Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

(из опыта работы)
 
Корсанова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 110 Санкт-Петербурга
  
     В последнее время литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности. В связи с этим чётко прослеживается главное  противоречие между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно важный предмет.
     Для того чтобы в какой-то степени уменьшить это противоречие, необходимо использовать такие приёмы преподавания литературы, с помощью которых разрешается одна из главных проблем - активизация познавательной деятельности учащихся, целью которой является повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время.
     В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учёными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и другие); дидакты (И.Я.Лернер, Г.И.Щукина, Ю.К.Бабанский); методисты (Т.В.Напольнова, В.М.Шаталов, Е.Г.Шатова и другие). Выводы, к которым они пришли в своих исследованиях, сводятся к тому, что нужно искать способы активизации познавательной деятельности, которые бы повышали интерес учащихся к процессу чтения.
     Я полностью с этим согласна. Однако, как мне кажется, одного интереса не достаточно. Требования учебных программ по литературе и  образовательных стандартов ставят перед учителем и учеником высокие планки  результатов и достаточно жесткие сроки их достижения. Способен ли учитель в таких условиях на основе только интереса добиться успешности каждого ученика? Я в этом сомневаюсь. Ведь дети все разные, одному нравится то, что не нравится другому, а научить надо всех.
  С 6-7 класса  начинается изучение достаточно больших по объему произведений, которые предназначены для домашнего прочтения. Как добиться, чтобы все учащиеся прочитали   произведение  и пришли на урок, зная его содержание? Вот вопрос, который волнует учителей. И, честно говоря, никто не дает на него точный ответ. Каждый учитель сам ищет способы добиться желаемого. Мой опыт мне подсказал: для того чтобы добиться самостоятельного прочтения учащимися произведения, надо использовать систематическую проверку знания содержания прочитанного. Способов такой проверки существует много. Я использую способ, который условно назвала «Пять вопросов – пять ответов». В начале урока учащимся предоставляю возможность ответить на пять вопросов по содержанию прочитанного. Состав и формулировка вопросов такова, что легко понять, читал ученик произведение или нет.  Почему только пять? Во-первых, такое количество позволяет провести работу быстро, оперативно, не в ущерб основным целям урока. Во-вторых, оценка этой работы очень понятна ученикам: ответил правильно на все пять вопросов – получил "5", ответил правильно на четыре вопроса – оценка "4" и т.д. Они хорошо реагируют на это и даже заранее себя оценивают, не дожидаясь отметки учителя. Сначала мои учащиеся не воспринимали эту работу серьезно и часто приходили, не выполнив домашнее задание,  надеясь, что с моим заданием справятся, ничего не читая. Но этого сделать невозможно, и, несколько раз столкнувшись с трудностями выполнения и с не удовлетворяющими их оценками, они стали читать. Жестко?  Да, возможно. Но зато результативно. Теперь читает большинство учащихся.  А раз читают -  значит есть,  о чем говорить на уроке.        Теперь можно заняться и  активизацией познавательной деятельности.
  Среди активизирующих приемов я чаще всего пользуюсь теми, в основе которых лежит критическое мышление, исследовательская и  проектная деятельность, использую элементы творческой мастерской.
    Но последнее время меня заинтересовала такая форма организации деятельности, как  «Лабораторная работа по литературе». Она   имеет практическую направленность и основана как раз-таки на всех ранее перечисленных приемах активизации познавательной деятельности. Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.  Они способствуют формированию  мотивации учения; обобщению, закреплению, углублению, систематизации ранее полученных знаний на основе повторения; развитию навыков самостоятельной исследовательской работы; развитию и совершенствованию способов умственной деятельности (сравнение, анализ, расчленение на части, классификация, выделение существенных свойств, выделение главного и т.д.) и общеучебных умений и навыков (актуализация изученного ранее, приведение примеров, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа с учебной и справочной литературой и т.д.).
    Лабораторные работы по литературе могут быть разными по целям, по способам деятельности, по форме организации (индивидуальная работа, работа в парах, в группах), по продолжительности  (на этапе урока, на весь урок, на два урока).
     Приведу фрагмент лабораторной работы на уроке в 6 классе по теме «Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
     Название работы «Рождение метафоры»
     Цель: повторить понятие «метафора», в ходе наблюдений понять, как происходит рождение данного выразительного средства в поэтическом произведении.
     Оборудование: текст стихотворения, коробка с предметами (цепь жемчуга, макеты тучек, выполненные из бумаги,  нитки и игла).
      Справочный материал для учащихся:
МЕТАФОРА – употребление слов или выражений в переносном значении на основе сходства предметов.
     Задание-инструкция для учащихся:
  1. Прочитайте справочный материал и разберитесь в понятии.
  2. По предметам, которые лежат в коробке, определите метафору.
  3. Запишите эту метафору___________________________________
  4. Докажите практическим путем сходство между предметами.
  5. Подготовьте сообщение о том, что такое метафора.
  6. Обсудите в группе и письменно ответьте на вопрос, какую роль играет метафора в создании образа тучек?      
     Ответ ____________________________________________________
     По предметам, находящимся в коробке, учащимся предстоит догадаться,  о какой  метафоре идет речь. Их задача - создать «цепочку из тучек», сравнить ее с жемчужной цепью и наглядно  представить  способ рождения метафоры.
     Такой вид деятельности однозначно способен повысить познавательную активность учащихся на уроке литературы.  Ведь содержанием лабораторных работ становится материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимся, «погружение» в содержание изучаемого произведения.
     Другой фрагмент лабораторной работы по литературе в 9 классе в ходе изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задание-инструкция для учащихся:
1. Рассмотри рисунки, узнай героинь романа «Евгений Онегин», определи, где изображена Ольга, где – Татьяна.
2.Свой ответ обоснуй в виде небольшого текста (не менее 3-х связных предложений).
3. Сравни двух сестер, заполнив столбцы:
           Ольга любила     Татьяна любила
           ……………….       ……………….
           ……………….       ……………….
           ……………….       ……………….
           (кол-во строк не ограничено)
 4. Письменно ответь на вопрос: какой из героинь больше симпатизирует автор.   Свой ответ обоснуй в виде небольшого текста (не менее 3-х связных предложений).
     Данная лабораторная работа носит творческий характер. В ходе выполнения практических заданий учащиеся упражняются в создании собственных связных текстов, готовятся к написанию сочинения по произведению.
     Лабораторные работы по литературе, на мой взгляд, являются успешным способом активизации познавательной деятельности, так как, прежде всего, вызывают интерес учащихся к изучаемому произведению, к деятельности, которой им приходится заниматься на уроке.
     Подводя итог всему сказанному, хочется  отметить, что способы активизации познавательной деятельности учащихся играют большую роль на уроках литературы. Они способствуют   развитию художественной восприимчивости учащихся,  обогащают процессы воображения, умения переносить себя в состояние героя, развивают ассоциативное мышление, формируют  толерантные  отношения между учащимися,  обеспечивают  каждому состояние внутренней свободы и раскованности,  включают учителя в сотворчество с учащимися, улучшают эмоционально-эстетическое содержание урока. Все это помогает нам, учителям, решать задачи литературного образования школьников.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ