Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Преступления и наказания в романе
Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Рыкованова Валерия Виктоовна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения на уроках, семинары, конференции, элективные курсы поискового характера, учебные проекты, исследовательские работы позволяют лучше учесть и развивать личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) формируют не только учебные, речевые и коммуникативные умения, но и такие компетенции, которые непосредственно сопряжены с практической деятельностью: поиск, анализ, сопоставление, установление межпредметных связей, синтез. Они широко востребованы, так как рационально сочетают в себе теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Выбор темы чаще всего определяется интересами учащегося и актуальными вопросами, которые ставит перед нами жизнь.
В 2021 году весь мир отмечал юбилей Фёдора Михайловича Достоевского. Поэтому неслучайно обращение к его творчеству в исследовательских работах. Одной из таких работ стало исследование романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Работа интересна еще и тем, что в ней использованы межпредметные связи литературы и истории.
Тема исследовательской работы - «Преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В статье представлены тезисы к этому исследованию.
Как мы знаем, роман содержит в себе элементы детектива. Однако обычно в таких текстах читатель все же узнает, кто является виновником того или иного деяния. В романе Достоевского прямого ответа на вопрос «кто убийца» нет, есть множество ходов и намеков на того или иного брата, поэтому читатель додумывает сам, кто же истинный убийца.
Гипотеза работы следующая:
Все 4 брата повинны в отцеубийстве
В начале работы была установлена связь между образом отца братьев Карамазовых - Федора Павловича - и состоянием России того времени, то есть 60 – 70 годы ХIХ века:
  1. Главной чертой характера Фёдора Павловича является сластолюбие.
Известно, что и Александр (отец всех своих подданных) не отличался монашеским поведением.
  1. Еще одной чертой Фёдора Павловича является шутовство.
Достоевский негативно относился к нигилистическим движениям, подчеркивая их шутовской характер (Эта тема глубоко раскрыта автором в романе «Бесы»).
  1. Хитрость Фёдора Павловича можно сопоставить с положением дел в русской армии. 
  2. Жадность героя романа – алчность чиновников всех уровней.
  3. Подозрительность Фёдора Павловича, страх того, что его ночью зарежут – страх правительства перед террористами. Без личной охраны высокопоставленные лица государства в конце 60-ых годов ХIХ века уже не появлялись на публике
Таким образом, в герое романа – Федоре Павловиче – Достоевский воплотил пороки государственной власти России 60 – 70 годов ХIХ века.
Рассмотрим теперь вину каждого брата в этом преступлении.
Дмиртрий:
«Личное омерзение нарастало нестерпимо. Митя уже не помнил себя и вдруг выхватил медный пестик из кармана…» Именно на этом моменте повествование обрывается. Позже, старший из братьев говорит следующее «Бог сторожил меня тогда»
Страстная натура Дмитрия подталкивала его к преступлению. Однако у читателей в конце романа складывается твердое убеждение: убийца – не он.
При этом Дмитрий принимает наказание за преступление, которое он не совершил—идет на каторгу.
В образе старшего брата Карамазова воплощены черты русских офицеров того времени – не они, по мнению Достоевского, будут виновны в гибели Российского государства Романовых.
Иван:
Он тоже мечтал о смерти отца, недаром его побаивался Федор Павлович. Средний брат – мыслитель, именно он оказывается идейным вдохновителем преступления. (В этом его обвиняет Смердяков).
Наказание Ивану—лишение разума.
Такова, по мнению Достоевского, судьба русской интеллигенции.
Алеша:
В книге 4, части второй Алёша приходит утром к отцу. Происходит интересная сцена:
«Алеша подошел проститься и поцеловал его в плечо.
— Ты чего это? — удивился немного старик. — Еще увидимся ведь. Аль думаешь, не увидимся?
— Совсем нет, я только так, нечаянно.
— Да ничего и я, и я только так... — глядел на него старик.» 
 
Отец и сын странно простились. Кроме того, больше в тексте не упоминается встреч Алёши и Фёдора Карамазова. Они оба как бы предчувствуют, что эта встреча последняя, однако не обращают внимание. Позже Алёша начинает винить себя в том, что не предотвратил убийство, ведь он знал о намерениях и мыслях братьев.
В чем же вина «монашика» Алеши? В нежелании принимать и любить такого отца, как его родной отец, гораздо легче преклоняться перед старцем Зосимой.
В образе Алеши Карамазова воплощены судьбы молодых разночинцев: из духовной семинарии – в революционеры.
Смердяков:
Из признаний самого лакея мы можем догадаться, что именно он убийца:
«Уверенный в вашем согласии, я уж знал бы, что вы за потерянные эти три тысячи, возвратясь, вопля не подымете, если бы почему-нибудь меня вместо Дмитрия Федоровича начальство заподозрило, али с Дмитрием Федоровичем в товарищах; напротив, от других защитили бы…»
Иван, по словам Смердякова, своим отъездом в Чермашню «разрешил» ему начать действовать. Получается, в гибели империи Романовых виновны будут именно лакеи.
Таков взгляд Ф. М. Достоевского на будущее России.
Однако сказать, что убил именно Смердяков, мы тоже не можем, так как автор намеренно не называет убийцу. В страшном преступлении – отцеубийстве - виновны все четыре брата.
В итоге каждый из них расплачивается за свои действия. Так, Алеша теряет своего наставника Зосиму, Иван теряет рассудок, а Дмитрий принимает наказание и едет на каторгу. Смердяков же, потеряв человека, которому может прислуживать, умирает, причем больше об этом персонаже никто и не вспоминает.
Определить точно убийцу Федора Павловича мы не можем, однако сказать, что виноваты все братья — можем. А так как Фёдор Павлович олицетворяет Российскую империю конца ХIХ века, то можно сделать вывод о том, что покусились братья Карамазовы не столько на родного отца, сколько на свое Отечество.
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ