Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ИКТ на уроках русского языка

Ковалева Татьяна Владимировна
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Цели использования информационных технологий:
1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.  Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
*   подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.  Мотивация учебно-воспитательного процесса:
*   повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
*   выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
*  наглядное представление о лингвистических явлениях;
*  изучение орфографии и пунктуации;
*  система тестового контроля;
*  подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика,
позволяет повысить качество обучения предмету;
зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  
2. Использование мультимедийных презентаций
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую:
Уроки-лекции
Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т. д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.
В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.
Урок анализа текста
На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.
В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео - или аудио - иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс»)
Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе)
Обобщающие уроки
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. (Стили речи. Урок русского языка в 10 классе).
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
·  умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
·  умение работать в группе;
·  умение находить информацию в различных источниках;
·  коммуникативная компетентность;
·  осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
 
 
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
·  целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
·  видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
·  выделять главное в информационном сообщении.
 
4. Использование интерактивной доски
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Преимущества для преподавателя:
·  позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
·  поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
·  позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
·  вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
·  делает занятия интересными и развивает мотивацию.
·  предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
·  учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
·  позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
·  учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
·  отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Изучая конкретное правило правописания, ученики избавляются от ненужного переписывания, а сосредоточивают внимание на определенной орфограмме, имея возможность в течение урока поработать с множеством слов. При изучении правил пунктуации ребята видят перед собой готовое предложение, и работают с ним, обращая внимание строение предложения и пунктуацию в нем. Школьники по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.
Варианты использования ИКТ на учебном занятии
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
·  полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD, DVD);
·  частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;
·  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;
·  использование тренинговых программ для закрепления материала (имитация действительности). Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности субъекта. Компьютер включает творческое воображение человека;
·  использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
·  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе;
·  использование компьютера для вычислений, построения графиков;
·  использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
·  использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.
Вариант № 1. «Традиционный» тип урока с использованием ИКТ.
Для этого варианта ИКТ рассматривается как средство для решения образовательных задач урока.
1. Электронные издания на CD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т. д.).
2. Образовательные Интернет - ресурсы http://katalog. iot. ru/ (при условии подключения к сети Интернет).
Этапы:
Объяснение нового материала (учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами). Закрепление пройденного материала (учащиеся работают с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т. д.).
` Используются фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.
Контроль знаний учащихся
промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).
 
Виртуальная экскурсия (в природу, исследовательский институт, музей и т. п.)
Вариант № 3. Комбинированный тип урока с участием учителя-тьютора
Этот вариант проведения занятий предполагает, что традиционные уроки сохраняются в объеме 50-70% учебного времени.
Оставшиеся 30-50% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя–тьютора.
Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает
•  организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу,
•  выполнение домашнего задания,
•  осуществление самоконтроля,
•  создание учебного проекта
•  и др.
Условия, необходимые для организации внеурочной деятельности:
•  компьютерный центр с выходом в Интернет;
•  медиатека.
Вариант № 4. Самостоятельная работа учащихся с ЦОР
Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с ЦОР (50% учебного времени), групповыми тьюториалами и консультациями (по 25% времени).
Примерная схема организации работы учащихся:
1. Вводное занятие (учитель-тьютор определяет предмет, цели и задачи курса, характеризует его содержание, раскрывает методику организации занятий, объясняет требования к аттестации по курсу).
2. Вводное тестирование (по результатам учитель-тьютор готовит индивидуальные задания, в которых фиксируются рассматриваемые разделы учебного курса, последовательность и глубина их проработки, решаемые задачи, выполняемые упражнения и т. д.).
3. Индивидуальная работа учащихся с рекомендованными учителем цифровыми материалами.
4. Групповые тьюториалы (обсуждаются наиболее сложные темы курса, рассматриваются типовые затруднения, проводится промежуточное тестирование).
5. Групповое и индивидуальное консультирование (диагностика причин затруднений, рекомендации и помощь в определении путей решения проблем).
Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
·  способствует повышению познавательного интереса к предмету;
·  содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
·  позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
·  формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
·  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя.
ИКТ дают:
·  экономию времени на уроке;
·  глубину погружения в материал;
·  повышенную мотивацию обучения;
·  интегративный подход в обучении;
·  возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;
·  возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
·  привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Эффективность использования электронно-методических материалов.
1. Реализуются новые цели образования:
·  организация самостоятельной продуктивной деятельности;
·  формирование информационной грамотности и компетентности;
·  индивидуализация процесса;
·  ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет
·  расширения возможностей доступа к образовательной информации;
·  совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
·  формирования умения самостоятельно приобретать знания;
·  визуализации представленной информации;
·  ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
·  развития творческого потенциала учащихся;
·  незамедлительной обратной связи;
·  одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
3.Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов.
У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.
Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Когда появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей работе с тестами. Компьютер помогает решить эту задачу. (Самостоятельно создаю тесты в программе «Краб», научила этому школьников, которые составляют и создают свои тесты).
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками. Мы сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением. На уроках русского языка и литературы дети выполняют задания творческого характера.
Результаты использования ИКТ в образовательном процессе.
На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:
1  Повышение качества образования по предмету;
2 Повышение познавательного интереса к предмету:
3  Повышение уровня информационной культуры
4  Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке
Возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении.
Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, наличие компьютера в некоторых учебных кабинетах, доступ в Интернет, локальная сеть. Создается медиатека по русскому языку и литературе. Все это дает возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задач урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объема предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
  • включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Дерзайте, коллеги!


 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ