Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Нечипор Александра Васильевна

 «Ум на кончиках пальцев»
 Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
  Свою работу по развитию мелкой моторики проводили с детьми 1 младшей группы. В группу приходили  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
  В начале своей работы проводилось  диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику провели по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
  Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
  Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% -  средний.
  Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
  Перед собой мы поставила цель.
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  Для решения этой цели  поставили перед собой следующие задачи:

 

  1. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Систематизировать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильной чувствительности у детей раннего возраста.
  3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.
Принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Принцип доступности и индивидуальности
  Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принцип последовательности и систематичности
   К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»
  Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
  Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
  Далее учитывается систематичность.
Принцип связи с жизненным опытом
 От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности
  Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
  Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
                                            Методы и приёмы:
  Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения данной работы   использую следующие методы:
Словесный   метод
  Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов,рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения
  В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод
  Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод
  Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
  Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
 
Создание развивающей
предметно-пространственной среды
  Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.           Постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решили поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
  В группе  создана необходимая развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.  
  Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».
  В группе  имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, бусы,  разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, игры с прищепками, игры с пробками, шнуровки,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых  сделаны своими руками и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики
  Работу организовывали  через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.
  Игре придаём большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
  Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Этим играм уделяю большое внимание. Составила картотеку пальчиковых игр по тематическим неделям.
  В своей работе используем большое количество «дидактических игр».
  В педагогике и психологии  существует разное понимание дидактической игры.  Ее рассматривают со следующих позиций:
- как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки; как игру, предназначенную для обучения;
- как игру, имеющую дидактическую цель и требующую  соответствующего дидактического материала;
- как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний;
- как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений:  сенсорных, интеллектуальных;
-  как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.
    Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены  общими моментами.
     Общепризнанно, что дидактическая  игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым.  Ребенок  получает ее в готовом виде.  
    Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение  дидактической игры: это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия  игровой и дидактической задач. Была составлена картотека дидактических игр на развитие мелкой моторики рук .
  Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, конструкторы, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Игры с бусинками помогают скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и  совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры- шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";  формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);  способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Игры с прищепкамипуговицами, сенсорным панно. пробками от бутылок,   сыпучими материаламибумагой развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи, знания детей о сенсорных эталонах.
  Развитие  мелкой  моторики  также происходит в продуктивных видах деятельности, таких  как:рисование, аппликация, лепка  (использовала традиционные и нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ватными палочками, рисование штампами,  пластилинография, аппликации из рваной бумаги и мятых салфеток).
Работа с родителями
  Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провели с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомили с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
  • специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

  Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
   В родительском уголке помещем рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:  «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».  Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
  В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.    
Результаты работы
       В конце учебного года было проведено повторное диагностическое обследование состояния мелкой моторики рук у детей. Оценивались следующие критерии:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
       Проведённая диагностика развития мелкой моторики показала, что 18% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики,  65% -  средний и 17% - высокий уровень. Проведённая работа принесла хорошие результаты и может считаться эффективной.
  В группе была пополнена развивающая среда играми и пособиями по развитию мелкой моторики, что положительно сказалось на развитии детей и их положительном эмоциональном состоянии. Дети с удовольствием играют в игры, сделанными руками воспитателей и родителей.
В работе с родителями тоже наблюдалась положительная динамика. Многие родители стали более активными в жизни группы. Родителями была оказана помощь в изготовлении игр и пособий. Большинство родителей заинтересовались темой развития мелкой моторики у детей и дома со своими детьми играют в игры, которые были предложены родителям на родительском собрании.
                                                 Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. Добиться поставленной цели помогло создание необходимой развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики; систематизация работы с детьми по развитию у них мелкой моторики рук; поддержка и помощь родителей; создание картотек по разным видам игр на развитие мелкой моторики.


 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ