Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Соковых Надежда Николаевна
 
 «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
1)      Выразительное чтение стихотворения.
2)      Дата написания - 4 июня 1901г., время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе.
3)      Место в творчестве:  это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА.
4)      Тема: Ожидание встречи с НЕЙ.
5)      Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может  узнать ЕЁ, так как  облик ЕЁ , обретя земное воплощение, может измениться и утратить свою индивидуальность.
6)Какие слова передают это переживание?
«Года проходят мимо»,
 «Молча жду , тоскуя и любя».
 
«Страшно мне: изменишь облик ТЫ».
«О, как паду и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты…»
 
   7)Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?
( от трепетного ожидания встречи с НЕЙ  и всё возрастающей тревоги                                до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти).
8)Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? ( Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой).
- Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры:  «весь горизонт в огне»,  «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление  ЕЁ передано возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя мечты».   
Обращение к НЕЙ : ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик -  от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение.
 
Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»
 
1)      Выразительное чтение стихотворения.
2)       Дата написания 25 октября 1902 г. ,
3)       Тема: « Ожидание появления Прекрасной Дамы».
4)      Какое чувство положено в основу стихотворения?
 (Ответы: Напряжённое, страстное чувство ожидания встречи с НЕЙ и преображения окружающего мира  с ЕЁ появлением.)
5)      Какими словами передано это переживание?
( Ответы: «вхожу в храмы», «совершаю обряд», « жду»,  «дрожу от скрипа дверей»).
6)      С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы?
( Ответы: Он создан силой воображения лирического героя и  передан метафорами, такими как:  «улыбки, сказки и сны», которые бегут «высоко» по карнизам.
Этот образ может показаться странным, но он передаёт непосредственность переживаний человека. Чувства и восприятие лирического героя так обострены, что для него они обретают видимость и реальность конкретного образа: « Милая», « Величавая», « Святая»…   « Вечная Жена» хотя и предстаёт в неясном, туманном  облике :  «…Образ –  лишь сон о НЕЙ», -   но этот «озарённый» Образ , ЕЁ « отрадные черты» передают благоговейное поклонение и трепет, которые испытывает лирический герой.)
7)      С помощью какой символики подчёркивается « небесное» в облике Прекрасной Дамы?
( Ответы:  « Мерцанье красных лампад», «ризы», « озарённый Образ», «ласковы свечи» - всё это соединяет символический образ Прекрасной Дамы с образом религиозным: Богоматери, животворящего начала. Всё, что касается  Прекрасной Дамы, написано с заглавной буквы, и за НЕЙ закрепляется определённое пространство – « высота».)
8)      Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе?
(Ответы: В стихотворении выражено ожидание гармонии мира. Вера  в его преображение  подчёркнута  в заключительных строчках: « Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ Но я верю: Милая – Ты.»).
 
 
Анализ стихотворения « Мы встречались с тобой на закате…».
1)      Время написания стихотворения:13 мая 1902года.
2)      Тема стихотворения: « О любви к женщине и встречах с ней».
3)      Можем ли мы сказать что в этом стихотворении гораздо меньше символических «знаков», нежели в двух предыдущих стихотворениях?
( Стихотворение не исключает реальных примет и признаков окружающей жизни, здесь мы находим подлинные очертания «зримого мира»: залив, весло, рябь, камыш, белое платье. И всё – таки есть символика, связанная с НЕЙ:  «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь».)
4)      Каким предстаёт перед нами в этом стихотворении лирический герой?
( Мы улавливаем противоречивость чувств героя: с одной стороны, « всё померкло, прошло, отошло»…, -  и его влечёт земная женщина , а с другой  – он с грустью говорит о том, что утратил « утончённость мечты».)
 5)  Каков основной мотив этого стихотворения?
   ( Это скорее всего мотив пробуждения лирического героя от мистических       видений и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни. Победила человеческая влюблённость: «белое платье», « белый стан» - приметы молодой женщины, в которой угадывается Л.Д. Менделеева.  Белый цвет – символ чистоты, святости,  а « золотое весло» в её руках – знак очень  дорогого , ценного.)
 
 
Анализ стихотворения « Я и молод, и свеж, и влюблён…»
1)      Время написания стихотворения:31 июля 1902 г.
2)      Тема стихотворения : « Ожидание свидания с любимой женщиной».
3)      Какие слова в стихотворении передают это чувство?
( Ответы: « я влюблён, в тревоге, в тоске и в мольбе», « неизменно склонённый к тебе» - передано молитвенно – трепетное ожидание встречи с НЕЙ.  « Неизменно» -  т.е. навсегда -  звучит как клятва).
4)      С помощью каких художественных средств передано это чувство ожидания?
  ( Ответы : Любовь героя к героине и ожидание свидания с ней представлены в метафорической форме: « склонённый клён» -  влюблённый «я» , « широкий шатёр», « в зелёной тени».)
5)      Каким предстаёт образ ЕЁ ?
 ( лицо, обращённое к «звёздам» - символическое художественное  пространство, отведённое Прекрасной Даме, « ароматные слёзы хвалы» - чувство радости, счастья, блаженства, ГАРМОНИИ -  того, к чему стремится душа лирического героя.)
 
 
Анализ стихотворения «Я отрок, зажигаю свечи…»
1)      Время написания стихотворения : 7 июля 1902 г.
2)       Тема стихотворения : « Ожидание встречи с НЕЙ».
3)      В каком облике предстаёт лирический герой?
(Герой – отрок, принадлежит к нижнему миру, отдаёт себя ожиданию ЕЁ – своего идеала, ему приданы черты послушника, земного человека, трепещущего
в ожидании явления возлюбленной.)
            4)Как изображена ОНА, Прекрасная Дама?
            ( Героиня, как и во многих стихотворениях, навеянных ЕЁ образом,  невидима и
неслышима, вся принадлежит  идеальному, неземному миру  : «ОНА без мысли и без речи//На ТОМ смеётся берегу». ЕЁ сфера –  «тот берег» - свидетельство неземной  сущности бытия, соотнесённость ЕЁ с высшей реальностью. С НЕЮ связано ощущение недосказанности: «сумрак мутно – голубой, « туманная завеса», что подчёркивает ЕЁ бесплотность,  «непостижимость»)
4)      Можно ли сказать, что данный лирический сюжет  - поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о двоемирии?
  (Ответы: Да, в данном стихотворении выражена мечта о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине для преодолении мира хаоса и установления гармонии.)

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ