Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 ГБОУ СОШ  № 277 Санкт-Петербург 

Рыкунова Елена Львовна,

учитель русского языка и литературы

 

Тема урока

«Изображение светского общества в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

10 класс

Цель:

1.Определить идейно-художественное значение  эпизодов, в которых идет речь о светском обществе Петербурга и Москвы начала 19 века.
2. Выявить принципы изображения Толстым светского общества.
3. Показать неоднородность светского общества Петербурга и Москвы.                                                                             4. Определить авторское отношение к салону Шерер.

Задачи:

1.       Проанализировать первые главы первого тома романа-эпопеи «Война и мир».

2.       Сопоставить изображение светского общества романа-эпопеи «Война и мир» с высшим светом того же временного периода в других литературных произведениях.

3.       Сравнить высшее общество Петербурга и Москвы.

4.       Выявить внешние и внутренние (истинные и ложные) черты представителей светского общества.

Тип урока:Комбинированный урок с элементами беседы, дискуссии,  практикума.

Технологии: технологии развивающего обучения, информационно–коммуникативные технологии, технология развития критического и аналитического мышления.

Оборудование:компьютер, мультимедийная установка, презентация, видеофильм.

План урока:

1.      Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Беседа.

2.      Проверка домашнего задания (т. 1, ч. 1).

3.      Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи.

4.      Практикум: работа над сопоставительной таблицей «Высшее общество Петербурга и Москвы».

5.      Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».

6.      Рефлексия. Закрепление изученного материала.

7.      Домашнее задание.

Ход урока:

1.      Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Беседа.

Слово учителя.

Здравствуйте! Мы продолжаем изучение романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На прошлом уроке речь шла об истории создания этого произведения, об этапах работы над романом, о смене автором идейно-художественного замысла, отраженного в вариантах названия. Сегодня мы обратимся непосредственно к тексту романа-эпопеи и окунемся в сложный мир взаимоотношений, характеров, образов светского общества двух столиц начала 19 века – Петербурга и Москвы.

Запишите в тетрадях число, тему и эпиграф урока. (Слайд 1)

                                                  

Всмотритесь в содержание   слайда. Нет ли в его композиции  каких-либо несоответствий, странностей, алогизмов? Как вы можете это объяснить?

(Предполагаемые и желаемые ответы учеников: Несоответствие между названием темы, эпиграфом, картиной – с одной стороны и портретом графа Льва Толстого ( «мужицкая» рубаха, плохо причесанные волосы, неухоженная борода, вальяжная поза) – с другой.  Внешний вид автора романа спорит с его социальным происхождением, пренебрегая правилами приличия дворянского общества). 

Вспомните, какой образ жизни был принят в семейном укладе графов Толстых?

(Краткий рассказ учеников  о «простой» бытовой  жизни Толстых в Ясной Поляне и весьма сложной, напряженной духовной).

Как же Лев Толстой относился к высшему обществу? Как его отношение проявилось в описании высшего света в романа - эпопее?

(Предполагаемые очевидные устные ответы учеников).

 После устной работы (беседы) учитель дает 2-3 минуты ученикам для записи в тетрадь тезисов проведенной беседы.

2.      Проверка домашнего задания – вопросы  на знание и понимание текста романа (первых глав тома 1).

Ответьте на вопросы:

1.      В каком году был написан роман-эпопея «Война и мир»?

2.      Какие исторические события описываются в романе – эпопее?

3.      Какой эпизод открывает первый  том романа-эпопеи?

4.      Перечислите  имена героев, с которыми вы  познакомились в первой части романа?

5.      Чем заканчивается первый том романа - эпопеи?

3.      Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи.

1) Актуализация знаний:

- Вспомните литературных персонажей первой половины 19 века, которые относились к высшему обществу обеих столиц ( Евгений Онегин, Александр Чацкий  и  Григорий Печорин).                                                                                                                                                                                           - Каковым было их отношение к балам, приемам, званым вечерам, светским раутам?

- От чего они бежали в деревню, на Кавказ, за границу?

- Каким  же изображен высший свет Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым?

(Составление таблицы по сообщениям учащихся – слайд № 2)

- А как изображает высшее общество, приближенное к императорским кругам, Лев Толстой? Как выглядит сам император Александр Первый?

2) Вспомните страницы истории начала 19 века, рассмотрите слайд № 3 и составьте краткую справку.

 (Чтение составленных текстов – представлений эпохи начала 19 века)

3) Работа с иллюстрациями и текстом первой главы первого тома.

- Посмотрите на  слайд № 4 и определите, на какой иллюстрации художник изобразил Московское высшее общество, а на какой  - Петербургское? Объясните, почему?

- Давайте остановимся на изображении высшего общества Петербурга – новой европейской столицы. Поясните, опираясь на текст первых глав, авторский замысел в описании салона Анны Павловны Шерер. (Ответы двух – трех учеников)

- Выберите из текста цитаты для  иллюстрации с изображением знати Петербурга («высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили»; «Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам,

прохаживается по заведению… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной… заводила равномерную, приличную разговорную машину»).

 Эти цитаты мы расположим на слайде № 5.

4.      Практикум: работа над сопоставительной таблицей «Высшее общество Петербурга и Москвы».

1)      После внимательного домашнего чтения первых глав романа и расставлении в них  важных  акцентов, составьте схему (таблицу, опорный конспект), демонстрирующую внешний и внутренний мир людей высшего общества Петербурга. Сделайте вывод. 

2)      Озвучьте, что у вас получилось (по цепочке учащиеся зачитывают подмеченные ими внешние и внутренние стороны мира петербургской знати и формируют содержание  слайда № 6).

 3) А теперь  вглядитесь в лица, вслушайтесь в речи каждого гостя, назовите их имена, загляните в их души. Что вы увидите там?

- Как изображает Лев Толстой гостей в салоне Шерер?                                                                                                                           - Какие литературные приемы использует, описывая их? Рассмотрите слайды  №№  7, 8 

Ответы учащихся.

3)      Запись в тетрадь:

- Особенности портрета у Толстого

1.      Первое знакомство с героем дается через его внешность.

2.      Глубокое психологическое наполнение портрета.

3.      Выражение через портрет смены чувств и настроений.

4.      Выделение 1-2 постоянных признаков у персонажа.

- Художественные приемы:

1. «Срывание масок»,

2. Противопоставления и сопоставления.

3. Ирония в авторских оценках.

4. Сложные метафоры  и параллели.

5. Обилие французского языка в речи посетителей салона. А в авторском языке – разговорные обороты.

 

5) Работа над портретами героев.

- Какие постоянные признаки выделяет Толстой в своих героях?
- Кого выделяет среди гостей Шерер Толстой? ( Пьера и Андрея).                                                                                                       - Свои ли они в этой гостиной, если судить только по портрету и манере поведения героев?                                                         - Как показывает Толстой их чужеродность?

6) Запись в тетрадь. Писателем постоянно подчеркивается разница между тем, что говорят и как говорят герои. Толстой показывает героев в такие моменты, когда само собой проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Писатель как бы срывает со своего героя внешнюю маску.

5. Дискуссия. Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям? Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике.

1) Тезисы дискуссии записываются в тетрадь).

2) Постановка проблемных вопросов.

- Можно ли ограничиться разговором лишь о знати Петербурга? Почему?

- Как вы думаете, о чем еще должна идти речь? (О высшем обществе Москвы)

Рассмотрите слайд № 9.

- Подберите цитаты из гл. 7 – 11 о том, как изображено светское общество Москвы. Запишите свои ассоциации, рассматривая иллюстрацию со слайда. Отличается ли ваше восприятие московского общества от петербургского? Чем?

6.  Выводы (закрепление изученного материала):

Светское общество в романе-эпопее Л.Н.Толстого изображено достаточно неоднородным, так как состоит из двух культур Петербурга и Москвы. Иронизируя по поводу морали, царящей в высшем свете, автор остается реалистом, а не сатириком и знакомит читателей  не только с нечистоплотными в нравственном отношении людей, но и вполне достойными, порядочными представителями своего круга.

7. Домашнее задание.

1) Перечитать том 1, части 2 и 3.

2) Рассказать о взаимоотношениях в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных.

3) Начать составление цитатной таблицы на тему «Мысль семейная».

Стороны сопоставления

Болконские

Ростовы

Курагины

?

 

 

 

?

 

 

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ