Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) № 609

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Лексика. Повторение»

7 класс

 

 

 

 

 

Разработан: учителем русского языка БСКОУ школы № 609

Мыхиной М. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Урок по теме «Лексика. Повторение»

 

Урок закрепления изученного материала.

Цели урока:

1)    дидактическая – обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Лексика”, формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;

2)    коррекционно-развивающая – коррекция речи, памяти, внимания, мышления как один  из этапов общей коррекционно-развивающей деятельности учителя; навыков самоконтроля;

3)    воспитательная -  воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности;воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;формирование чувства ответственности за результаты своего труда;формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению; воспитывать способность к самоанализу, умение сотрудничать и работать в группе.

Методы обучения: вопросы, работа в группах, индивидуальная работа, работа  у доски, взаимоконтроль, самоконтроль, работа с текстом, работа с лингвистическими понятиями, работа со схемой.

Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: рабочие листы учеников (Приложение 1), схема «Что? Где? Почему?» (на доске) (Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), словари синонимов, цветные карандаши.


 

Ход урока.

I.                  Организационный момент:

-     Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь, мы начинаем урок русского языка. Последние две недели мы занимаемся повторением изученного ранее материала. И сегодня мы снова обратимся к повторению. Только вот тему, с которой нам предстоит работать, я вам пока не скажу.

II.               Заполнение учебных листов.

Дата, имя, фамилия. Графа «Тема» остается пустой.

III.           Задание 1.

Объяснительный диктант.

Один ученик работает у доски, остальные в  рабочих листах.

-      Пользуясь схемой «Что? Где? Почему?» объясните правописание слов:

Интеллигентный вид, вытереть пыль, схватиться за бок, бесполезный подарок, открыть ключиком, аккуратно сложить, предлагать товар.

IV.           Определение темы урока.

-     В первом словосочетании из прилагательного выпишите согласную букву-орфограмму  в корне (Л).

-     Во втором словосочетании из глагола выпишите гласную букву-орфограмму в корне (Е).

-     В третьем словосочетании из глагола выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).

-     В четвертом словосочетании из прилагательного выпишите согласную  букву-орфограмму в приставке (С).

-     В пятом словосочетании из существительного выпишите гласную букву-орфограмму в суффиксе (И).

-     В шестом словосочетании из наречия выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).

-     В седьмом предложении из глагола выпишите  гласную букву-орфограмму в корне (А).

V.               Запись темы урока в учебный лист.

Лексика.

-      Вспомните, что такое лексика?

Лексикараздел  русского языка, который изучает словарный состав языка.

-    Сегодня на уроке мы повторим то, что по теме «Лексика» нам уже известно и познакомимся с новыми терминами.


 

VI.           Задание 2.

Работа с лингвистическими понятиями.

-     Перед вами на учебных листах даны различные лингвистические понятия. Подчеркните зеленым карандашом только те из них, которые относятся к теме «Лексика и фразеология».

-     Все ли термины вам знакомы? (паронимы, омографы). К этим терминам мы вернемся чуть позже.

-     Еще раз вспомните, что такое синонимы.

Синонимы слова, схожие по смыслу, слова – «друзья».

VII.        Задание 3.

Работа с текстом.

-     Сейчас я прочитаю вам отрывок из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Кто-нибудь из вас слышал о таком произведении? Может быть, даже видел замечательные фильмы, снятые по роману?

-     Из этого отрывка вы должны выписать все синонимы, которые услышите,  к глаголу умереть.

Учитель читает текст (Приложение 3).

VIII.    Работа со словарями.

-     У вас на партах лежат словари синонимов. Пользуясь ими, пополните свои списки синонимов.

-      А что такое антонимы?

Антонимы слова, противоположные по смыслу, слова – «враги».

-      Устно подберите антонимы к выделенным в тексте словам.

Маленькая, мужчина, говорят.

IX.           Работа с новыми терминами.

-     Вернемся к заданию 2. Найдите среди перечисленных однокоренное слово к термину «омографы» (омонимы). А знаете ли вы, как переводится корень «омос» с древнегреческого языка? («одинаковый»). А «графос»? («пишу»).

-      Сделайте вывод, как пишутся омографы? (одинаково).

-      А в чем же разница?

X.               Задание 4.

-      Посмотрите, перед вами три пары слов. Прочитаем их вслух.

Духи – духи (ду́хи — духи́)

Плачу – плачу (пла́чу — плачу́)

Белки – белки (бе́лки — белки́)

-      Так что же такое омографы?

-      Запишите определение в свои учебные листы. Это задание 4.

Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

XI.           Задание 5. 

-     Может быть, глядя на пары слов в задании 5, вы скажете, что такое паронимы? А каково лексическое значение этих слов?

Обаяние –  обоняние (привлекательность, притягательная сила, способность нравиться - ощущение запаха, способность определять запах)

индеециндиец (коренной житель  Америки – житель Индии)

адресант – адресат (тот, кто пишет письмо – тот, кому пишут письмо).

-      И это определение, пожалуйста, запишите в учебные листы.

Паронимы(гр. para – возле + onyma – имя) – это слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

XII.        Подведение итогов.

-      Итак, какой же была тема нашего сегодняшнего урока? (Лексика).

Совершенно верно. Мы вспомнили различные термины, связанные с этой темой и познакомились с двумя новыми понятиями. Какие новые слова вы сегодня узнали?

XIII.    Рефлексия.

-     Обратите внимание, что в конце ваших учебных листов нарисован кружочек. Это шаблон для смайлика. Если сегодняшний урок вам понравился, вы все поняли, тогда нарисуйте веселый смайлик. Если что-то осталось непонятным, и вы бы хотели узнать об этом поподробнее, нарисуйте смайлик с открытым ртом. Если же урок вам не понравился, вы ничего не поняли – нарисуйте грустный смайлик.

XIV.    Заключительное слово.

-     На следующем уроке мы будем говорить о фразеологии, поэтому повторите, что это такое. Материал вы можете найти в учебнике.

Пожалуйста, сдайте мне свои учебные листы. Я просмотрю их, а потом вставлю в ваши папки. Большое спасибо за урок. До свидания.

 


alt

alt

alt

 

alt

 

alt

 

 

 

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»