Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фредерик Шопен (1810 - 1849)

(к 170-летию со дня кончины)
Ярцева Галина Ивановна
Имя Шопена, величайшего классика польской музыки, по праву стоит в одном ряду с бессмертными именами Моцарта, Бетховена, Чайковского.
Мало кому удалось так глубоко и полно выразить национальный характер, как это удалось Шопену. «Он воплотил поэтическую сущность целой нации», – сказал Лист.
Шопен первым познакомил Европу с музыкой своей Родины, вслед за ним Глинка представил музыку России, а Лист – музыку Венгрии; они обогатили и расширили музыкальную географию Европы.
Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в имении Желязова Воля близ Варшавы.
Отец композитора – Николай Шопен, француз по происхождению, сын лотарингского крестьянина – с молодых лет переселился в Польшу; в этой стране он нашёл новую Родину и принимал самое горячее участие в её судьбе (капитан армии Костюшко). Решив остаться в Польше, он нашёл новое применение своим занятиям и возможностям. Человек широкого умственного кругозора, поклонник французских просветителей, в особенности Вольтера и Руссо, Николай Шопен занялся педагогической деятельностью. Незаурядные способности, знание языков создали ему вскоре положение одного из лучших педагогов Варшавы. В 1802 году Николай Шопен был приглашён в качестве воспитателя к детям графа Скарбека и поселился в их имении Желязова Воля.
Мать композитора – Юстина Кржижановская – экономка и бедная родственница графа была чрезвычайно музыкальна. Она играла на фортепиано, обладала хорошим голосом и была любительницей польских песен. Ей Шопен обязан своими первыми яркими музыкальными впечатлениями.
Очаровательная, скромная, спокойная девушка, к тому же ещё и благородного происхождения, покорила Николая, и вскоре он решился предложить её руку и сердце. Венчание состоялось 2 июня 1806 года. Молодая пара поселилась в окрестностях замка. В это время Николай при посредничестве графини познакомился с ректором Варшавской французской гимназии, и это знакомство впоследствии сыграло очень важную роль в его жизни и жизни его семьи.
За полгода до переезда супругов Шопен в Варшаву в Желязовой Воле произошло событие, весьма знаменательное не только для родственников – рождение мальчика, получившего при крещении имя Фредерик Францишек, которому дано было стать крупнейшим фор-тепианным композитором XIX века.
В октябре 1810 г. семья Шопенов переселилась в Варшаву, и вскоре Николай получил от дирекции лицея разрешение открыть частный пансион для детей из дворянских и буржуазных семей, многие из которых стали близкими друзьями Фредерика: Титус Войцеховский, Ян Матушинский, Юлиан Фонтана, Ян Бялоблоцкий, брат и сестра Водзинские. В 1812 г. за выдающиеся способности Никола Шопен получил должность профессора французского языка в Варшавском инженерно-артиллерийском училище. Теперь он получал жалование в двух местах. В результате экономическое положение семьи улучшилось и рождение дочерей Изабеллы в 1811 г. и Эмилии в 1813 г. не создало экономической нагрузки на семейный бюджет. Теперь у Фредерика было уже три сестры (старшая Луиза родилась в 1807 г.). В семье царили очень гармоничные отношения, и её душой была милая, заботливая и незаменимая Юстина, которую Фредерик называл лучшей из матерей. Жорж Санд говорила, что мать была его единственной любовью.
К сожалению, нам ничего не известно о первых годах жизни Шопена, за исключением того, что кроме здоровой Луизы (Людвиги), все остальные дети в семье часто болели.
Современники свидетельствуют, что Фредерик был очень нежным и болезненным ребёнком, однако кроме зубной боли и частого отсутствия аппетита никакие другие подробности до нас не дошли. Музыкальная одарённость Фредерика проявилась очень рано. Будучи совсем ребёнком, он не мог сдержать слёз, услышав за стеной звуки фортепиано.
Родители обратили внимание на интерес сына к музыке и его явную музыкальную одарённость, и решили обучать его игре на фортепиано. Первый учитель музыки, чех Войцех Живный, начал заниматься с Фредериком, когда ему исполнилось едва шесть лет. Он обучил мальчика основам игры на фортепиано, благодаря чему тот уже в очень раннем возрасте приобрёл способность к самосовершенствованию. Уже через год проявились творческие способности Фредерика, выражавшиеся в сочинении маршей, вальсов и полонезов. Был опубликован полонез, который может выдержать сравнение с полонезами Огинского или Козловского. 24 февраля 1819 г. Шопен впервые выступил в рамках благотворительного вечера с ми-минорным фортепианным концертом модного в то время композитора Адальберта Гировца и перед мальчиком открылись двери салонов вельможных семейств. Маленький Шопен стал любимцем даже русского великого князя Константина Павловича, сына императора Павла I, который был наместником в бывшем Великом герцогстве Варшавском (эта область после четвёртого раздела Польши в 1815 г. превратилась в русскую провинцию). Фредерик даже посвятил Константину Павловичу военный марш, написанный в 1818 году.
Систематические занятия с педагогом Живным дали Шопену основу фортепианной игры. Живный был поклонником Баха и серьёзной классической музыки, в этом направлении он развивал художественный вкус своего ученика. От Живного Шопен воспринял культ Баха, преклонение перед классическим совершенством музыки Моцарта. Однажды на вопрос о том, как он готовится к своим концертам, Шопен ответил: «Я обыкновенно запираюсь на две недели и играю Баха – это моя подготовка…».
Успехи мальчика были столь блестящи, что, когда ему исполнилось всего двенадцать лет, Живный сам прекратил с ним занятия, считая, что ничего уже не может дать своему выдающемуся ученику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Дальнейшие его завоевания в области пианизма – результат самостоятельного труда, внутреннего развития и роста. Успехи Шопена в игре на фортепиано были феноменальны. Уже в четырнадцать лет он усовершенствовал технику Гуммеля и Вебера, с лёгкостью покоряя всю клавиатуру фортепиано и, кроме того, применяя орнаментику как важное выразительное средство. О его фортепианном мастерстве того времени можно судить по газетным заметкам, согласно которым он с лёгкостью исполнил столь сложные в техническом отношении фортепианные концерты Гуммеля, Мошелеса, Калькбреннера. Полонезы в творчестве Шопена получили дальнейшее развитие. В это время он начинает писать мазурки, то есть впервые вступает в пределы той художественной танцевальной формы, которая навсегда будет связана с именем Шопена, ибо до него этого жанра вообще не существовало.
Увлечение музыкой не отразилось на общем развитии Шопена, которое благодаря серьёзному воспитанию протекало равномерно и гармонично.
Слабое здоровье задержало до тринадцати лет определение Фредерика в лицей, но, учась в домашних условиях, он легко и быстро усваивал все дисциплины, свободно владел немецким и русским языком.
В лицей он поступил сразу в четвёртый класс, учился старательно и серьёзно, однако изучение истории и польской литературы предпочитал всем остальным предметам.
В лицейские годы ярко проявляется многосторонняя одарённость мальчика. Он пишет стихи, сочиняет театральные пьески для домашних спектаклей. Сохранившиеся рисунки красками говорят о незаурядных способностях в этой области, а его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков и специалистов. Острая наблюдательность, присущий Шопену чудесный юмор позволяли ему схватить видимое и наблюдаемое и тут же воспроизвести его в меткой карикатуре, в музыкальной импровизации, в актёрском жесте и мимике. Учась в лицее, Шопен часто проводил каникулы в имениях своих друзей в коренных районах Польши (Шафарня и Обров, где чаще всего отдыхал Шопен, находились в области Мазовия – родине знаменитого мазура и других танцевальных мелодий, неоднократно воспроизводившихся Шопеном).
В звуки народных мелодий Шопен всегда вслушивался, впоследствии он сам говорил: «Я долго учился чувствовать народную музыку». А польский биограф Шопена Гезик пишет, что собственные наблюдения Шопена за деревенской жизнью дали ему больше, чем все учителя. Просвещённая личность отца привлекала в его дом многочисленных представителей передовой польской интеллигенции – писателей, учёных, художников, музыкантов. В числе энергичных поборников польской культуры был Иосиф Эльснер – учитель Шопена по композиции. Общение с Эльснером также содействовало росту национального самосознания Шопена как художника. С осени 1826 г., после окончания лицея Шопен учится в Варшавской консерватории, называемой «Главной школой музыки». Фредерик нашёл в лице Эльснера чуткого и умного учителя, который осторожно руководил им, бережно охраняя яркое своеобразие его музыкального дарования. На замечания некоторых музыкантов, вызванные смелой творческой манерой композитора, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идёт обычной дорогой, но ведь и талант его так же необычен».
В 1829 году после трёхлетнего обучения Шопен окончил консерваторию. Требовательный и скупой на похвалы Эльснер аттестовал его как музыкального гения.
У себя на Родине Шопен становится к концу 1820-х гг. признанным пианистом и композитором. Он часто выступает в концертах с исполнением своих сочинений, на него смотрят как на национального гения, призванного прославить свою страну.
Друзья Шопена, учитель Эльснер горячо советуют молодому музыканту поехать за границу для дальнейшего художественного совершенствования. Но необходимых средств для продолжительного и далёкого путешествия не оказалось, и решено было ненадолго поехать в Вену. Он дал два концерта (в программу которых вошли полные вариации на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта) – успех был феноменальный. На обратном пути Шопен побывал в Праге и Дрездене и, окрылённый артистическими успехами, вернулся в Варшаву.
Весной 1830 г. Шопен дал в Варшаве два концерта, ознакомив варшавскую публику с новым своим произведением – фортепианным концертом фа-минор. Так заканчивается варшавский период жизни и творчества Фредерика Шопена.
Самыми значительным произведениями Шопена, написанными в Польше, являются два фортепианных концерта: ми-минор (ор. 11) и фа-минор (ор. 21), «Рондо a la mazur», «Кра-ковяк с оркестром» ор. 14, «Фантазия на польские темы» ор. 15, мазурки из ор. 68 a-moll, F-dur, в особенности интересна мазурка ор. 17 №4.

Период творческой зрелости.
В политически накалённой атмосфере Польши назрели серьёзные события: оживилась деятельность польских патриотов, готовивших восстание против русского царизма; одновременно усилились репрессии со стороны полиции. Всех охватило чувство напряжённого ожидания. В такое опасное время Шопену тяжело было покидать Родину, близких и друзей, но по настоянию отца он вынужден был уехать. Прощаясь с друзьями, Шопен произнёс пророческие слова: «Я убеждён, что покидаю Варшаву и никогда больше в неё не вернусь, и что я говорю вечное «прощай»! моей Родине». Печальным предчувствиям суждено было сбыться. 2 ноября он покинул родину, а в конце ноября в Варшаве вспыхнуло восстание, которое потерпело поражение.
Вена не оправдала надежд Шопена. Венские музыканты поняли, какого опасного конкурента они имеют в его лице, и все попытки устроить свой концерт не дали результатов. Политические события в Польше неблагоприятно отразились на положении Шопена в Вене. Реакционное венское правительство и официальные круги с подозрением смотрели на каждого поляка, и Шопену не раз приходилось быть свидетелем оскорбительных выпадов и насмешек над своими соотечественниками. Шопен решает оставить Вену и попытать счастья в Париже и Лондоне. С трудом выхлопотав паспорт, вместе с одним из своих приятелей-поляков Шопен 20 июля 1831 года выехал из Вены и направился в Париж. Но уже в Штутгарте его настигла весть о разгроме и подавлении польского восстания.
Как истинный патриот воспринял Шопен трагедию своего Отечества. Страницы его дневника, его письма наполнены выражениями самого бурного отчаяния.
Боль, тревога, гнев находят исход в творчестве, рождая произведения, в которых драматизм шопеновского гения впервые раскрылся во всей своей глубине. Скорбь прелюдии ля-минор, бурная патетика прелюдии ре-минор, этюд до-минор («Революционный») – говорят о переломе, произошедшем в творческом сознании Шопена. Мечтательная юношеская лирика отступает перед образами большой драматической силы, и идея Родины отныне представлена как ведущая творческая тема Шопена.
Крушение революции в Польше, последовавшие политические гонения и реакция навсегда отрезали Шопену путь на Родину. Осенью 1831 года Шопен окончательно обосновался в Париже, где и остался до конца жизни.
Годы пребывания в Париже характеризуются быстро растущей творческой зрелостью, восхождением к вершинам композиторского искусства.
Шопену был 21 год, когда он приехал в Париж. Вырванный из патриархальной семейной обстановки, лишённый привычной дружеской среды, он сразу попал в водоворот парижской жизни. Но крепкие нравственные устои делали Шопена неуязвимым для соблазнов, подстерегавших молодых художников в «столице мира» на каждом шагу.
Париж 30-х годов – культурная столица Европы. Здесь живут выдающиеся деятели французского искусства: композитор Берлиоз, художник Делакруа, писатели Гюго, Бальзак, Аврора Дюдеван (Жорж Санд). Здесь обосновались и представители других стран: немецкие поэт Гейне и композитор Мейербер, итальянцы Россини и Беллини, и большое количество фортепианных виртуозов: Тальберг, Герц, Калькбреннер, Лист. Трудно не затеряться среди этих всех громких имён, но Шопену это удаётся.
Первое публичное выступление Шопена состоялось 26 февраля 1832 г. Этот концерт и ряд последующих окончательно утвердил в Париже репутацию Шопена как замечательного пианиста. Органично сочетались со всем миром его поэтические идеи и манера игры rubato – едва уловимые внутритактовые метроритмические колебания, тончайшие отклонение от темповых обозначений – совершенно новая романтическая манера фразировки музыкально-го материала. Виртуозно-техническая сторона игры Шопена была безупречна, но не в ней за-ключены качества, которые создали ему имя первого поэта фортепиано. Обаяние Шопена-пианиста стало неотъемлемой частью его музыкального облика. Его личность в целом была гармонична.
Взгляд голубых глаз выказывал скорее остроту ума, нежели мечтательность, в его мягкой и тонкой улыбке еле сквозила горечь. Нежный, прозрачный цвет лица пленял глаз, белокурые волосы были тщательно причёсаны, у него был выразительный нос с горбинкой, небольшой рост, хрупкая внешность. Жесты были изящны и выразительны, тембр голоса глуховатый, иногда он почти задыхался. Его походка была так изящна, а манеры носили такой отпечаток высшего общества, что его невольно принимали за князя. Шопен довольно много выступает, но основные средства к существованию ему дают уроки. Уже через два года он становится одним из самых известных педагогов французской столицы.
Осенью 1835 г. композитор встречается на курорте Карлсбад со своими родителями. Радости его нет предела. Впервые после разлуки он по-настоящему счастлив. Это чувство вы-разилось в написанном тогда же вальсе ля-бемоль мажор ор. 34 №1 – одном из самых свет-лых сочинений, написанных вдали от Родины.
Осенью 1838 г. Шопен вместе с писательницей Жорж Санд отправляется на Майорку – один из Балеарских островов в Средиземном море. Райский воздух Майорки и роскошная природа хорошо отразились на творчестве композитора. Он пишет прелюдии, маленькие, но лаконичные, некоторые из них занимают всего полстраницы. Подобно баховскому «Хорошо темперированному клавиру» 24 прелюдии Шопена охватывают все мажорные и минорные тональности. Но райский воздух и роскошная природа оказались обманчивыми. У Шопена обострилось заболевание лёгких. Несмотря на болезнь, он продолжает работать. Кроме прелюдий на Майорке написаны вальсы, мазурки, новое скерцо и два полонеза. Полонезы, созданные Шопеном в зрелые годы – драматические, а подчас и трагические поэмы, воспева-ющие былое величие Польши.
В начале 1839 г. путешественники покинули Майорку и вернулись во Францию. Лето они решили провести в Ноане – имении Жорж Санд. Здесь Шопен закончил одно из самых гениальных своих творений – Сонату си-бемоль минор с траурным маршем.
Начиная с 1839 г. Шопен каждое лето проводит в Ноане. Здесь бывают Лист, Бальзак, певица Полина Виардо, переложившая для голоса несколько мазурок, художник Делакруа, автор одного из лучших портретов Шопена. Композитор всё чаще обращается к произведениям крупной формы. В последнее десятилетие им созданы Полонез-фантазия, Третья и Четвёртая баллады, Второе, Третье и Четвёртое скерцо, Фантазия фа-минор, Третья соната для фортепиано.
Обострившийся туберкулёз подтачивает силы Шопена. Он уже почти не выступает перед публикой, но друзьям играет охотно.
Летом 1848 г. композитор предпринял поездку в Англию. Он надеялся улучшить своё материальное положение, но сырой английский климат окончательно подорвал его здоровье. В Париж он вернулся смертельно больным. Ухаживать за братом приехала сестра Людвика. Шопен умер 17 октября 1849 г. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез в Париже, рядом с могилой итальянского композитора Беллини, с которым Шопен был дружен. Сердце композитора сестра увезла на родину. Оно захоронено в костёле Святого Креста в Варшаве.

Творческое наследие.

Мазурки (52).

Довольно единообразны по форме (большинство – простые или сложные трёхчастные построения), но не по содержанию и характеру. Мазурка обладает разнообразной и сложной ритмикой, капризной акцентировкой, при которой сильные доли часто смещаются. Два типа: одни с преобладанием светлого, жизнерадостного колорита; другие – с чувством печали, их особенно много, ибо создавались они вдали от Родины, по которой Шопен жестоко, мучительно тосковал. Среди мазурок есть и бальные, они отличаются своей эффектностью и блеском от непритязательных народных крестьянских танцев. Количество бальных мазурок у Шопена невелико.
Мазурки Шопен пишет на протяжении всей своей жизни. Это его лирический дневник, которому он поверяет самые интимные чувства, тоску, надежды, дорогие сердцу воспоминания.

Вальсы (14).
Как бытовой танец, вальс получил развитие в XIX веке во всех странах Европы, впервые в творчестве Шуберта, затем у Берлиоза, а в русской музыке у Глинки («Вальс-фантазия»), затем у Чайковского. В творчестве Шопена вальсы представляет сольные фортепианные пьесы, в которых бытовые корни стушёвываются, и которые, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, выразительные и изящные, где используется богатый, разносторонний пианизм.

Ноктюрны (22).
Буквально «ночные пьесы» - характерный жанр романтической музыки. Появились в первые десятилетия XIX века в творчестве известного композитора и пианиста Джона Филда. Филд наметил основные его контуры как романтическую лирическую миниатюру. Гений Шопена преображает по замыслу и пианизму филдовские ноктюрны в тип произведений драматического плана, излучающих огромную силу лирического чувства, трагического пафоса или нежной элегичности и меланхолии.

Прелюдии (27).
То скорбно-лирические и изящно-грациозные, то проникнутые гражданским пафосом, трагедийные и порывистые, лаконичные и сжатые. Шопен превращает прелюдии из вступления к чему-либо в жанр самостоятельной пьесы.

Этюды (27).
В творчестве Шопена перестают быть упражнением, играющим подсобную роль, – они становятся полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, построения, глубокого содержания. Гнев, возмущение, отчаяние были стимулом возникновения «Революционного» этюда – поэтому так яростно бушуют то вздымающиеся, то стремительно падающие пассажи в левой руке, а двигающиеся в пунктирном ритме аккорды правой руки вырастают в волевую героическую тему.

Баллады (4).
Повествования, идейное содержание которых отражает всё те же думы Шопена о родной Польше, о её горестях, её историческом прошлом, трагической участи в настоящем и о том, что ждёт его Родину в будущем.

Галина ЯРЦЕВА

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ