Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Государственное общеобразовательное учреждение

Школа № 38 Приморского района

 

Матвеева Светлана Борисовна

 

Урок литературы по теме

«О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

(Действие II комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

 

 

Цель урока:

·        повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике, его отношении к театру и первой постановке «Ревизора» на сцене;

·        развитие зрительских, актёрских и режиссёрских способностей ребят на основе творческих работ (сочинение эпизода, инсценирование);

·        получить представление о характере Хлестакова;

·        организация работы над художественными особенностями пьесы.

 

Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, небольшая выставка книг («Ревизор» Н.В.Гоголя различных изданий), литературная газета «Ревизор Н.В.Гоголя на сцене», куклы Городничий и Хлестаков для театрализованного представления.

 

Театр – великая школа:

…он целой тысяче народа…

читает живой полезный урок.

Н.В.Гоголь.

 

I.Викторина «Что? Где? Когда?» Вспомним некоторые факты биографии Гоголя.

Учитель:  «Театр – великая школа: … он целой тысяче народа… читает живой полезный урок», - слова Н.В.Гоголя – эпиграф к нашему уроку.

1. Какие факты биографии Н.В.Гоголя говорят о его интересе к театру?

(Отец, В.А.Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями. Гоголь сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы, выступал на сцене в гимназии в Нежине. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комического актёра. В поисках заработка в Петербурге  он пытался поступить в актёры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.)

2. Расскажите о первом представлении пьесы на сцене Александринского театра.

(19 апреля 1836 года состоялась премьера «Ревизора» в Петербурге в Александринском театре. Чиновники негодовали, и Гоголь был потрясён от обрушившихся на него обвинений в клевете на Россию.)

Учитель:Литературная  газета  даёт  нам историческую справку постановки «Ревизора» на сцене. Где в Петербурге находится памятник Н.В.Гоголю?

(на Малой Конюшенной улице)

Учитель:Прошло более 150 лет, а спектакль живёт. Мы с вами тоже смотрели комедию «Ревизор» в исполнении  актёров Александринского театра. Как вы считаете, отчего зависит успех драматического произведения в театре?

(успех драматического произведения в театре зависит не только от автора, но и от режиссёра, актёров, художников-декораторов, которые воплощают замысел  писателя)

Учитель: На уроке нам предстоит побывать  в ролях  актёров, соавторов и театральных критиков. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над IIдействием комедии «Ревизор». Тема урока: «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!» Кому посвящена эта цитата?

(Хлестакову Ивану Александровичу)

Учитель: Познакомимся с Хлестаковым. Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? (Подходит к кукле). Что мы узнали о нём из монолога Осипа?

(ответы  учеников)

     Игра «Узнай героя по цитате»: Кто о ком говорит?

1. Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С приезжающими знакомится, а потом в картишки, - вот тебе и доигрался! (Осип.)

 

2. Другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. Такой наблюдательный: всё обсмотрел… да, так  он в тарелки к нам заглянул. (Бобчинский.)

 

3. Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. (Н.В.Гоголь)

 

4. Врёт, врёт – и нигде не оборвётся. А ведь какой невзрачный, низенький, кажется – ногтем бы придавил его (Городничий.)

 

5. Хорошо бы было, чёрт побери, приехать домой в карете,  подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади одеть в ливрею (Хлестаков.)

 

Учитель:Молодцы! Эта информация о Хлестакове нам пригодится на следующих уроках, когда мы будет говорить о таком понятии, как Хлестаковщина (Кладёт карточки в конверт, который прикреплен рядом с куклой Хлестакова).

 

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:Почему, отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина встречать ревизора торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу неофициально?

(Дальновидность городничего не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи». Он поступил расчётливо и обдуманно: если чиновник-ревизор скрывает своё имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравиться петербургскому гостю).

Учитель:Чтобы восприятие сцены встречи городничего с Хлестаковым стало ярче, вам было предложено выступить в роли соавторов и сочинить эпизод: «Городничий на пути из дома в трактир». Интересно, о чём думал городничий? В этом нам поможет треуголка, вместо которой наш городничий, совершенно растерявшись, чуть было не взял коробку.

Треуголка надевается на голову ученику, читающему своё сочинение.

 Слушаются 3-4 работы.

Учитель: Вы предложили разные решения эпизода. Но в одном ваши мнения сходятся. Что же является самым важным для городничего?

(ему важно узнать, какой чин у ревизора, какой властью он наделён)

 

III. Работа со IIдействием комедии.

Учитель:Что же в это время происходит в трактире? Откройте учебник на с. 180. Явление VI  мы прослушаем в исполнении актёров. В роли Хлестакова Олег Табаков.

Звучит запись спектакля «Ревизор».

Учитель:   Дополните характеристику Хлестакова на основе прослушанного  явления VI.

 (Даже затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова всерьез задуматься о жизни.)

Учитель:   В VIявлении найдите реплику Хлестакова, которая даёт возможность принять его за ревизора.

(Я видел сам… И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего.)

Учитель: Почему Хлестаков мог показаться опытному городничему ревизором? Что ещё в наружности или поведении Хлестакова дало возможность принять его за ревизора?

( партикулярное платье, вторую неделю живёт и не платит за трактир)

Учитель: (показывает схему на доске, переворачивает первую карточку). Истинный ревизор подменён мнимым.

На доске:

 

Комический эффект пьесы достигается

 за счёт 3 комических ситуаций:

 

1.     Ситуация подмены.

 

2.

 

3.

 

Учитель:Причины, по которым Хлестакова принимают за ревизора, серьёзны, основательны? Ситуация подменыкомически преувеличена. Для ошибки  городничего повода почти и не требовалось:  любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством. Художественному миру Гоголя присущ гротеск. Откройте  в тетради таблицу «Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя»  и запишите:

 

Запись на доске:

Гротеск (гро [тэ ] ск )- приём комического изображения,

основанный на преувеличении,

которое резко нарушает реальные черты, оказывается

сродни фантастическому.

 

 

 

  Работа с учебником.

 

Учитель:Откройте с. 181. Прочитайте ремарки конца 7 явления.

 

(У дверей вертится ручка. Хлестаков бледнеет  и съёживается.)

 

Учитель: Прочитайте ремарку начала 8 явления. Что общего в состоянии городничего и Хлестакова и почему? О чём они свидетельствуют? Чем вызвана ситуация страха?

(Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут  один на другого выпучив глаза. Городничий и Хлестаков боятся. Городничий ведёт двойную игру, пытаясь скрыть неполадки в городе,  а Хлестаков боится тюрьмы)

Учитель:(Подходит к схеме на доске и переворачивает вторую карточку)

На доске:

 

Комический эффект пьесы достигается

 за счёт 3 комических ситуаций:

 

1.     Ситуация подмены.

 

2.     Ситуация страха.

 

3.

 

Учитель:Чем вызвана ситуация страха? Ситуация страха вызвана получением сообщения о скором приезде ревизора из Петербурга. Стоило ли городничему бояться такого ревизора? Можно ли сказать, что ситуация страха комически преувеличена?

(Это не ревизор, а елистратишка, который сам  не понимает, за кого его принимают)

Учитель:Как называется приём комического изображения, основанный на преувеличении?

(Это гротеск)

 

    Инсценирование.

Учитель:(подходит к куклам Городничему и Хлестакову) Выкрики Хлестакова: «Да что он? как он смеет, в самом деле?.. Да я ему прямо скажу: «Как вы смеете, как вы…» - городничий воспринимает как угрозу разгневанного беспорядками ревизора и немеет от ужаса.

     Перед вами куклы, выполненные по эскизам костюмов к спектаклю «Ревизор» художником М.В.Добужинским. Каков Хлестаков в представлении художника?

(Одет по моде. Молодой человек, худенький, тоненький)

Учитель:Прочтём комментарии Н.В.Гоголя для господ актёров. (с. 160). На какие черты персонажей автор обращает внимание?

(Городничий: резонёр, переходы от страха к радости у него быстры, как у людей с грубо развитыми склонностями души. Хлестаков: малость приглуповат, без царя в голове, действует и говорит без всякого соображения.)

Учитель:   Нашим актёрам предстоит «оживить» кукол и разыграть явление 8 действия II. Прошу актёров на сцену.

Два актёра, становясь возле кукол, разыгрывают явление 8.

Учитель:Выступим в роли театральных критиков. Как актёры исполнили роли? Какие достоинства и недостатки в исполнении ролей вы отметили? Гоголь отмечает, что городничий резонёр. Как актёры показали эту особенность героя?  Почему мы смеёмся? Что создаёт комический эффект?

 (Ситуация подмены и ситуация страха. Заметно, что боятся оба. Хлестаков — тюрьмы за долги, а городничий — за свои «грешки».)

Учитель:Дочитаем по ролям явление 8 (со с. 183 до с.185).

(Два вызванных ученика читают по ролям за Городничего и Хлестакова. Один ученик читает ремарки автора).

Учитель:Ведь Хлестаков говорит правду о себе, а городничий не верит. Как понял Хлестаков предложение городничего переехать на новую квартиру?  Когда Хлестаков говорит, что не знает, чем заплатить, что думает городничий?

(Я знаю, что значит на новую квартиру: то есть в тюрьму… Что ревизор требует взятку)

Когда Хлестаков говорит о поездке в Саратовскую губернию, что думает городничий?

(С ревизором нужно держать ухо востро. Врёт – и не покраснеет).

 А что думает Хлестаков?

(У него нет реплик в сторону. Он действует и говорит без всякого соображения. Что у него на уме, то и на языке).

Что сбивает с толку городничего? Почему он называет Хлестакова «тонкой штукой»? «О, тонкая штука! Какого туману напустил!»

(Он не предполагает, что Хлестаков искренен и говорит правду).

Городничий не видит и не слышит очевидного (переворачивает третью карточку). Третья комическая ситуация: Ситуация слепоты и глухоты. Городничий внезапно перестал понимать смысл слов, которые произносятся Хлестаковым. Он истолковывает их превратно, не слышит и не видит очевидного. Почему?

(Он боится наказания за свои грешки)

На доске:

Комический эффект пьесы достигается

 за счёт 3 комических ситуаций:

 

1.     Ситуация подмены.

 

2.     Ситуация страха.

 

3.     Ситуация слепоты и глухоты.

 

Учитель:Является ли ситуация слепоты и глухоты преувеличенной? Что смешного, комического во IIдействии? Какие сцены показались вам особенно смешными?

(ответы детей)

 

Учитель:Н.В.Гоголь писал: «Чем меньше будет думать актёр о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой роли. Смешное обнаружится само собою именно в той сурьёзности, с какою занято  своим делом каждое из лиц, выводимое в комедии».

     Откройте в тетради схему композиции произведения. Какова роль второго действия в развитии сюжета?

 

 

(В 8 явлении второго действия, когда происходит встреча городничего и Хлестакова, заметно, что боятся оба. Хлестаков – тюрьмы за долги, а городничий – за свои «грешки». Это заметно и в диалоге, и в репликах в сторону. Говорят о разном, но не понимают друг друга. Хлестаков спрашивает денег в долг, а городничий с радостью даёт, полагая, что Хлестаков намекает на взятку. Взятка сделала своё дело. Оба успокоились. Паника прекратилась. Действие начало развиваться более спокойно, не так стремительно).

 

      Итог урока: «Театр – великая школа: …он целой тысяче народа даёт живой полезный урок». Какой же урок дало нам сегодня театрализованное представление?

 

 

IV. ТЕСТ                            Н.В.Гоголь   «Ревизор»

 

1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» верный?

а) придуман Н.В.Гоголем

б) подарен автору А.С.Пушкиным

в) взят из других источников (книг, газет и т.д.)

2. На сцене какого театра состоялась премьера «Ревизора»?

а) Малого оперного театра

б) Александринского театра

в) Театра им. Н.П.Акимова.

3. Найдите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

а) из-за присутствия слуги Осипа

б) из-за страха

в) из-за недоразумения

г) в связи с известием о приезде ревизора.

4. Кто первый сказал, что Хлестаков -  ревизор?

а) городничий

б) почтмейстер

в) Бобчинский.

5. Найдите черты, характерные для чиновников – персонажей комедии:

а) взяточничество

б) трудолюбие

в) страх перед начальством

г) глупость

д) гостеприимство

е) использование служебного положения в личных целях.

6. К какой группе можно отнести город, изображённый Н.В.Гоголем в «Ревизоре»?

а) уникальный, вобравший все пороки России

б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами

в) типичный российский провинциальный город.

7.  Отметьте одну из особенностей композиции комедии:

а) перегруженность комическими ситуациями

б) частая смена действий

в) появление фантастического персонажа

г) две завязки сюжета.

8. Как называется приём комического изображения, основанный на преувеличении, которое резко нарушает реальные черты.

а) метафора             б) гротеск          в) инверсия.

9. Какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же  быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:

а) сравнение

б) метафора

в) гротеск.

     10. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «Хорошо бы было, чёрт    побери, приехать домой в карете,  подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади одеть в ливрею».

а) Хлестакову            б) Ляпкину-Тяпкину        в) Сквознику-Дмухановскому.

 

 

V. Домашнее задание.

 

    Напишите свои комментарии для актёров, играющих роли городничего и Хлестакова.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ