Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе
интегрированного обучения русскому языку, литературе
и духовно-нравственной культуре

Михайлова Лариса Михайловна
    В современных условиях духовно-нравственное воспитание есть приоритетный, ключевой фактор развития страны, обеспечения духовного объединения ее народов, политической и экономической стабильности государства, его безопасности. Согласно данной Концепции обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает: защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни; сохранение культурного достояния всех народов России; формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и эксплуатирующих низменные проявления; противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Реализация этих задач предполагает повышение роли общеобразовательной школы и каждого учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в теории и истории педагогики не нова, она была актуальна во все времена. Еще древнегреческие философы Сократ, Аристотель, Платон духовность связывали с устремлённостью человека к «возвышенному», идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Вопросы духовного и нравственного развития молодежи были в центре внимания зарубежных (Я. А. Коменский, И. Г Песталоцци, Г. К. Кершенштейнер, Ж. Ж. Руссо и др.) и отечественных педагогов (Н. А. Бердяев, К.Н. Вентцель, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, Н. К Крупская, Н. О. Лосский, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.). За последние годы проведены исследования: - сущности духовности (Е. И. Артамонова, С. К. Бондырева, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, Б. П. Вышеславцев, Т. И. Власова, И. А. Ильин, И. М. Ильичева, Н. А. Коваль, А. Б. Невелев, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчи-ков, В.А. Черкасов, В. Д. Шадриков, В. Д. Ширшов и др.); - взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у подрастающего поколения (В. И. Андреев, С Ф Анисимов, И. Ф. Исаев, В. А. Караковский, О.В. Кириллова, А. А. Корзинкин, А. В. Кирьякова, Б. Т. Лихачев, С. И. Маслов, Н.Д. Никандров Т И Петракова, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, Г. И. Чижакова, В.И Юстус В.А. Ядов и др.); ' - духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы (В. А. Беляева, О. С. Богданова Н И Болдырев, Д.И. Водзинский, Г.Н. Волков, Л. П. Илларионова, И.С. Марьенко А. С. Метелягин, В.И. Павлов, И. В. Павлов, 3. И. Саласкина, О Ю Сергеева, JI. А. Степашко, А. Д. Солдатенков, М. Г. Тайчинов, А. И. Шемшури-на, Н. Е. Щуркова и др.). Обоснованию современных концепций духовного, духовно-нравственного становления и развития личности посвящены труды А. Я. Данилкжа, И.М., Ильичева, H.A. Коваль, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова и др. Вопросы религиозного духовно-нравственного воспитания рассмотрены в творениях православных мыслителей: свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова,а также в работах православных учёных и педагогов: В. В.Зеньковского, С. С. Куломзиной, А. Кураева, Б. А. Ничипорова, Е. В. Шестуна и др. Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является достаточно разработанной. Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что уровень духовно-нравственной воспитанности значительной части учащихся общеобразовательных школ не соответствует требованиям общества и государства.
   Значительным потенциалом для духовно-нравственного воспитания учащихся обладают гуманитарные дисциплины. Одними из наиболее важных дисциплин учебного плана с точки зрения их воспитательных возможностей являются русская литература и русский язык. Изучение каждой из этих дисциплин в отдельности может способствовать духовно-нравственному воспитанию личности. Однако в старших классах на их изучение отводится малое количество часов (3 часа и 1 час соответственно). Одним из путей актуализации педагогического потенциала названных предметов является, по нашему мнению, интегрированное обучение.
   Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что, несмотря на многочисленные публикации по проблематике исследования, специфика процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе в старших классах общеобразовательной школы остаётся недостаточно изученной, современные учителя не имеют опыта разработки интегрированных программ, испытывают определённые затруднения при осуществлении духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе. В реальном педагогическом процессе существуют противоречия между: - потребностью общества в гражданах, обладающих высоким уровнем развития нравственных чувств, убеждений, поведения, и несоответствующим этой потребности уровнем духовно-нравственной воспитанности у выпускников современной общеобразовательной школы; - значительным воспитательным потенциалом учебных предметов «Русский язык» и «Литература» и неразработанностью теоретических и технологических основ духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения этим предметам. С учетом этих противоречий была сформулирована проблема, насущная для каждой школы: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе? Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе». Нужно было проделать следующую работу: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе. Объектом стал процесс духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы. Также надо было увидеть,какие педагогические условия, обеспечивают эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе. Предполагалось,что духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе будет эффективным, если: раскрыты сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе», определены критерии, показатели и уровни духовно-нравственной воспитанности старшеклассников; - выявлен педагогический потенциал интегрированного обучения учебным предметам «Русский язык» и «Литература» в духовно-нравственном воспитании старшеклассников, разработана технология интеграции этих предметов; реализуются педагогические условия: построение учебно-воспитательного процесса на основе модели духовно-нравственного воспитания старшеклассников; обеспечение синтеза речевого, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности путем комплексного анализа текстов классической и духовной литературы; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся с учетом уровня их духовно-нравственной воспитанности учащихся.
    В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе», разработать критерии и показатели, охарактеризовать уровни духовно-нравственной воспитанности старшеклассников. 2. Выявить педагогический потенциал интегрированного обучения учебным предметам «Русский язык» и «Литература» в духовно-нравственном воспитании старшеклассников, разработать технологию интеграции этих предметов. 3. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе. 4. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий.
    Методологической основой исследования выступают: теория познания; учение об этике; положение о диалектическом единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессе; философско-психологические положения и идеи о сущности человека, его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (Б. Г. Ананьев, Г. С. Абрамян, К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Б. С. Братусь, И. А. Ильин, М. С. Каган, Б. Т. Лихачёв, В. Н. Лосский, С. Л. Рубинштейн, О. А. Смагина, В. С. Соловьёв, В. Д. Шадриков, К.Д. Ушинский). Теоретическую основу исследования составили: - теории системного (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. А. Беликов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ю. П. Сокольников др.), аксиологического (Н.Д. Никандров, В. А. Сластёнин, Г.И. Чижакова и др.), интегративного (Е. О. Гапицких, И. С. Дышлюк, И. Д. Зверев, В. С. Безрукова, Н. А. Белова, В. Н. Иванцова, Л. И. Луцкане, А. И. Пайгусов, Н. К. Чапаев), культурологического (H.A. Бердяев, М.М. Бахтин, М.С. Каган, А.И. Маркова, В.И. Мурашов и др.), личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя и др.) подходов в образовании; - исследования, связанные с проблемами духовного развития школьников (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.); - теория филологического анализа художественного текста (Г. А. Анисимов, Н. А. Белова, Г. П. Соколова, Л. С. Степанова и др.); - труды православных педагогов ( И. М. Андреев, В. В. Зеньковский, С. С. Куломзина, А. Кураев, Б. В. Ничипоров, Е. В. Шестун, П. Д. Юркевич и др.). Методы исследования.  
     Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: - теоретические: сопоставительный анализ и систематизация философских, богословских, психологических исследований по рассматриваемой проблеме, методических и рабочих документов, сравнение, синтез, моделирование, классификация; - эмпирические-, диагностические (анкетирование, тестирование самооценка, экспертная оценка), обсервационные (наблюдение - прямое и косвенное длительное и кратковременное), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент); - методы математической обработки результатов эксперимента.
    Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Раскрыта сущность понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе» как организованного учителем взаимодействия с учащимися, направленного на формирование у старшеклассников духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений, ответственного отношения к природе, обществу, самому себе, нравственных чувств (чувства патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности) на основе восприятия и осмысления нравственных идеалов, содержащихся в произведениях художественной и духовной литературы. 2. Разработаны критерии и показатели уровней духовно-нравственной воспитанности старшеклассников: когнитивный критерий (знание духовно- нравственных понятий и норм нравственности, наличие системы нравственных ценностей и убеждений); поведенческий критерий (ответственное отношение к обществу, окружающим людям, самому себе); эмоциональный критерий (сформированность нравственных чувств - патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности). 2. Раскрыт потенциал интегрированного обучения русскому языку и литературе для духовно-нравственного воспитания старшеклассников, заключающейся в возможности: а) формирования духовно-нравственных ценностей и усвоения нравственных норм на основе включения в учебный процесс текстов современной духовной литературы; б) формирования нравственных чувств и убеждений в процессе выполнения старшеклассниками научно-исследовательской деятельности, предполагающей составление текстов на нравственную тематику для изучения русской словесности; в) обеспечения синтеза речевого, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности в процессе изучения русского языка и литературы путем комплексного анализа текстов духовной литературы. 3. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе: внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанной на основе интегративного, системного, аксиологического, культурологического, лично-стно ориентированного подходов модели духовно-нравственного воспитания старшеклассников, определяющей цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат педагогической деятельности; использование текстов современной духовной литературы при интегрированном изучении русского языка и литературы как дополнения к ценностному ядру основного образования; обеспечение синтеза речевого, интеллектуального и нравственного развития старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе; реализация индивидуального и дифференцированного подходов в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в общую педагогику. Его результаты обогащают научные представления о духовно-нравственном воспитании старшеклассников. В процессе исследования раскрыт потенциал интегрированного обучения русскому языку и литературе для духовно-нравственного воспитания старшеклассников; разработана модель духовно-нравственного воспитания старшеклассников; разработаны критерии, охарактеризованы уровни духовно-нравственной воспитанности старшеклассников; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе.
     Результаты исследования могут служить базой для дальнейшей разработки данной проблемы. Понятие духовности является одним из ключевых в истории человеческой культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию. Ещё античные мыслители Сократ, Платон, Аристотель считали, что душа человека, а не тело придаёт смысл и направленность его жизни. В отечественной педагогике появилось много научных исследований, рассматривающих православные религиозные ценности в качестве гуманистического источника духовно-нравственного воспитания старшеклассников (В. Г. Александрова, И. Н. Ильин, Святитель Игнатий Брянчанинов, Н. Л. Шеховская и др.). К. М. Архангельский, М. М. Дунаев, А. И. Осипов считают, что связующим звеном между религиозной духовностью, выработанными ею способами православного воспитания и потребностью современного общества в высокодуховных личностях является русская классическая и современная духовная литература. В этой связи нами был проведён анализ понятия «духовность», начиная от устной народной традиции (православный фольклор XV - XVII вв.) до современной русской литературы (А. И. Солженицын др.). Я разделяю точку зрения А. И. Осипова и понимаю духовность как интегральную характеристику ценностно-смысловой сферы личности, означающей приоритетность духовных ценностей. Духовное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Я разделяю точку зрения С. Г. Макеевой и считаю, что нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения. Нравственное воспитание - воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Изучение различных подходов к раскрытию понятия «духовно-нравственное воспитание» позволило нам сформулировать своё определение данного понятия.
    Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе есть организованное учителем взаимодействие с учащимися, направленное на формирование у старшеклассников духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений, ответственного отношения к природе, обществу, самому себе, нравственных чувств (чувства патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности) на основе восприятия и осмысления нравственных идеалов, содержащихся в произведениях художественной и духовной литературы. Результатом духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственная воспитанность старшеклассников, которая представляет собой единство нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Критериями и показателями духовно-нравственной воспитанности старшеклассников выступают: когнитивный критерий (знание духовно-нравственных понятий и норм нравственности); поведенческий критерий (ответственное отношение к обществу, окружающим людям, самому себе); эмоционально-ценностный критерий (сформированность нравственных чувств: патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности, наличие системы нравственных ценностей и убеждений).
    В русской классическо педагогике впервые необходимость межпредметных связей обосновал К. Д. Ушинский. В настоящее время вопросы интегрированного обучения рассматриваются в работах И. Ю. Алексашиной, Н. С. Антонова, Л А Артемьевой, В. С. Безруковой, Н. А. Беловой, В. Н. Ивандовой, Л. И Луцкане М. М. Махмутова, Н. К. Чапаева, А. И. Пашусова и др. Важными с точки зрения нашего исследования являются понятия «интегрированное обучение», «интеграция предметов», «итерированный урок». Я разделяю позицию Н. С. Антонова и под интегрированным обучением понимаю такую организацию процесса обучения, при котором происходит синтез разнородных знаний. Вслед за Ю. В. Фоминых я считаю, что интеграция предметов - это организация предметной деятельности, 'предполагающей использование системного подхода, ориентированного на формирование системного мышления. В определении интегрированного урока я придерживаюсь точки зрения М. М. Махмутова, что интегрированный урок - это урок, в ходе которого осуществляется синтез знаний различных дисциплин. Интегрированный урок русского языка и литературы - это урок, в ходе которого осуществляемый синтез русского языка классической и духовной литературы увеличивает образовательные и воспитательные возможности изучаемых дисциплин. Рассмотрение смежных лингвистических и литературоведческих понятий родственных дисциплин в целях расширения филологических и этических знаний старшеклассников (антонимы - антитеза - прием контраста; лексическое значение слова - переносное значение слова - эпитет, метафора и др. Осуществление дидактического синтеза с опорой на лингвистические и литературоведческие понятия в процессе формирования духовно-нравственной воспитанности старшеклассников.
     Предполагалось, что духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе будет происходить эффективно при реализации следующих педагогических условий:  внедрении в учебно-воспитательный процесс разработанной на основе интегративного, системного, аксиологического, культурологического, личностно ориентированного подходов модели процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников, определяющей цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат педагогической деятельности; - использовании текстов современной духовной литературы при интегрированном изучении русскому языку и литературы в старшей школе как дополнения к ценностному ядру основного образования; - обеспечении синтеза речевого, интеллектуального и нравственного развития старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе; - реализации индивидуального и дифференцированного подходов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников. В процессе подготовки эксперимента нами выявлен педагогический потенциал учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в духовно-нравственном воспитании старшеклассников, недостатки учителей в организации этого процесса, определены критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности старшеклассников. В соответствии с этим  были установлены четыре группы учащихся по уровню духовно-нравственной воспитанности: высокий, выше среднего, средний, низкий. Высокий уровень был принят как эталонный показатель эффективности духовно-нравственной воспитанности старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе, на основе которого осуществлялась экспериментальная работа и оценка ее результатов. - в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников недостаточно применяются методы создания ситуаций нравственного выбора, оценки действий и поступков с точки зрения морали, недостаточно используются ситуативные задачи и ролевые игры, несущие представления о традициях духовной культуры Отечества. Основой данной модели является цель, которая сформулирована следующим образом: формирование духовно - нравственной воспитанности старшеклассников.
    Для достижения цели необходимо было решение следующих задач: 1. Мониторинг уровня духовно - нравственной воспитанности учащихся. 2. Включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Реализация модели осуществлялась в процессе преподавания русского языка и литературы, элективного интегрированного курса «Русская словесность», позволяющих осуществлять внутрипредметную и межпредметную связи и включать учащихся в научно-исследовательскую деятельность, призванных обеспечивать высокий уровень духовно-нравственной воспитанности старшеклассников. Программой были предусмотрены различные типы уроков (урок-исследование, урок-семинар, урок-поиск, урок-открытие), написание творческих и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, фестивалях творчества, творческих конкурсах, в работе «Центра духовной культуры», выступления перед учениками воскресной школы, организация экскурсий в различные музеи, в православные храмы, встречи с деятелями науки, культуры и искусства, представителями духовенства. Методами обучения выступали объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский, метод проектов; методами воспитания - формирования сознания, суждений, понятий, взглядов; формирования опыта нравственной деятельности. Формы организации учебного процесса: - урок - дискуссия; урок-исследование, урок-семинар и др.; - экскурсии в музеи; - олимпиады; Формы организации внеучебной деятельности учащихся: - разработка творческих проектов Результат: повышение уровня духовно - нравственной воспитанности старшеклассников Занятия со старшеклассниками позволили формировать представление о русском языке, литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; воспитать представления о сыновнем, дочернем, гражданском долге, совести, человеческом достоинстве, гуманизме, ответственности, патриотизме и других важнейших качествах духовно развитой личности. Механизм формирования духовно-нравственной воспитанности согласно разработанной программе таков: сначала рассматриваются ресурсы языка, затем - литературное произведение как результат употребления языка и как итог - общечеловеческие нравственные ценности, нашедшие своё воплощение в произведениях русской классической и современной духовной литературы. Второе педагогическое условие - использование текстов современной духовной литературы при интегрированном обучении русскому языку и литературе, -реализовывалось нами посредством обращения к современным духовным притчам и заповедям, раскрывающим такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, духовность и бездуховность, человечность и бесчеловечность и др. В этой связи нами были выбраны такие жанры духовной литературы, которые имеют большой воспитательный потенциал в раскрытии названных понятий. Для учащихся были разработаны исследовательские задания по составлению вопросов к духовно-нравственным текстам. По разработанным к каждому тексту вопросам были повторены трудные случаи орфографии и пунктуации, проведён сопоставительный анализ произведений русской литературы и современных духовных текстов. Вопросы для комплексного анализа текста, который признаётся нами высшей формой интеграции учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», «Русская словесность» побуждали проникнуться внутренним содержанием духовно-нравственных понятий: добро и зло, долг и честь, совесть и бесчестье и т.д. В процессе работы над такими притчами и уроками, как «Притча о том, как человек хотел только для себя большого счастья», «Урок о счастье» осуществлялось формирование таких понятий, как «ответственность», «долг»; «Притча о потере и приобретении», «Урок о равновесии» способствовали формированию понятий «духовные ценности», «гуманизм», «милосердие»; притча «Ночь одиночества» и «Урок об объединении душ» заставляли старшеклассников глубоко задуматься и над такими понятиями, как «дух», «душа», «духовность», «милосердие», «доброжелательность», «сочувствие другому человеку», «терпение», что нашло отражение в сочинениях-размышлениях старшеклассников, в их стихах, словесных зарисовках, рассказах, самостоятельно снятых видеофильмах, исследовательских работах, волонтёрской и добротворческой деятельности. Осуществление третьего педагогического условия предполагало обеспечение синтеза речевого, интеллектуального и нравственного развития старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе. При реализации данного условия мы опирались на мнения В. В. Зеньковского, Т. И. Петраковой, Н. А. Беловой, считающих, что духовно-нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если оно происходит в процессе изучения родного слова и сочетается с их речевым и интеллектуальным развитием. Мы провели входное и выходное тестирование и анализ творческих работ старшеклассников по разработанной Е. В. Архиповой матрице текста для установления уровней развития орфографической, пунктуационной грамотности, связной речи, и в частности таких ее компонентов, как лексический запас, грамматический строй, цельность и связность речи.
     При проведении тестирования были использованы тесты, условно разделённые Е.В. Архиповой натри тематические группы: язык, Отечество, дом/ семья. Внутри каждого теста были даны задания, определяющие первоначальный уровень сформированное™ знаний и связанных с ними умений относительно анализа слова, предложения, текста. Проведенное после экспериментального обучения итоговое тестирование продемонстрировало динамику речевого развития старшеклассников в процессе изучения русского языка, литературы, элективного курса «Русская словесность». Реализация четвёртого педагогического условия - реализации индивидуального и дифференцированного подходов к старшеклассникам в процессе их духовно-нравственного воспитания — осуществлялась посредством использования в урочной и внеурочной деятельности различных приёмов. Для реализации дифференцированного подхода определялись наиболее эффективные виды деятельности для групп учащихся с различным уровнем развития духовно-нравственной воспитанности. В процессе занятий были использованы также различные варианты творческих заданий (письмо наизусть, лингвистический лабораторный опыт, списывание с обоснованием, творческий диктант и др.), нетрадиционные формы домашних заданий для учащихся с разным уровнем сформированности духовно-нравственной воспитанности (творческая работа; лингвистическое исследование текста; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; художественное чтение; инсценировка художественного произведения; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; подготовка словарных диктантов по произведениям одного или нескольких писателей; составление вопросника к зачету по теме, конспекта, опорных таблиц и сложных цитатаых планов к сочинениям на нравственную тематику и др.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ