Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Спряжение русского глагола: в чём исключительность глаголов-исключений?

Гейко Юлия Константиновна
Глаголы-исключения из I спряжения на сегодняшний день остаются малоизу­ченными с точки зрения причин их отнесения ко II спряжению. Эта работа представ­ляет собой попытку систематизировать разрозненную информацию по этой проблеме и установить, когда и почему глаголы-исключения стали осознаваться как глаголы II спряжения.
В современных учебниках русского языка, вслед за академическими справочни­ками по грамматике русского языка, выделяют 7 глаголов на -еть (смотреть, ви­деть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть) и 4 глагола на ~ать (гнать, держать, дышать, слышать, относящихся ко II спряжению.
«Глаголы I и II спряжения различаются по следующим трем признакам, обнару­живающимся при образовании личных форм ед. и мн. ч. наст, вр.: 1) по системе флек­сий; 2) по характеру конечной согласной основы; 3) по характеру чередования со­гласных в конце основы» [3, с. 647].
Перечисленные глаголы-исключения отличаются от глаголов I спряжения си­стемой флексий. Мы знаем, что у исследуемых глаголов все флексии настоящего времени безударные. Можно ли говорить о том, что данные глаголы искони относи­лись ко II спряжению или имел место «переход» в другое спряжение?
Известно, что спряжение глагола определяется 1) по характеру ударной флексии, 2) в случае безударности флексии - по конечному гласному основы инфинитива. Эти два показателя не позволяют нам понять, почему анализируемые 11 глаголов являют­ся исключениями, ведь конечный гласный основы *ё (*а, если стоит после мягк. согл.), такой же как и у других глаголов I спряжения.
Обратим внимание на другие формальные признаки глаголов: акцентную пара­дигму и показатель класса. Рассмотрим, как в современном русском языке были рас­пределены по классам глаголы-исключения.
В «Русской грамматике-80» глаголы-исключения распределяются следующим образом: все 11 глаголов относятся к X словоизменительному классу (показатель класса — одно из соотношений гласного с нулем звука: «и — нуль», «е — нуль», «а —нуль» [3, с. 657]), но подклассы разные:
Терпеть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть - 2 под­класс (соотношение «е - нуль»). Сюда же относятся глаголы I спряжения на -еть, та­кие как: гореть, хрустеть, шуметь, скрипеть. Видим, что данные глаголы имеют од­но соотношение «е - нуль» (Например, виде-л-а — вид-ят, горе-л-а - гор-ят).
Гнать, держать, слышать, дышать - 3 подкласс (соотношение «а - нуль»). Сюда же отнесем другие глаголы I спряжения на -атъ (ворчать (ворча-л-а - ворч­ат), молчать, визжать, дрожать).
Тип акцентной парадигмы всех приведенных глаголов также позволяет разде­лить их на некоторые группы:
Обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть - акцентный тип А (характе­ризуется неподвижным ударением на одном и том же слоге основы. Возможно ударе­ние на последнем или не на последнем слоге основы [7, с.680] (Например, зависеть -завишу, зависишъ, -ят, завись, зависел, -ла, -ло, -ли)). К этому же акцентному типу от­несем такие глаголы, как гулять (гуляю, гуляешь, -ют, гуляй, гулял,-ла, -ло, -ли) ко­мандовать, двигать.
Держать, гнать, терпеть, дышать, смотреть - акцентный тип С (характери­зуется ударением в прош. вр. на последнем слоге основы, в наст. вр. на флексии в 1 л. ед.ч. и на основе в остальных формах; в повел, накл. ударение, как и в форме 1 л. ед.ч. на флексии [3, с. 683] (Например, держать - держу, держишь, -ут, держи, держал, - ла, -ло, -ли). Сюда же отнесем: тонуть, обмануть, колоть (колю, колешь, -ют, коли, колол, -ла, -ло, -ли).
Отдельного внимания заслуживает слово вертеть — глагол колеблется между акцентным типом В (ударение на последнем слоге основы в прош. вр. и на флексии во всех формах наст. вр. и повел, накл. [3, с. 681]) и С. В: верчу/, вертишь, вертят (устар.). С: верчу, вертишь, вертят, верти, вертел, -ла, -ло, -ли.
Мы видим, что акцентная парадигма глаголов-исключений такая же, как и у дру­гих глаголов.
Таким образом, современное состояние системы русского языка не позволяет объяснить логику объединения этой группы глаголов с глаголами II спряжения, по­этому обратимся к истории русского языка.
Все глаголы-исключения входили в древний лексический фонд русского языка; время их первой фиксации, по данным Словаря русского языка XI - XVII вв., отно­сятся к XI - XIII вв. (за исключением глагола зависеть, он впервые появился в рус­ском языке в начале XVIII в.).
Получается, что конечные звуки основ глаголов I спряжения лишь частично встречаются в основах глаголов-исключений, но гласный *е - одинаков для глаголов I и II спряжения.
Напомним, что основы настоящего времени и основы инфинитива в древнерус­ском языке не совпадали, личные формы настоящего времени образовывались от ос­новы настоящего времени.
В древнерусском языке основы инфинитива оканчивались на корневой гласный или согласный. Корень мог распространяться суффиксом, один из них *ё, который «изменился в -*а- после палатального согласного, и в -*ё- после иного согласного: bezati, slysati; videti, umeti. Глаголы с таким инфинитивным суффиксом имели основу настоящего времени разного образования:
  1. Основа наст. вр. на i: vidi-si, gori-si, begi-si (где *i - тематический глас­ный - прим. авт.).
  2. Основа наст. вр. на -je/jo (Это — глаголы, производные от имен прилага­тельных или существительных): nemъ – neme-je-si». [4, с. 147]. Соотношение основ *ё - *i (группа (1)) как раз характеризует глаголы-исключения.
В древнерусском языке все эти слова относились к IV классу глаголов, в кото­рый также входили глаголы с показателем инфинитива -и-. Например:
Будити (*buditi) - в основе наст.вр. *i [6, т. 1, с: 345].
Любити (*ljubiti) - в основе наст.вр. *i [6, т. 8, с. 327].
Наше историческое исследование показало, что в употреблении глаголов, их ак­центных и морфологических признаках не произошло каких-либо существенных из­менений.
Можно сделать вывод, что дело не в формальных признаках глагола, а в их ин­терпретации. Вспомним, что в современном русском языке окончания глаголов со­стоят из 3 звуков, а в древнерусском языке они имели 2 звука: -ши, -ть, -мъ, -те. С течением времени тематический гласный (*е) становится частью окончания (проис­ходит переразложение основ).
В результате изначальный принцип отнесения глагола к тому или иному спря­жению был забыт, и на первое место вышли те формальные характеристики русского глагола, которые никак не объясняют внутренней логики действия языкового меха­низма.
Литература
  1. Виноградов В.В. Исторический словарь русского языка. - М.: Институт русско­го языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.
  2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. - М.: Высш. школа, 1981.
  3. Русская грамматика / Под ред. Шведовой Ю.В. - М.: Наука, 1980.
  4. Селищев А.М. Старославянский язык. 4.2. тексты, словарь. Очерки морфоло­гии. - М., 1952.
  5. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) в 10 т. - М., 1988 - ...
  6. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1-28. - М.: Наука, 1975-2008.
  7. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского язы­ка. - в 2 т. - М.: Русский язык, 1994.
  8. Этимологический словарь славянских языков/под ред. О.Н. Трубачева. - М.: Наука, 1974-2005.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ