Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лирика поэтов XIX века
Шатова Тамара Петровна - учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СОШ №277 г. Санкт - Петербурга

 

Тема: Поэзия родной природы. Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально – чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.

Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник – хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт – сост. В. Я. Коровина и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. Ил. Электронное средство учебного назначения, материалы презентации к уроку.

Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, использование видеоматериала.

 

Ход урока

·        Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи . И. Тютчева, А. А. Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

·        Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41 – 42, аналитическое чтение, беседа

  1. Что привлекало поэтов в родной природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
  2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Природа отображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

 

  • Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование). 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.
  • Чтение учащимися стихотворений А. А. Фета «Первый ландыш»

Вопрос: какое время года описано в этих стихотворениях, с каим чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. Вопрос: Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: Пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Используется визуальное представление материала через электронное средство учебного назначения, которое обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

 

  • Составление таблицы

Осень

Весна

Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь

Цветы последние, унылые мечтанья, разлуки час; листья пожелтели, кружатся, летят; зелень мрачная, ели поникшие, месяц тускл, туман, светлость осенних вечеров, зловещий блеск, пестрота дерев, багряные листья, туманная и тихая лазурь, сиротеющая земля, холодный ветер, ущерб, изнеможенье, улыбка увяданья, стыдливость страданья.

Повод для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Чувство надежды, любви, радости. Первый ландыш, солнечные лучи, душистая чистота, первый луч, луч весенний ярок, воспламеняющая весна, вдох благоухает, избыток жизни молодой, поле зыблется цветами, в небе льются света волны, голубые бездны, улыбка.

Стихи о весне полны цвета, движения, звуков. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир поэт ведет читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

 

 

  • Анализ поэтического языка.

Задание №1: Ученики находят и подчеркивают в колонках таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение. Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. – эпитеты. Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение. Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.

Задание №2: Ученики находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т. д.

Вопрос:

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.

 

Домашнее задание. Попробуйте дома нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быть сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Работы оформляются в выставку.

  • Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа – неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ