Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока  литературы в 5 классе

П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Сказ как жанр литературы

Парфенова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №159 «Бестужевская» Санкт-Петербурга

Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.

Задачи:

-  познакомить с особенностями сказа как эпического жанра;

-  развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом, навыки оценки и самооценки;

- воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.

Технологии:

Проблемно - диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развитию критического мышления, формированию коммуникативной культуры.

Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа, созданию проблемно - диалогической ситуации, формированию исследовательских умений школьников.

Оборудование: Мультимедиа-проектор, учебник.  рабочая тетрадь по литературе, рабочая карточка учащегося.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Мы познакомились со сказом «Медной горы хозяйка».

Один из исследователей творчества Бажова сказал:

"Молчаливые уральские люди в его сказах заговорили, и оказалось, что язык их странен, но по-своему красив и выразителен" (Елена Харитонова)

- В чем же особенность языка сказов Бажова? Именно об этом вы должны были подготовить рассказ.

Ученик:

Сказ ведется от первого лица. Повествователем является простой рабочий человек,  свидетель описанных в сказе событий. Поэтому и язык сказа напоминает устную разговорную речь.

Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать (видно), слыш-ко, малость, даровщина, своротить (повернуть) в сторону, цельный (целый), , хворый, обробеть, зазорно, вдосталь.

Встречаются слова с суффиксами, характерными для разговорного стиля речи, в том числе с суффиксом –ТО:  «думка-то», «ящерки-то», «в лесу-то», «траву-то», «чаша-то», «чертежу-то»,  », «малахитом-то», «жена-то», «языком-то»)

Действие происходит на Урале и в сказе много диалектных слов: «шибко» - то есть очень; «нарядить» - отправить на ученье; «худо» - плохо; «выгораживать»  - защищать, отговаривать; «сперва» - сначала; «протча» - прочее; «взъедаться» - возражать, сердиться; «маленько» - немного; «ровно» - словно; «чисто» - словно; «привечать» - жалеть )

Действие сказа происходит во времена крепостного права, поэтому мы встречаем много устаревших слов: приказчик, нарядить (назначить), оказать (обнаружить), урок (работа).

Повествователем и героями сказа являются рабочие люди, горные мастера, поэтому много слов, обозначающие горные породы: малахит, медь , алмаз. Но среди названий камней есть и русские разговорные слова: слюдка, желтяка, серебряка,змеевик, королёк, лазоревка.

В сказе простой разговорный язык переплетается с языком приданий и легенд, поэтому  много  народно-поэтических слов: дума горькая, запечалиться, молвить, не минучей, пол узорчатый, пташки поют - радуют, родимый, сине небушко, скорёхонько и другие.

Язык сказа – живой народный язык.

III. Объявление темы: «Сказ как жанр литературы».

Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, можно заметить, что в некоторых критических статьях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель? Что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? ( сопоставить сказ и сказку)

- Что нам необходимо сделать, чтобы сопоставить сказ и сказку? ( выявить сходства и различия)

Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.

IV. Работа по теме урока.

 

1. Словарная работа. Сказ и сказка…  Насколько близки эти жанры литературы и чем они отличаются?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к глаголу «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.Даль.

(На карточках: Ска́зывать, сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать.)

Обратите внимание на корни слов «сказ» и «сказка». Сделайте вывод.

Таким образом, «сказ» и «сказка» однокоренные слова, однако есть существенные отличия у этих терминов.

2. Формулировка определения.

Мы хорошо знакомы с таким жанром, как сказка. Сопоставим уже знакомый нам жанр сказки со сказом, используя сказ «Медной горы хозяйка». И начнем с определений.

- Что такое сказка?

Давайте попробуем сформулировать определение сказа (опора на схему).

Сказ – это ____________ жанр, сочетающий элементы ___________ и ______________.

К какому роду литературы относится данный жанр? О каких событиях говорится в сказе? Все ли герои и события сказа реальны?

 

Запись определения: Сказ – это эпический жанр, сочетающий элементы реальности и народных преданий.

3. Составление таблицы.

 

Сравнивая место действия в данных произведениях, образы   повествователей, героев, язык, мы убеждимся, что сказ и сказка, имея определённое сходство, очень отличаются друг от друга.

 

П. П. Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».

сказка

сказ

вымысел

«быль с элементами сказочного»

Кто является автором сказок?  Какой можно сделать вывод

Высказывания П.П.Бажова показывают, были ли его сказы только «восстановлением по памяти» или всё же созданием автора. Например, о сказе «Серебряное копытце» писатель говорил: «Рассказы о том, что есть такой козёл с серебряным копытцем, я слышал от Булатова, охотника». Когда Павла Петровича спрашивали о «Огневушка-?»: «А сюжета в таком виде, как в Вашем сказе, Вы не встречали?» Бажов отвечал: «Пожалуй, нет. Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где».

- Какой вывод можно сделать об авторстве сказок и сказов?

авторство

народные и авторские

- Образы повествователей

 

- Кто является рассказчиком сказки? ( сказка передается «из уст в уста»)

В сказке повествователь не свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях  старины глубокой».

- Каким вы представляете повествователя в сказе? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей).Какие слова сказа позволяют нам сделать это вывод?

Сделайте вывод, в чем же отличие повествователя сказки и сказа?

повествователь

не является свидетелем или участником повествования

свидетель или участник действий

-  место действия

- Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь»

«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею»

«За морями, за горами…»

Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далеком от реальности .

- Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.

О месте действия в сказах Бажова мы упоминали — это окрестности существовавших  медеплавильных заводов — Полевского и Сысертского   (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), знаменитое медное месторождение Гумешки.

Сообщение ученика: Гумешки – старейшее на Урале месторождение меди и богатейшее месторождение малахита, открытые крестьянами- рудознатцами в 1702г. В сказах, когда говорится о Медной горе, имеется в виду Гумешевский рудник, который приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита. Именно этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. Месторождение до наших дней остается действующим.

-Сделайте вывод.(Где происходит действие в сказке? В сказе?)

место действия

Фантастическое, нереальное

окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки.

- время

 

-  Теперь постарайтесь самостоятельно устно заполнить данный пункт таблицы.

-  Что в сказках говорится о времени событий? («Давным - давно», « Жил когда-то», «долго ли,  коротко ли», « однажды…») Можем ли мы определить время действия?

Такое неопределенное время называется абстрактным.(работа со словарной статьей на карточке)

- В какие времена происходит действие сказов? Докажите(отрывки сказа).

Ученик:Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими.

время

абстрактное

Конкретное: времена крепостного права

Физкультминутка

- Герои

 

- Герои сказок очень разные. В сказке мы можем встретить  крестьянина и царя, Баба Ягу и Кощея Бессмертного, говорящего ворона и колобка. Что их всех объединяет? (это вымышленные герои)

-Какими качествами обладают главные герои сказок, побеждающие злодеев?

Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре и  справедливости.

-Кто является главным героем сказа?

- Какими качествами характера он отличается? Аргументируйте свой ответ. ( Честность, искренность, смелость, верность)(Чтение эпизодов)

Сделайте вывод. Чем отличаются герои? Что общего?

герои

Вымышленные герои

реальные люди

нравственные качества

Вывод: в сказке и в сказе наиболее ценными представляются такие человеческие качества, как честность, верность, искренность, трудолюбие.

- Фантастические образы

 

-Какие фантастические существа вам встречались в сказках?

- На какие две группы их можно разделить? ( Положительные-отрицательные)

-Что олицетворяют? (добро-зло)

- Есть ли фантастические существа в сказе?

Вывод: наличие этих фантастических существ, вмешивающихся в жизнь человека, скорее роднит сказ со сказкой, нежели служит отличительной чертой.

- Можем ли мы разделить волшебных героев сказа на положительных и отрицательных? Почему?  Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему?
Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра? Почему встреча с ней не делает человека счастливым?

(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.)

- Как помогала Хозяйка Степану? Прочитайте.

-Что олицетворяет? Справедливость.

- В чем отличие волшебных персонажей сказа?

Ученик: Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы ведает могущественная чародейка, которую так и именуют  —  по месту обитания - Хозяйкой Медной горы.  Всё золото Урала находится во власти огромного змея - Великого Полоза.

Они воплощают несказанную мощь и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией на её «языке» и получить «доступ» к ее сокровищам.

 

Фантастические образы

Добро-зло

Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр

Получившаяся таблица.

сказка

сказ

вымысел

описание реальных событий, но с элементами фантастики.

авторство

народные и авторские

повествователь

не является свидетелем или участником повествования

свидетель или участник действий

место действия

Фантастическое, нереальное

Реальное географическое место: окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки.

время

абстрактное

Конкретное: времена крепостного права

герои

Вымышленные герои

реальные люди

нравственные качества

Фантастические образы

Добро-зло

Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр

финал

 

 

язык

 

 

4. Выделение общих черт жанров.

 

- авторство

- волшебство

- фантастические существа

- нравственные идеалы

V. Итог урока.

 

Продолжите высказывание:  Сказ- это…… Сказ и сказка имеют много…… Но в отличие от сказки….

- Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?

- Какова была цель урока?  Достигнута ли она?

-Что вызывало наибольшие затруднения на уроке?

Выставление оценок (самооценка).

VI. Домашнее задание.

 

1. Заполнить разделы таблицы «Финал», «Язык».

2. Подготовить устный рассказ о сказе как о литературном жанре.

3. По желанию:

- Нарисовать иллюстрацию к одному из сказов П.П.Бажова, подготовиться к ее защите.

- Подготовить устный рассказ о героях одного из сказов П.П.Бажова.

 

Рабочая карточка учащегося.

Сказ как жанр литературы

СКАЗЫВАТЬ - сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать

 

Сказ – это ______________________ жанр, сочетающий элементы ___________________ и

_________________________________________.

АБСТРАКТНЫЙ - слишком общий, неопределённый, лишённый конкретности, жизненности.

Сравнительная таблица

сказка

сказ

 

 

 

авторство

 

 

повествователь

 

 

 

 

место действия

 

 

 

 

время

 

 

 

 

герои

 

 

 

 

 

 

фантастические образы

 

 

 

.

финал

 

 

 

 

язык

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ