстве случаев готовый ответ в интернете не найти. Многие дети проявляют инициативу и с удовольствием самостоятельно решают задания по предметам – в средней школе это помогает набрать больше очков в игре, а ближе к старшим классам потренироваться в решении задач и увидеть подробный разбор своих ошибок. То есть, для ребят начальной школы и 5-х – 7-х классов этот сайт – игра, для более взрослых учеников – бесплатный репетитор. Анкетирование показало, что, если не вывесить рейтинг самых активных учащихся за месяц, интерес в 5 – 6  классах понижается, в этом возрасте детям обязательно нужно поощрение. Оказалось, что с прошлого года больше ребят 7-х – 8-х классов стали самостоятельно выполнять задания по разным предметам, потому что на сайте есть подробный разбор шагов решения каждой задачи.
Если мы хотим, чтобы на выходе из образовательной системы получался человек, умеющий ориентироваться во всем разнообразии постоянно обновляющихся образовательных ресурсов интернета, умеющий соответствовать требованиям современного общества, то в первую очередь мы должны быть сами готовы осваивать все возможные образовательные платформы, знакомить с ними учеников и приучать их видеть в сети не только возможность общаться и играть, но и возможность доступа к любым знаниям в мире.
Литература
1. Ефремов О. Ю. Педагогика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2009.
2. https://mel.fm/konspekt/254781-ted
3. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
4. https://fgos.ru/
5. https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ