Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие эмоциональной сферы с помощью
когнитивно поведенческой (КПТ) терапии

Бахонская Юлия Вячеславовна,
педагог-психолог ГБДОУ № 69
Выборгского района Санкт-Петербурга
  • В статье рассмотрены концептуальные основы, развития эмоциональной сферы с помощью когнитивно поведенческой терапии.
Показана возможность применения КПТ терапии для развития эмоционального интеллекта и эффективного социального взаимодействия.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, развитие, когнитивная сфера, когнитивный процесс.

     Понятие «когнитивный процесс» включает в себя наши мысли, убеждения, или нашу интерпретацию того, с чем мы сталкиваемся в течение жизни. Наши эмоции и наши реакции зависят от нашего индивидуального когнитивного процесса или, другими словами, от того, как мы упорядочиваем события своей жизни. Все возможные реакции (и самые очевидные) основываются на том, как люди интерпретируют ситуацию. Это происходит из-за того, что все по-разному реагируют на одинаковые ситуации. То, как мы относимся к происходящему, и то, как мы это понимаем, зависит от нашей личной истории, нашего настроения, от того, о чем мы думаем в данный момент, и от огромного количества других факторов, вытекающих из ситуации. Когнитивный процесс порождает эмоции Особенности когнитивных процессов порождают разные эмоции: то есть, если мы считаем, что человек дружественный, мы чувствуем радость и гордость; но, если нам кажется, что он враждебен, нас охватывают злость и недовольство. Если наш когнитивный процесс говорит нам, что человек опасен, мы испытываем страх и беспокойство; а если мы подумаем, что он потенциальный друг, мы будем взволнованы и счастливы. Это и есть первый принцип того, что «мы воспринимаем мир по-разному». В терминологии КПТ это означает: «Если люди могут воздействовать на когнитивный процесс своей интерпретацией событий мира, то они могут изменить и свое эмоциональное состояние». Эмоциональный интеллект это не только навык и способность вызывать, чувствовать и сохранять положительные и отрицательные чувства, это еще и способность переводить одни эмоции в другие по поводу некоторых событий у себя или у других. Активная позиция в изменении эмоционального реагирования – это способность влиять на эмоции. Эмоциями можно и нужно управлять! Управлять раздражительностью, снижать тревогу, увеличивать радость. Наше поведение может измениться, как только изменится наш когнитивный процесс или наша интерпретация события. Чувства рождаются из когнитивного процесса и соответственно меняются. Поэтому КПТ концентрируется на том, чтобы помочь изменить когнитивный процесс (мысли и интерпретации), чтобы мы могли изменить свои эмоции, а затем и свое поведение. Согласно теории КПТ, если человек ведет себя в соответствии с определенным состоянием чувств, то это может изменить его мысли (его когнитивный процесс). Если изменить свои мысли, то может измениться и поведение, или если измениться поведение, то мысли могут стать другими. Это так называемый континуум КПТ. В любом случае человек может взять под контроль обстоятельства и обладать большей властью над ситуациями, вызывающими неприятные ощущения, такие, как страх, гнев, печаль и еще огромное число отрицательных эмоций. Одной из сильных сторон теории КПТ является то, что эмоциональные и психологические проблемы представляются как «континуум». Существует спектр эмоций, в начале которого находится, скажем, «нормальное/здоровое состояние», а в конце «серьезно обеспокоенное/нездоровое состояние». Этот спектр демонстрирует все человеческие эмоции, он показывает, что такое быть человеком, что значит испытывать все человеческие эмоции. Все эмоции имеют уровни: Слабоинтенсивные – опасения, волнения; Умеренные – страх, тревога прогнозирующие поведение и формирующие механизмы предвосхищения; Сверхинтенсивные – ужас Аффект – паника Паталогический аффект – разрушительный для личности и психики. Но когда тревога слабоинтенсивная и умеренная она называется Функциональным переживанием. СЛАБОИНТЕНТЕНСИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕВРАЩАЮТ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЭТО ГЛУБИННЫЕ КОГНИЦИИ О СЕБЕ, О МИРЕ, О ЧУВСТВАХ. Например: запрет на злость, обесценивание печали, тоска превращается в депрессию, игнорирование обиды, запет на растерянность, избегание стыда. Любое переживание изначально функционально, поэтому надо искать концепции и глубинные установки, которые делают это переживание дисфункциональным. С дисфункциональными когнициями не рождаются. Рождаются с генетической предрасположенностью, с темпераментом. А вот то, какие представления о себе, о мире, о людях появляются это то, что формируется в течении социализации и в определенных обстоятельствах. «Подход к личности в целом (круг-крест-модель): «система взаимодействия»» КПТ особое внимание уделяет отношениям между человеком (его мыслями и когнитивным процессом) и его окружением: тем как оно влияет на эмоции, психологию и поведение. Существует круг-крест-модель, которую специалисты КПТ используют, чтобы помочь представить, как все эти аспекты взаимодействуют друг с другом. Было бы неплохо, чтобы все проблемные ситуации люди умели раскладывать по полочкам. Потому что когда человек умеет отделять: мысли от чувств; чувства от действий; действия от ощущений мысли – чувства – действия – ощущения только тогда у психики появляется возможность переосмыслить, переработать эту информацию. Пока всё не дифференцированно, то есть плохо определено. Например, если плохо определены чувства, ощущения или действия, то переработать информацию очень сложно. Вот почему важно любую проблему уметь раскладывать по полочкам: схема АВСД: 1. С чего начинается проблема: Активирующее событие. Важно определить время, когда это происходит. (утро, вечер, ночь и конкретно дома или на работе, или на улице…). То есть определить конкретное время и пространство. Это важно для запуска импульса в нейронных сетях. Легче вспомнить мысли, чувства и действия, когда есть«полочки», на которые можно все положить. Определяя время и пространство, определяем, что в этот момент видит и слышит человек (и внутри, и снаружи). Поэтому всегда уточняем, что вокруг вас происходило или происходит с деталями! Чем больше деталей вспоминается, тем больше запуск нейронных связей в головном мозге. Мы стимулируем мозг вспоминать нюансы, а для этого нужны детали. Это называется «Активирующим событием». Активирующее событие — это время, пространство и детали того, что происходило вокруг. 2. Какие мысли в этот момент крутились в голове? Мы собираем список основных мыслей и про эту ситуацию(5-15 мыслей). 3. Какие чувства возникали именно в этот момент, когда крутились эти мысли. И мысли не линейны и чувств может быть несколько это эмоциональные схемы. Мыслей может быть много, и они могут выражать несколько чувств и негативные, и противоречивые. Мы выявляем 2-3 основных. 4. Когда чувства названы, важно определить их интенсивность. Это называется «шкалированием» каждого чувства. Если возникла злость, обида, вина определяем интенсивность каждого чувства в баллах или в процентах. Сточки зрения эмоционального интеллекта влиять на интенсивность можно, если человек умеет определять чувство – знает название и может его шкалировать. Поэтому постоянно оцениваем: какое чувство и сколько баллов. Учим клиентов определять название чувства и интенсивность. 5. Выясняем какие конкретные действия человек совершал в этой ситуации? Фиксируемое или наблюдаемое поведение. Объясняем, что нужно вспомнить то, что человек делал. 6. Любые эмоции сопровождаются физиологическими реакциями. Не бывает чувств без физиологии. Надо уметь разделять: какое чувство испытывал человек и что было в теле. Важно научить опознавать хотя бы основные: жар, холод, онемение, сжатие, ватные ноги, дрожь, скручивающийся ком в области солнечного сплетения. Теперь помогаем определить в какой части тела. Такое разложение проблемной ситуации по полкам дает возможность психике перерабатывать информацию. В этом разница между самокопанием и самонаблюдением. Самонаблюдение это навык само эффективного поведения, это способность управлять своим состоянием. Самонаблюдение возникает тогда, когда человек любую ситуацию может разложить по полочкам: 1. Самонаблюдение, 2 самоанализ, 3 самокоррекция. Если аффективную ситуацию разложили по «полочкам», то у психики есть возможность переработать аффект. Задача КПТ не убрать или сразу изменить чувство, а уменьшить интенсивность дисфункционального переживания, делая его функциональным. Депрессию перевести в грусть; Вину в сожаление; Гнев в раздражение, недовольство; Стыд в разочарование Чувство из дисфункционального сделать функциональным, то есть стремимся к умеренному переживанию Не стыд, вина, а смущение, стеснение; Не ярость, злость, гнев, а раздражение или недовольство; Не паника, ужас, страх, тревога, а беспокойство, боязнь, опасение; Не депрессия, отчаяние, подавленность, горе, угнетенность, тоска, а печаль, уныние или грусть; Не отвращение, не пренебрежение, а неприязнь. Симптомо центрированная КПТ — это снижение уровня переживаний. В функциональном состоянии чувства: Злость, недовольство, это побуждение к действию, решение что делать дальше. Только зная, что не нравиться, психика принимает решение, что с этим делать! Без злости нет целенаправленной деятельности. Это функция злости. Симптом прокрастинации возникает тогда, когда человек не может себя ничего заставить сделать. Тут нужно искать какая установка на злость, потому что часто в основе подавление злости…. Печаль (грусть) участвуют в переосмыслении неадаптивных представлений. Неспособность проживать грусть и печаль это остановка в развитии личности. Наша личность, как и тело постоянно растет и если не осмысливать неадаптивные представления, отрицать грусть и печаль, игнорировать их и подавлять, тогда процесс переосмысления на адаптивные представления останавливается. Поэтому важно уметь печалиться и грустить. Страх, тревога позволяют предвосхитить опасения. Если бы не страх, то мы бы не эволюционировали. Страх надо использовать в конструктивном плане. Вина, стыд. Это не базовые (не врожденные), а социальные чувства. Они сформированы в процессе взаимодействия для управления поведением. Они должны быть умеренные и с положительной самооценкой. Только в слабоинтенсивном или умеренном проявлении без уничтожения собственной ценности и значимости. Отвращение – это сигнал, что нечто опасно, но в функциональном состоянии это неприязнь. Вывод – нужно увеличить дистанцию. Растерянность – можно использовать как ресурс. Это чувство сигнал, что в понятийном аппарате есть не переосмысленная информация. Дайте себе время понять – что поступило и мозг начнет качественнее осмысливать информацию о мире и принимать верные решения. Если человек растерялся – надо искать новую информацию в мозгу. Что находиться вне фокуса внимания??? Отчаяние – отказ от желания, чаяния. Разочарование– разрушение иллюзий. Наблюдайте что разрушается и какие новые представления формируются. Это позволяет осмыслить что происходит и влиять на свои переживания. Почему переживание становиться дисфункциональным? Что такое патогенное (травматическое) переживание? Это не сверх интенсивное. Сверх интенсивное это дезорганизующее. А патогенное (травматическое) приводит к нарушениям социальной адаптации. Патогенным чувство становится тогда, когда к нему не сформировано собственное эмоциональное отношение. А вместо собственного эмоционального отношения есть жесткие рамки дисфункциональных убеждений. Необходимо задать себе вопрос: что происходит??? Что за этим прячется. Это чувство надо принять как обоснованное или допустимое. Тогда к нему сформируется отношение и оно не станет патогенным!!!! Противоречивые переживания Любовь – ненависть Злость – жалость Восхищение – страх Радость – тоска Облегчение – разочарование. Противоречивые переживания характерны в близких отношениях. В них чаще испытывают и злость жалость. БАЗОВАЯ ТЕХНИКА С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ и чувствами Идентификация Шкалирование Определить причинукакие убеждения, мысли, когниции лежат в основе этого переживания Определить желаемое чувство Понимание причинно-следственных связей и исторической перспективой. Судебная экспертиза эмоций Подход КПТ к эмоциям подобен судебной экспертизе. Не столько важно содержание того, что вы чувствуете (как в традиционной психотерапии), сколько важен процесс того, как вы начали чувствовать или думать подобным образом и как ваши чувства и мысли привели к такому поведению (или наоборот) в определенный момент вашей жизни. Поэтому КПТ призывает смотреть на наши эмоции с точки зрения судебной экспертизы, чтобы отличать здоровые мысли от нездоровых, подобающие от неподобающих. Здоровые эмоции Негативные эмоции, соответствующие ситуации, – например, мы грустим, когда умирает наша любимая кошка. • Такие эмоции ведут к осознанному поведению/последствиям – мы опечалены, и в память о кошке сажаем цветок. • Такие эмоции не ведут к проблемам в других областях нашей жизни – мы продолжаем нормально функционировать (ходим на работу, встречаемся с друзьями), несмотря на то, что нам, конечно же, грустно. Примеры здоровых эмоций • Грусть, счастье, скука, угрызения совести, радость, испуг, застенчивость, стыд и т. д. Нездоровые эмоции • Отрицательные эмоции, которые не соответствуют событию – у вас умерла кошка, и вы орете, беснуетесь, вы разносите свою квартиру и напиваетесь. • Приводят к пагубному поведению/последствиям – вы наказываете себя, наказываете своих друзей и родственников, перестаете функционировать (ходить на работу). • Приводят к трудностям в других сферах вашей жизни – вы не встаете с постели, перестаете ходить на работу, не хотите ни с кем общаться, пьете в одиночку, и только потому, что умерла ваша кошка. Примеры нездоровых эмоций • Агрессивность, зависть, чувство вины, страх, депрессивное состояние, стыд, ревность, нежелание видеть людей, зависимость, мысли о самоубийстве и т. д. Разумеется, чувства есть чувства, и никакие эмоции не могут быть сами по себе «плохими». Чувства – это необходимая составляющая нашего эмоционального фона, позволяющая нам познавать мир, привязываться к людям, любить своих детей и друг друга, грустить в печальных ситуациях и так далее. Проблема здоровых и нездоровых эмоций, с точки зрения КПТ, заключается в том, что иногда степень нашей эмоциональной реакции не соответствует ситуации настолько, что мы извращаем значение самого события. Такая реакция появляется вследствие нашего личного опыта и воспитания, а поскольку КПТ сфокусирована на «здесь и сейчас», нам нужно научиться вести себя более взвешенно и рационально в своей повседневной жизни. Другими словами, КПТ учит нас быть в целом более адекватными и менее деструктивными.
Список литературы
1. Корен Свит «Сам себе психотерапевт». Претекст. Москва. 2018 2.
Д.Винникот «Разговор с родителями». Москва. Независимая фирма “Класс” 1995 с.76-80.
3. А.Бек, А.Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» - СПб.: Питер, 2019
4. А.Бек, Г.Эмери «Тревожные расстройства и фобии». Китв «Диалектика» 2020
5. Дж.Бек «Когнитивная психотерапия. Полное руководство.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006
6. Райн МакМаллин «Практикум по когнитивной терапии» СПб Речь.2001

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ