Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа факультатива

Работа над эссе по истории и обществознанию

Логунова Галина Степановна
Пояснительная записка
В целях обеспечения объективности итогов аттестации выпускников общеобразовательных учреждений используются контрольно-измерительные материалы, разрабатываемые с учетом единых концептуальных подходов: соответствия нормативной базе по предмету, достаточно полного охвата учебного материала, сбалансированности числа заданий разного типа, выравнивания вариантов по уровню сложности и пр.
ЕГЭ обеспечивает разностороннюю проверку подготовки выпускников школы и их дифференциацию по уровню и качеству подготовки. Задания экзаменационной работы представляют три уровня сложности:
• базовый (их выполняют, как правило, более 60% экзаменуемых);
• повышенный (выполняют от 35% до 60%);
• высокий (выполняют менее 35%).
Очевидно, задания третьей части вызывают наибольшее затруднение у выпускников. Объясняется это тем, что эти задания ориентированы на проверку сложных умений и способов познавательной деятельности. Эта часть работы нацелена на выпускников, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Завершает работу по обществознанию альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (эссе) по одной из шести тем, предлагаемых экзаменуемому в виде афористичных высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением). Данное задание требует применения обществоведческих знаний и социального опыта для выражения и аргументации собственной позиции по поднятой в высказывании социальной проблеме. Часть 3 (С) по истории также содержит задания с развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности:
• анализ исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов);
• атрибуция документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится);
• разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории);
• выявление и анализ позиций автора, исторических личностей, рассмотрение версий и интерпретаций событий;
• задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания;
• представление общей характеристики, систематизацию материала;
• анализ исторических версий и оценок;
• анализ исторической ситуации;
• сравнение (определение общих характеристик, установление различий).
Таким образом, очевидна необходимость усиленной подготовки учащихся к работе с данным типом заданий.
Целью курса является подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, а именно обучение написанию мини-сочинения (эссе) по социальной проблеме.
Задачи курса:
1. познакомить учащихся со структурой экзаменационной работы по истории и обществознанию и особенностями написания эссе в экзаменационной работе;
2. развивать умение видеть и формулировать социальные проблемы, противоречия общественной жизни;
3. развивать умение теоретически обосновать собственную позицию, корректно используя при этом обществоведческие и исторические понятия;
4. развивать умение выбирать из исторического прошлого и общественной жизни социальные факты и использован, их в качестве доказательной базы эссе;
5. формировать умение рефлексии над собственным социальным опытом, приводить примеры с опорой на него.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Факультатив предусматривает формирование следующих общеучебных умений и навыков у учащихся:
1. определение социальной проблемы по авторскому высказыванию;
2. характеристика изучаемого объекта, сравнение и классификация объектов по указанным критериям;
3. объяснение изученных теоретических положений на конкретных примерах;
4. решение практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
5. умение обосновывать суждения, давать определения;
6. аргументировать собственную позицию;
7. работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации.
Данный курс формирует у учащихся ключевые компетентности:
1. готовность к разрешению проблем — готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результат своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
2. технологическая компетентность — готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности;
3. готовность к самообразованию — способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
4. готовность к использованию информационных ресурсов — способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;
5. готовность к социальному взаимодействию — способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;
6. коммуникативная компетентность — готовность получить в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
• современные тенденции развития общества как сложной динамичной системы;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм, механизмы правового регулирования;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности социально-гуманитарного познания.
В результате изучения курса ученик должен уметь:
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных объектов;
• извлекать из различных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• применять социально-правовые и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социально-правовым проблемам.
Учебно-тематический план
См. приложение 1.
Содержание программы
Вводное занятие. ЕГЭ как форма аттестации учащихся
Тема 1. Особенности ЕГЭ по истории и обществознанию. Структура экзаменационной работы по истории и обществознанию. Знакомство с заданиями части «С» экзаменационной работы по истории и обществознанию. Эссе как особый жанр сочинения.
Тема 2. Алгоритм написания эссе в экзаменационной работе. Выбор темы эссе в экзаменационной работе. Работа с цитатой. Постановка проблемы при написании эссе. Практическая работа. Определение проблемы по высказыванию автора. Анализ практической работы. Работа над ошибками. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне. Корректное использование исторических и обществоведческих понятий в контексте ответа. Практическое занятие. Теоретическая аргументация в эссе. Анализ практической работы. Работа над ошибками. Аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни. Практическое занятие. Использование фактов социальной жизни в эссе. Анализ практической работы. Работа над ошибками. Аргументация своего мнения с опорой на личный социальный опыт. Практическое занятие. Использование личного социального опыта в эссе.
Тема 3. Типы заданий части «С» по истории. Возможные ошибки при их выполнении. Анализ исторической ситуации. Оценка роли исторической личности. Практическая работа. Выполнение заданий части «С» по истории. Анализ практической работы. Работа над ошибками. Типичные ошибки в заданиях части «С» по истории. Как их избежать.
Тема 4. Темы эссе по обществознанию в экзаменационной работе. Возможные ошибки при написании эссе. Особенности эссе по обществознанию на темы «Философия» и «Культурология». Особенности эссе по обществознанию на темы «Экономика» и «Социология». Особенности эссе по обществознанию на темы «Политология» и «Правоведение». Практическая работа. Написание эссе по обществознанию на тему по выбору. Анализ практической работы. Работа над ошибками. Типичные ошибки в эссе по обществознанию. Как их избежать.
Итоговое занятие.

 
Литература
  1. Аверьянова Г. И ЕГЭ 2010. Обществознание: тематические тренировочные задания / Г. И. Аверьянова. — М.: Эксмо, 2009
  2. Бравина М. А. ЕГЭ по истории и обществознанию: Методические рекомендации. — Ульяновск: УИГШГЕРО, 2004
  3. Владимирова О. В. История: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. — М.: АСТ: Астрель, 2009
  4. Гевуркова Е. А. ЕГЭ 2009. история. Сборник заданий / Е.А. Гевуркова, В. И. Егорова, Л. И. Ларина. — М.: Эксмо, 2009
  5. Клоков В. А. История: тренировочные задания / В. А. Клоков, М. В. Пономарев, Г ‚ С. Хартулари. — М.: Эксмо, 2009
  6. Рутковская Е. Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е. Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е. С. Королькола. — М.: 000 «ТИД «Русское слово — РС», 2009

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ