Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока (2 часа)

Расчёты по химическим уравнениям

Хапугина Полина Ивановна,
учитель химии ГБОУ СОШ 277
Кировского района Санкт-Петербурга

Цели урока: Научить восьмиклассников производить расчёты по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, объёму и массе исходных веществ.

Ход урока:

Прежде чем перейти к изучению новой темы нам необходимо вспомнить уже известные вам величины и формулы. Вспомнить типы  химических реакций. А также вы уже умеете составлять химические уравнения и уравнивать их. Давайте проверим ваши знания, для этого выполним следующий тест на оценку. (содержание теста можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии )

Объяснение учителя:

1.     Прежде чем научиться производить расчёты по химическим уравнениям необходимо ещё раз вспомнить уже известные нам формулы нахождения количество вещества, массы и объёма веществ, за одно вы сможете проверить себя, после выполненной вами работы.  Для этого обратимся к следующей презентации, которая поможет восстановить наши знания в памяти.  Презентация №1. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)             

Запишите уже известные вам формулы в тетрадь:

n– количество вещества (моль)   

m– масса вещества (г)

М – молярная масса (г/моль)

V– объём газа (л)

Vm- молярный объём = 22,4 л/моль  

n = m/M ;   m = n•M   

n = V/Vm;   V = n•Vm                                                                                              

2. Теперь, мы должны понять, что химическое уравнение показывает не только качественную (превращение веществ) сторону процесса, но также и количественную сторону его. Для этого обратимся к следующей  Презентации№2(презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)

 Запишите в тетрадь:

Коэффициент в уравнении реакции указывает на число частиц, а число частиц в свою очередь определяет количество молей!

                       2Н₂       +           О₂         =     2НО

Число частиц       2 молекулы   1 молекул   2 молекулы

Количество           ↓                         ↓                   ↓

вещества, n           2 моль            1 моль         2 моль

 

               2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

              ↓                   ↓               ↓

    n=   2моль            1моль       3моль   

3. Следующий этап, который мы должны разобрать – это умение составлять по уравнению реакции пропорцию, а также решить её. Для этого обратимся к следующей Презентации 3. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)

Запишите в тетрадь:

Известно по условию:        2 моль                    Х моль            (числитель)

                                                     4P   +   5O  =   2PO

Известно по уравнению:   4 моль      5 моль   2 моль            (знаменатель)

Составим и решим пропорцию:

 2 моль        Х моль

_______   =   _______

4 моль        2 моль

Х моль = 2 моль • 2 моль = 1 моль

4 моль

Х = n(PO)= 1 моль

4. Переходим к решению задач с использованием уравнений химических реакций.Для того чтобы решить расчетную задачу по химии, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов. Презентация 4. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии) Учебник стр. 101

В тетрадь: 

Учащимся раздаётся уже готовый алгоритм решения, для вклейки в тетрадь. 

Алгоритм решения расчётных задач с использованием уравнением химических реакций:

1.  Составить уравнение химической реакции(т.е. обязательно – расставить коэффициенты!)

2. Над соответствующими формулами в уравнении записать количественные данные о веществах с единицами измерения, которые известны или их можно рассчитать, исходя из условия задачи, и искомую величину Х также с единицами измерения.

3. Под этими формулами записать соответствующие количественные величины, задаваемые самим уравнением, также с единицами измерения.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Оформить ответ.

5. Решим задачу.

Рассчитайте массу воды, которая образуется в результате взаимодействия 0,5 моль оксида алюминия с серной кислотой при нагревании.

    -  Прочитайте задачу.

    - Запишите условие задачи. ( Дано, найти.)

    - Далее решаем задачу согласно, имеющемуся у вас алгоритму.

 

В тетрадь: (учащиеся записывают решение под объяснения учителя согласно Презентации 5) (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)

 Дано:

n(Al₂O₃)=0,5 моль

_________________

Найти:

m(H₂O) - ?

Решение:

           n=0,5 моль                            Х моль

          AlO+3HSO=Al(SO)+3HO

   n= 1 моль                                     3 моль

М =    102 г/моль                            18 г/моль

Расчет молекулярной массы:

Мr(Al₂O₃)= 2•27+3•16= 54+48=102

Мr(H₂O)= 2•1+16=18

                                                                                      Составить и решить пропорцию.

0,5 моль          =          Х моль

1 моль                       3 моль

              Х моль = n(HO) = 0,5 моль • 3 моль = 1,5 моль

                            1 моль

Найдём массу воды.

m(HO) = n(HO) • M(HO)

m(HO) = 1,5 моль•18 г/моль = 27 г

Ответ:m(HO)=27 г

6. Решите задачи самостоятельно.

Два учащихся вызываются к доске, для решения на оценку.

1. Определите объѐм хлора (н.у.), необходимый для получения 634 г хлорида алюминия по уравнению: 2Al + 3Cl2= 2AlCl3.  Ответ: 159, 6 л

2. Рассчитайте количество вещества и массу лития, необходимого для реакции с кислородом массой 128 г по уравнению: 4Li + O2= 2Li2Ответ: 16 моль, 112 г

7. Домашнее задание.

§28, упр 3.

Задача.

 Найти массу оксида цинка, который образуется при взаимодействии 13г цинка с кислородом.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ