Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методические рекомендации в помощь руководителям школьных
театральных коллективов по вовлечению родителей в творческий
постановочный процесс. Десять советов педагогам
Мотошина Галина Константиновна
Положительные стороны проекта
       Известно, что творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка.  А если это совместное творчество детей и родителей, развитие ребёнка ещё гораздо плодотворнее. Кроме того, при этом решается целый ряд семейных проблем.
      Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Совместное творчество необходимо обеим сторонам. Взрослым, в наше непростое время, очень не хватает ярких образов.
Театр дает возможность увидеть детям родителей, а родителям - детей в новом неожиданном ракурсе, с абсолютно другой стороны, что всегда способствует улучшению и гармоничному развитию семейных отношений. Ведь в семьях, где все участники увлечены общим хобби или занятием, кризисы семейной жизни проживаются гораздо легче. В таких семьях детям не бывает «скучно», а у родителей нет желания ссориться. Кроме того, в процессе занятий в театральной студии авторитет родителя не подавляет ребенка, так как оба они являются студийцами, и их статус равноценен.
      И ещё неожиданный момент: родитель может помочь педагогу регулировать репетиционный процесс. Это и дисциплина на занятии, и мобилизация и самоконтроль самого педагога (ведь за его взаимоотношением с детьми наблюдают глаза родителя)! Это и повтор с ребёнком дома текста, обсуждение, пережитого на репетиции.
      Таким образом, положительный аспект этой деятельности на лицо. Но она имеет так же и большёе количество проблем.
 
Видимые проблемы и рекомендации по их разрешению.
      Первая и главная проблема – это вовлечение родителей.
      Хорошо, если родитель изначально на всё согласен. Если это так, то этот пункт можно не читать. Но скорее всего на первом этапе возникнут трудности. Простым объявлением о наборе дело не сдвинется. Разделим родителей условно на несколько проблемных категорий.
      1 категория: родители, которые не хотят заниматься своими детьми и особо ими не интересующиеся. Их бесполезно даже пытаться вовлечь в совместную деятельность.
     2 категория: сильно занятые родители. Попытаться можно, но скорее всего безрезультативно.
     3 категория: не работающие родители. Вот это та главная категория, с которой следует начинать вовлечение, а потом подтянутся и другие.
      Совет первый: для начала достаточно привлечь одного или двух родителей, которые согласятся участвовать в постановке. Готовый продукт на выходе будет оценен другими и желающих станет больше.
      Совет второй: Никого нельзя просто уговаривать. Результата не будет. Необходимо выбрать для постановки такое произведение, где есть возрастные  роли, и убедить родителей, что без их участия спектакль не состоится. Надо поставить родителя в ситуацию: «выручите, пожалуйста!». А потом «наркотик театра» сделает своё дело, и взрослые сами станут проситься взять их в постановку.
       Я не выделяю в отдельную категорию родителей не способных к выступлению на сцене, т.к. если есть желание, попытка, то рано или поздно будет и результат. Тем более, что в школьном театре не должна ставиться задача выпуска спектакля на уровне БДТ. Но, конечно мы и не имеем право выпускать на сцену неподготовленных ни детей, ни родителей, выставлять их перед публикой в неловкой ситуации. Поэтому их надо учить, а для этого существуют тренинги и занятия по отдельным театральным дисциплинам. Но тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемной категорией.
      4 категория: родители, которые и хотели бы выступать, но не хотят этому учиться.
      Совет третий: Если родитель не хочет учиться, не надо его заставлять. Он просто уйдёт. Надо репетировать спектакль, а в процессе репетиций указывать на существующие проблемы: «ваша речь не понятна, давайте в начале каждой репетиции будем делать 20-минутную речевую разминку…», «в нашем спектакле надо двигаться в ритм музыке, пока это не получается, давайте отдельное занятие посвятим движению и пластике…» и т.п. Потом родители втянутся и в этот процесс. И вот здесь на тренинге хочется остановиться отдельно.
      Совет четвёртый: Овладение театральными навыками в семейном проекте может стать главным положительным звеном. Театральный тренинг – это комплекс упражнений, развивающих как актёрскую технику, так и психологию взаимоотношений. Научиться быть партнёрами – это ли не вершина взаимопонимания родителя и ребёнка! Это разыгрывание различных ситуаций, выплёскивание как положительных, так и отрицательных эмоций, это возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека, «влезть в его шкуру», это, наконец, анализ характеров и поступков, это возможность «примерить на себя» ценности и идеалы другого человека, а значит возможность «услышать» и понять другого. Ведь иногда может оказаться, что родители и дети не так уж и «знакомы» и театральный тренинг поможет им раскрыться друг перед другом с новых сторон.
      Совет пятый: Того, кому интереснее процесс, чем результат, можно привлечь к совместному творчеству с детьми и просто тренингом, а не спектаклем. Но к каждому родителю должен быть свой подход. Кого-то можно привлечь словами «психологический семейный тренинг» ещё и потому, что это сейчас модно. А кого-то эти слова отпугнут навсегда, и их лучше не произносить, назвав это исключительно театральными занятиями, учёбой.
      Совет шестой: Надо искать то, что заинтересует родителя, чтобы он активно включился в процесс. Это может быть совместное игровое мероприятие (Масленица, коляда, игровой урок и т.д.), это может быть подготовка «капустника», например. Иногда это может быть просто ношение театрального костюма! Многие родители, как дети готовы примерять, костюмироваться, фотографироваться – это так же может быть началом вовлечения.
       Совет седьмой: если вы работаете с «подготовишками» или школьниками 1 класса, вовлечь их родителей гораздо проще, чем родителей среднего или старшего школьного звена. Многие из них стремятся хоть раз присутствовать на занятии, чтобы быть в курсе того, чем занимаются дети. Вот тут ответ на это простой: просто сидеть, как зритель нельзя, дети при родителях начинают либо зажиматься, либо наоборот - кривляться (это подтверждают все педагоги). Поэтому, если Вы хотите присутствовать на занятии, встаньте рядом с ребёнком. И вот здесь-то папа или мама перестают быть просто родителем, а становятся партнёром, соучастником! Они, как правило, стараются помочь друг другу, и проект начинает реализовываться.
       Совет восьмой: «своими родителями» всегда являлись, и будут являться бывшие выпускники театральных студий. Заразившись однажды театром, они приведут своих детей и будут готовы сами с ними участвовать в постановке. Их нужно выявлять и на них можно делать главную ставку.
      Совет девятый: о родителях своих воспитанников необходимо знать как можно больше, находить время общаться с ними. Пусть результатом этого общения и не станет вовлечение родителей в процесс создания спектакля, но в любом случае это поможет в понимании педагогом своего ученика.
      Совет десятый связан с 5 категорией родителей – это родители старшеклассников. Здесь проблема заключается в том, что, как правило, театральная студия для старшеклассников – это место свободного общения друг с другом. Свободного, как от школьных педагогов, так и от домочадцев. Большинство из них не захочет увидеть наблюдающие за ним глаза своего родителя ещё и здесь. Вот тут подход очень индивидуален. Начинать здесь надо не с опроса родителей, а с опроса детей, дав, конечно, им время на размышление. И действовать с ними так же, как с родителями во втором совете, т.е. прося у них помощи. Если опыт будет не удачным, лучше прекратить эксперимент. Важнее сохранить место свободного общения для детей, иначе они пойдут за этим общением на улицу. Если же опыт удастся, наверняка это будет очень плодотворный опыт! Но и тогда необходимо разделить дни с родителями и без них, не нарушая важность и значимость первого.
       Но вот процесс вовлечения свершился. Теперь речь может идти только о способности, таланте, увлечённости, самоотдаче руководителя коллектива, чтобы этот проект удержать в своих руках, не дать ему распасться. В любом случае практика коллективов, работающих с родителями, показывает, что стабильности посещения родителей можно ожидать только года через два постоянной работы. 
Если проект вовлечения родителей в постановочный процесс будет принят, он не как не может быть обязательным, а носить только рекомендательный характер.
      Проблемы: 
- отсутствие возможности попасть в репетиционное помещение субботним вечером, или в воскресение.
      В будни родитель, который даже очень хочет участвовать в спектакле, приходит с работы усталый, а впереди у него ещё семейные обязанности (магазин, ужин, помощь с выполнением Д/з и т.п.). А в субботу и воскресение театры, существующие при школах, как правило, не имеют возможности репетировать. В воскресение школа закрыта совсем, а в субботу одни школы закрываются в 16.00, а другие даже в 15.00. Притом, что в большинстве школ дети, начиная где-то с 5, а где-то с 7 класса, в субботу учатся до 14.20, времени на дополнительные занятия в помещении школы не остаётся. 
      К слову, о наболевшем. Вообще ситуация с 6-дневной учебной неделей по мнению большинства родителей, желающих заниматься своими детьми, в корне не правильная. Лучше увеличить на один-два урока занятия в будни. Семья практически лишена возможности совместного время провождения: каких-то более или менее продолжительных выездов, прогулок, походов, совместных занятий спортом или творчеством. Воскресение, как правило, посвящено выполнению домашних заданий, т.о. у детей нет ни одного дня без школы, который они могли бы посветить тому, что их больше интересует, тому, что могло бы стать их будущей профессией или увлечением на всю жизнь. Чуть-чуть «погрузись» в любимое дело и уже пора к урокам, иначе проблемы.
      А с недавнего времени - новая дополнительная нагрузка: ни к чему не обязывающая и без результативная, но отнимающая драгоценное время - внеурочная деятельность. Придуманная чиновниками в кабинетах, она, по мнению подавляющего большинства педагогов - практиков мешает развитию дополнительного образования, дающего на выходе определённый продукт, а не просто время провождения.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ