Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тренинг альтернативных форм взаимодействия
участников образовательного процесса

Бахонская Юлия Вячеславовна;
Федына Наталья Валерьевна,
педагоги-психологи высшей квалификационной категории,
победители районных туров и участники городского тура конкурса
педагогических достижений в номинации «Гармония, благополучие, поддержка»,
финалисты городского проекта «Сегодня молодой учитель – завтра лидер образования»

Курсы повышения квалификации в рамках
Технологии предупреждения деформации взаимоотношений.
Переход от унифицированного образования к вариативному; от педагогики «знаний, умений и навыков» - к педагогике развития должен сопровождаться переориентацией сознания учителя от школоцентризма – к детоцентризму, формированию культуры совместной работы с психологом, как с междисциплинарным специалистом в образовательных учреждениях
Одним из возможных вариантов формирования культуры совместной работы педагогов и психологов, расширяющей традиционное представление о класно-урочной системе взаимодействия с учащимися может быть совместная разработка развивающих занятий, проектирование развивающей среды, апробирование и внедрение альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса. А именно совместная работа с использованием игровых занятий, элементов атр-терапии, телесного осознания, ознакомление с принципами работы компенсаторных, коррекционных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании.
В настоящее время существует потребность активизации разработки и внедрения программ общей психологической подготовки педагогических кадров как необходимой предпосылки психологизации образовательного процесса.
В современных социально-экономических условиях дальнейшее развитие образования в России многие специалисты связывают с необходимостью качественного обновления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Г.А.Бордовский, В.Г.Воронцова, Ю.В. Громыко, И.А.Зязюн, М.М.Поташник, Н.Ф.Радионова, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, и др.).
В связи с этим использование разработанной системы сопровождения участников образовательного процесса «Сотрудничество» и, в частности, технологии ТПДВ в учебном процессе, обеспечит учителя современным инструментом организации образовательного процесса (технологическая карта и система занятий-тренингов). Это позволит эффективно расходовать учебное время, повысить качество обучения, раскрыть творческий потенциал учащихся, обеспечить успешную самореализацию личности, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.
Таким образом, представленная программа обеспечивает:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • повышение качества образования, которое сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность".
  • преодоление трудностей в обучении;
  • успешную социализацию;
  • сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, защиты прав детей и подростков;
  • реализацию требований ФГОС к результатам образования
  • В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.

Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы и зону ближайшего развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н.И. Гуткина).
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.
Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
В меморандуме непрерывного образования Европейского союза одним из ключевых принципов является разработка новой методологии обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь.
Во ФГОС второго поколения, внедряемых в школу с 2011 года так же прописана необходимость использования новых форм взаимодействия с учащимися.
В технологии предупреждения деформации взаимоотношений наиболее широко представлены альтернативные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Результаты апробации технологии показали продуктивность данной технологии и целесообразность ее использования в рамках всего образования.
Новизна программы заключается в том, что в ходе её реализации слушатели овладевают навыками совместного проведения уроков двумя специалистами, расширяя традиционное представление о классно-урочной системе взаимодействия с учащимися. Одна из задач программы создание условий для совместной разработки альтернативных форм занятий, проектирования развивающей среды, апробирования и внедрения новых форм взаимодействия участников образовательного процесса. Новые формы взаимодействия позволяют одновременно использовать фронтальную и индивидуальную работу с детьми с учетом индивидуальных особенностей, ориентируясь на зону ближайшего развития компенсировать возможные трудности усвоения учебного материала проработкой тем в игровой форме.
Помимо этого использование ТПДВ позволяет использовать метод включённого наблюдения, выявляющий педагогический стиль общения учителя, проблемные зоны в сфере общения (детей с учителем, детей между собой, детей с другими специалистами) и причины возникновения трудностей в сфере познавательных процессов. А так же динамику симптоматики в зависимости от урока и/или задания.
При совместном создании модели взаимоотношений педагога с участниками образовательного процесса, расширяются знания педагогического персонала в области психологии возрастного развития и формируются навыки применения этих знаний на практике. Смещает акцент с коррекции проблемы на причины её возникновения и профилактику. Организует воздействие через педагогов на семью, формируя мотивацию к сотрудничеству со стороны родителей.
Данная модель направлена на предупреждение возникновения деформации отношений ребёнка с окружающими, а именно нарушения коммуникативной, эмоциональной, регулятивной и познавательных сторон развития.
Цель программы – раскрыть сущность технологии предупреждения деформации взаимоотношений и научить педагогов использовать ее в практической деятельности.
Задачи:

  1. Повысить мотивацию педагогов к самосовершенствованию;.
  2. - Обеспечить условия:

- для освоения теоретических основ технологии предупреждения деформации взаимоотношений (ТПДВ) в режиме данной технологии;
- для создания модели инновационного методического инструментария на основе  ТПДВ
- для апробации методической разработки в реальном учебном процессе с использованием ТПДВ.

  1. для представления опыта использования технологии.

Форма обучения: без отрыва от производства.
Категория слушателей: заместители директоров школ по УВР, методисты, учителя, классные руководители, педагоги-психологи.
Срок обучения: 72 часа.
Принципы отбора содержания и организации учебного материла. Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на теоретические и практические модули, которые взаимно дополняют друг друга. Теоретические модули направлены на освоение теоретических основ технологии ПДО, а именно ознакомление с концептуальными подходами «Теории объектных отношений». Практические модули ориентированы на применение приобретенных знаний для создания методической разработки уроков-тренингов, апробации ее в реальном учебном процессе, оформления и представления итоговой выпускной работы.
Процесс создания методической разработки уроков-тренингов включает в себя несколько этапов, напрямую связанных с ТПДВ:
1 этап «Предадаптация» или мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2 этап «Адаптация» или концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
3 этап «Развивающие занятия» или проектный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4 этап «Развивающие занятия» или реализация проекта - практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
5 этап «Рефлексивно-диагностический» - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).
При успешном освоении данной программы, слушатели (педагоги):
будут знать: основные теоретические положения ТПДВ, закономерности психологического развития детей, модели альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, их особенности и преимущества;
будут уметь: составлять игровые занятия, совместные уроки, развивающие занятия
будут владеть: приёмами ведения игровых занятий, инновационным способом составления урока с использованием технологической карты, способами ведения совместных уроков с коллегами и специалистами службы сопровождения.
 
Основные понятия

  • федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.
  • метапредметные (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные), предметные умения:
  • теория объектных отношений (базовое доверие, аффективный блок, зона переносимого дискомфорта, деперсонификация запретов, схема отреагирования аффекта, символика.)
  • общение, коммуникация, регулятивные компетенции, самопознание, адаптационные механизмы, сплочение коллектива,
  • альтернативные формы взаимодействия: арт-терапевтические методы, сказко-терапевтические методы, ролевые игры, тренинг, этапы тренинга, обсуждение, телесно-ориентированные техники и текхники танцевально-двигательной терапии.
  • методический инструментарий: технологическая карта, дидактическое электронное сопровождение.

 
Ожидаемые результаты обучения
В процессе обучения слушатели приобретут навыки самостоятельной разработки инновационного методического инструментария на основе ТПДВ и умения использовать альтернативные формы обучения. Научаться составлять технологическую карту (ТК) урока, занятия, и подбирать адекватное дидактическое сопровождение к новым формам уроков, занятий и пр.
 
Текущая аттестация
Выполнение диагностических и комплексных работ, включающих задания интеллектуально-преобразовательной деятельности.
Объем учебных 72, что соответствует 3 модулям. Каждый модуль имеет теоретические, практические и самостоятельные занятия, которые осваиваются в режиме данной технологии.
Усвоение каждого модуля оценивается с использованием системы рейтинговой оценки, которая позволяет оценивать результаты освоения каждой темы и модуля, а также курса в целом. Оценка (в баллах) за каждую тему и модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий. Общая оценка определяется суммой баллов за отдельные темы и модули.
Выполнение заданий каждого модуля составляет 40 баллов, выполнение заданий 3 модулей 120 баллов.
Распределение баллов следующее: самостоятельная работа - 20 единиц (высший бал), выполнение практических работ – 10 единиц (высший бал), посещение лекционно-семинарских занятий - 10 единиц. Самостоятельная работа имеет статус итоговой работы в изучении каждого модуля. Минимальное количество баллов, необходимое для освоения модуля 30 единиц.
На лекционных и семинарских занятиях ответы и выступления слушателей преподаватель оценивает в баллах. Выступление оценивается в 5 баллов, а правильный ответ в 4 балла.
 
Итоговая аттестация
Для осуществления итогового контроля усвоения материала всех модулей программы «Повышение квалификации педагогического персонала в рамках Технологии предупреждения деформации взаимоотношений» используются видеозаписи проведения уроков (занятий) с использованием ТПДВ и методического инструментария (ТК ТПДВ). Представление и защита выпускной аттестационной работы в виде разработанного методического инструментария (технологическая карта и разработанное занятие) по теме, выбранной слушателем.
Критерии оценивания.
Оценка динамики формирования умений работать в рамках ТПДВ с использованием альтернативных форм проведения уроков осуществляется с помощью входной и выходной диагностики посредством заполнения рефлексивных анкет и самоанализа.
Оценка методической разработки (технологическая карта урока), спроектированной обучающимися по выбранной теме, проводится в условиях представления и обсуждения в рамках учебной группы (по окончании отдельного модуля).
Оценка методической разработки урока-занятия, спроектированной обучающимся, проводится в условиях представления видеозаписи урока-занятия для просмотра в рамках рабочей группы по окончании всего курса.
Методическая разработка, выполненная слушателем, оценивается по следующим основным критериям:

  • соответствие разработки требованиям и характеристикам альтернативных форм обучения;
  • соответствие планируемых результатов обозначенным целям деятельности;
  • соответствие урока-занятия требованиям ФГОС
  • соответствие урока-занятия заявленной теме технологической карты.

В результате прохождения курса повышения квалификации по представленной программе в зависимости от направления деятельности и выбранного направления слушатели расширят свои знания и повысят уровень профессиональной компетентности в следующих вопросах:

  • Дошкольное образование - ранняя диагностика профилактика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе, эффективные развивающие занятия.
  • Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников и их родителей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации
  • Основная школа - адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
  • Старшая школа - поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, формиование женственности. Комплексное психологическое сопровождение при подготовке к сдаче ЕГЭ. Таким образом, На всех уровнях в результате освоения программы участники повысят уровень профессиональной и коммуникативной компетентности. 

Список литературы:

  1.  «Психология человека от рождения до смерти». /Под. Ред. А.А.Реана Изд. «Прайм-ЕВРОЗНАК», СПб 2007
  2. Дольто Ф. Мы идем в "Мэзон Верт". На стороне ребенка. СПб. Петербург
  3. Дубровина. И.В.Рабочая книга школьного психолога. Москва. Международная педагогическая академия. - 1999
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» С-Пб. Речь 2003
  5. Кляйн М."Зависть и благодарность" Б.С.К. СПб.1997
  6. Коннор О.Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира ребенка, - Ярославль: Академия развития, 1997
  8. Лоуэн А."Психолоогия тела". М., Институт общегуманитарных исследований.2000
  9. Лоуэн А."Физическая динамика структуры характера". М.Изд.фирма"Компания ПАНИ", 1996
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком». С-Пб.Речь 2003
  11. Мустакас К.Игровая психотерапия – СПб. Речь 2000.
  12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.:Тривола, 1995
  13. Рене А. Шпиц В, Годфри Колблинер "Первый год жизни" Москва.Геррус.1996
  14. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  15. Смид. Р.Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 2000.
  16. Соколова Е.Т."Психотерапия теория и практика". Москва. Академия 2002
  17. Суслова О."Психоанализ и воспитание" Вестник психоанализа N. 2 - ХХ1 век, - 1997
  18. Ю.В.Бахонская Н.В.Федына, Развитие психолого-педагогической службы через становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения – Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» - Краснодар, 2012. Стр. 178-185.
  19. Ю.В.Бахонская, В мир новых впечатлений» системно-ориентированная психологическая помощь в образовательном процессе. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе: проблемы, ресурсы, инновации». СПБ АППО, НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма». 2011. 18 стр
  20. Ю.В.Бахонская, Н.В.Федына, Система сопровождения участников образовательного процесса «Содружество». Материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие». Комитет по образованию СПБ, АППО, ГОУ Центр образования «Санкт-петербургский городской Дворец творчества юных». 2011. 7стр, №442-448.

 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ