Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование синквейна как способа
рефлексии на уроке английского языка

Растворова Ирина Викторовна
В течение   нескольких лет я продолжаю работу над  методической темой «Приемы рефлексии на разных этапах урока по ФГОС».  Тема является чрезвычайно актуальной, так как рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты учебной  деятельности –ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты  и поставить цель для дальнейшей работы. Моя педагогическая практика показала, что рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Существует множество вариантов проведения рефлексии в зависимости от возраста, интересов и умений обучающихся.
Основываясь на собственном опыте могу сказать, что в процессе  обучения иностранным языкам наиболее эффективно зарекомендовали себя следующие виды рефлексии:
1. Самооценка активности на каждом этапе урока
2. «Лестница успеха». Каждая ступень —один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания.
Особенно бы хотелось отметить, что в старших классах высокую эффективность применения в качестве приема рефлексии показало составление синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым –осмысленным. Итак, синквейн представляет собой стихотворную форму из пяти строк, написание каждой  подчинено определенным  правилам.
В первой строке кратко  всего одним словом сформулирвоана тема  и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих  тему, это делается при помощи  прилагательных. Допускается использование причастий. В третьей строчке, используются глаголы или деепричастия, описываются действия, относящиеся к слову, обозначающим тему синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это, как правило целая фраза, при помощи которой автор высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может самостоятельно составленное автором предложение, а также пословица, поговорка, цитата, афоризм. Пятая строчка — автору  следует при помощи одного слова, представить итог, резюме. В качестве распростаненного приема сделать это можно подобрать синоним к теме стихотворения.
Составление синквейна я широко использую после работы с текстом. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах и даже группах.
Так, на пример, в 8 классе (для учебного процесса используется УМК Spotlight В.Эванс, О. Подоляко, Просвещение/Express Publishing) после завершения работы над текстом Модуля 5  раздела Culture Corner Pet the Сoo! учащиеся составили свои варианты сенквейнов, вот один из них:
Scottish coos,
Ancient and shaggy,
To graze, eat, impress,
Popular creature,
Symbol.
 Или ещё один пример после завершения работы над текстом  Obento a tasty tradition (Модуль 2  раздел Reading & Vocabulary) учащиеся представили следующий пример  сенквейна:
Tradition,
The oldest, popular,
To prepare, eat, nourish,
Great pride,
Food.
Данный вид рефлексивной деятельности нравится без исключения всем учащимся, независимо от уровня подготовки, работа чрезвычайно творческая, активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо, позволяет детям через короткий промежуток времени представить свой «маленький поэтический шедевр». Замечательно, если структура урока позволяет выделить время, чтобы обсудить несколько синквейнов и на этой основе создать одно общее стихотворение., результат колективного творчества. Преимущество данного метода рефлексии очевидны – необходимо найти и выделить в изучаемой теме наиболее важные элементы, проанализировать их, сделать выводы, представить в краткой форме  содержание текста, вспомнить ранее изученные слова, повторить части речи и выучить новые слова. 
Синквейн, как стихотворная форма, используемая в обучении, является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Если вы хотите применить его для представления уже имеющихся знаний, рекомендую использовать на стадии вызова, когда учащиеся, еще до изучения основной  темы, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Например, возвращаясь к тем же «шотландским коровам» в качестве домашнего задания, предваряющего следующий урок, предложить составить синквейн как ребята представляют себе данных животных, используя уже знакомую лексику. Это позволяет учителю понять, что ребята уже знают по данной теме и предоставляет возможность внести корректировки в перспективный план работы на уроке. После завершения работы с темой на уроке учащиеся совершенствуют, дополняют свои ранее подготовленные работы, которые показывают какие знания были, а какие приобретены в ходе деятельности на уроке.  
Синквейн также можно использовать в дальнейшем как опору для составления монологического высказывания учащегося по  отработанной теме как своеобразное напоминание о  чем следует упомянуть в ходе выступления, то есть ведется своего рода обратная работа: при составлении синквейна по тексту необходимо было составить краткую форму, передающую смысл и основное содержание текста, а далее на этапе подготовки к устному заданию синквейн используется как основа для развернутого высказывания.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование синквейна позволяет провести рефлексию на уроке иностранного языка, развивает и совершенствует творческие способности учащихся, образное  и аналитическое мышление, учит формулировать кратко свои мысли, а  также делает обучение иностранному языку более интересным и эффективным.
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ