Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок литературы в 10 классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Тема : «Базаров и его родители»

 

Матвеева Людмила Васильевна, учитель.

 

Цели урока

  

Обучающая: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями , расширить психологический портрет главного героя.

Развивающая: развивать читательский интерес  учащихся, коммуникативные навыки.

Воспитательная: формировать у учащихся человеческое отношение к близким, воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.

 

 

Оснащение урока: роман И.С.Тургенева, эпиграфы к уроку на доске, репродукция картины В.Перова «Старики родители на могиле сына», фотографии из фильма 1958 года «Отцы и дети»,  мультимедийное оборудование.

 

 

План урока

 

Содержание этапов урока

Методы и формы

1. Организационный момент

Приветствие

2. Мотивационное начало, объявление темы урока.

Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы, создание проблемной ситуации.

3. Работа с ключевыми деталями текста.

 Фронтальная работа, организация частично- поисковой работы при анализе эпизодов романа.

4. Подведение итогов.

Рефлексия .

5. Домашнее задание

Письменная творческая работа. Формулирование вопросов к Базарову.

 

 

Ход урока

 

                                                                                    

                                                              

                                                                               

    Тревожится о сыне постоянно

     Святой любви великая раба.

                                                                                                  Р.Гамзатов

                                                                                 

     Поклонись до земли своей матери

                                                                       И отцу до земли поклонись.

     Мы пред ними в долгу неоплаченном,

                                                                       Свято помни об этом всю жизнь.

 

                                                                                                         М.Рябинин.

 

 

         Только ею, только любовью держится

                                                                       и движется жизнь.

 

                                                                                                  И.С.Тургенев

 

 

 

                                                                                                   

 

 

1.     Организационный момент

 

2.     Мотивационное начало, обозначение темы и цели урока.

 

- «Я никому не мог сказать священных слов отец и мать…»

- Почему эти слова священные?

- Что для вас значат эти слова?

- Несколько уроков назад вы отвечали на вопросы анкеты о родителях. Было очень приятно читать о ваших нежных чувствах к папе и маме. Но ответы на последний вопрос заставляет задуматься. «Мне было бы стыдно», « Я не понял бы родителей», « Я бы очень рассердился». Нет, мама не придет к школе с шапочкой и шарфиком, но откуда такая агрессия? Почему поступок мамы , продиктованный искренней заботой о своем ребенке , воспринимается с обидой? Почему нас пугают проявления родительской любви? Может ли искренняя любовь родителей стать причиной непонимания  «отцов и детей»?

-Прочитайте эпиграфы, написанные на доске.

-Какая мысль объединяет эти высказывания?

--Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Базаров и родители)

 (1 слайд)

-На предыдущих уроках мы рассмотрели , как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с братьями Кирсановыми, с Одинцовой. А как Базаров относится к своим родителям? Как отношения с родителями помогают понять глубину образа Базарова?  Ответом на эти вопросы будет скорбный образ Евгения Базарова.

3. Работа с текстом

- - Неслучайно И.С.Тургенев проверяет своих героев отношением к дому, к родовому гнезду… Автор направляет молодых людей сначала в Марьино, к Кирсановым, затем в именье Одинцовой, потом к старикам Базаровым.

- Последуем и мы за Евгением и Аркадием к дому Базаровых. Глава 20.

- Как вас называют ваши родители? Есть ли у вас домашнее  ласковое прозвище?

- Какими словами встречают сына Арина Власьевна и Василий Иванович? (Енюшка, Енюшенька)

- Что слышится в этих словах? (ласка, мягкость, нежность)

- Почему нам важно обращать внимание на чувства героев? (психологический роман)

- Обратимся к эпизоду «Встреча Базарова с  родителями» Дома вы внимательно перечитали эти страницы . –Сколько времени не виделись родные?

- Можно ли сопоставить историю блудного сына и историю возвращения Базарова?

- Давайте проследим путь Евгения. Куда он может пойти? Ждут ли его у Кирсановых?

 -Рада ли видеть его Одинцова?

-Куда герой еще может пойти? (домой)

-Да, и он приезжает к родителям еще нигилистом, отвергающим всяческие чувства. Тем более что он только что имел печальный опыт страстного выражения своих чувств.

-Итак, мы дома , в родовом гнезде Базаровых.

-Что испытывает отец и мать при встрече с сыном?  Найдите ключевые слова, подчеркните их.                                                 

 (На экране текст с выделенными словами) 2 слайд

- О чем говорят найденные выражения?

- Как Базаров на первый взгляд относится к родителям? Докажите текстом.

- Дома вы должны были перечитать главы и выписать слова, которыми называет Евгений родителей. Прочтите, что обнаружили.

-Какой можно сделать вывод? Какие чувства живы в душе Базарова?

(В устах сдержанного сына данные слова как возглас сыновней любви)

-Вспомните, как отвечает Евгений на вопрос Аркадия о родителях: «Ты их любишь, Евгений?» («Люблю»)

 -О чем говорит такой краткий ответ?

 -Родителям всегда интересно мнение друзей о своих детях. Василий Иванович не исключение. « Какого мнения Вы о моем Евгении?»- спрашивает он у Аркадия?

-Вы тоже составили на предыдущих уроках свое мнение об этом герое. Слово ученице, подготовившей анализ детских впечатлений.( Анализ детских впечатлений)

- А как отвечает Кирсанов? Посмотри на экран. Прочти отрывок. Прокомментируйте ответ Аркадия.                                                                         ( На экране текст с выделенными  словами)                                                                                                                3 слайд

 - Что значат слова Аркадия для отца?

 -Каково Евгению в родительском доме?  Назовите причину быстрого отъезда Евгения, на которую он указывает в разговоре с другом? (Скучно)      (На экране текст) 4 слайд

 -Почему? Как это объясняет Базаров? Как объясните вы?

 -Что значит внезапный отъезд сына для родителей? Какое слово вы подобрали, чтобы определить их чувства? (Трагедия) Прокомментируйте свое мнение.

 -Была и еще одна встреча родителей с сыном, такая же радость, суматоха, всхлипывания и трогательное «Енюшечка». Но, к сожалению, эта радость была скоротечна

 _Почему? (Заражение, смерть сына)

 - Теперь, встречаясь со старичками Базаровыми, мы видим их «дряхлыми», именно так говорит о них Тургенев.

 -Почему?

4. Сопоставление текстов

- Я предлагаю вам отрывок из романа «Отцы и дети», напечатанного в журнале «Русский вестник» за 1860 год. Сопоставьте слова предложенного текста со словами окончательного варианта романа. Что добавил автор и почему?  (Текст на экране) 5 слайд

 - Что значат эти слова для понимания мира Базарова? ( Звучит тема покаяния)

5 . Актуальность темы

 -Тургеневский роман очень личный, на мой взгляд .Самое страшное горе, которое могло постичь человека –смерть своих детей -  пригнуло их, давит тяжким грузом. Живут ли они? Наверно, только когда «припадут и станут на колени» у могилы Енюшки и молятся. Как вы думаете, о чем могли молиться родители Базарова? О смерти, чтобы быстрее встретиться с сыном или о прощении бунтовавшему сыну?! Можно только догадываться. Им остаются воспоминания о таком родном, но таком не понятом до конца сыне. Можно ли избежать непонимания?  И мы с вами этот тяжелый урок Базарова не должны  забывать. Там, где чтут предков и не закрываются от любви, жизнь счастливее. Пример этому Аркадий Кирсанов. Базаров же попытался разорвать связь поколений и был наказан. Нельзя не вспомнить А.С.Пушкина. Мне кажется, по-настоящему интеллигентного человека  отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» Базаров же понимает это слишком поздно. Какими должны быть мужчина и женщина, чтобы прожить так, как старики Базаровы, «поддерживая друг друга.  «Только я останусь для тебя навек неизменно, как ты для меня»- так говорит о себе Арина Власьевна.

- Мог ли быть счастлив Базаров с Одинцовой? (Одинцова – покой)

-Смогла бы Кукшина, эмансипированная женщина, каких теперь много быть идеалом в семейной жизни с Базаровым? (Базаров с пренебрежением относится к Кукшиной)

-Мы сегодня гордимся своими достижениями эмансипации, часто забывая о главной роли женщины на земле. Как вы думаете, какова эта роль? (Любить, создать семью, воспитывать детей в гармонии и взаимопонимании)

- Что же спасительно на земле и от чего отказался Базаров, ища некую истину?

 -Семья и есть главное  в жизни и это не основная мысль, которую объясняет нам Тургенев, но очень важная , на мой взгляд. А в семье- любовь родительская, между мужчиной и женщиной, от которой так отказывался Евгений-нигилист.

- Свои размышления по поводу сегодняшней темы урока  в форме презентации предлагает Катя Шмелева. Надеюсь, что ее работа дополнит ваши впечатления от образа Базарова.

- Вопросы выступающему, впечатления учащихся о работе.

6.  Оценки за урок

 7.  Домашнее задание : придумайте и запишите в тетрадь 2-3 вопроса, которые вы бы хотели задать Базарову.  Используя материал сегодняшнего урока , напишите письмо родителям от имени умирающего Базарова, для этого вам придется еще раз перечитать последние главы романа.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ