Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации учителя-логопеда по развитию фонетико-фонематического
слуха у детей дошкольного возраста

Козлова Мария Игоревна
Фонетико-фонематическое нарушение речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Когда у ребенка не сформирован или снижен фонематический слух, он неправильно произносит звуки и слова, «не слышит». Поэтому пропускает и меняет местами звуки и слоги в словах.
Необходимо развивать речевой слух ребенка.
Чтобы подготовить ребенка к занятиям с логопедом, можно дома выполнять определенные упражнения.
Приведем несколько примеров упражнений, направленных на развитие слухового внимания.
  • Игра «Кто больше услышит звуков»
Взрослый с ребёнком прислушивается к неречевым звукам (гудит пылесос, лает собака, идет дождь…).
  • Игра «Поезд»
Взрослый учит ребенка слышать и выполнять команду. По сигналу (который дает родитель, например: «Поехали! Стоп!») поезд едет УУУ, по сигналу поезд остановился.
  • Игра «Колокольчики»
Взрослый берет четыре колокольчика. Показывает ребенку два из них: один большой, другой маленький. Показывает их ребенку и слушают, как они звучат. Затем родитель просит ребенка дать колокольчик, который звучал. Когда ребенок усвоил, добавить еще один – средний колокольчик, так же послушать, как он звучит. После чего можно спрятать за ширму и повторить все, что делалось до этого.
  • Игра «Теремок», «Три медведя» и другие сказки
Взрослый поочередно изображает, как стучат, говорят, топают персонажи. Просит угадать, кто стучит (говорит, топает)? Если ребенку тяжело определить сразу, то надо начать с двух персонажей и постепенно увеличивать их количество.
  • Игра «Что упало»
Взрослый бросает поочередно несколько предметов на пол и просит ребенка послушать, какие звуки издают эти предметы, обращая его внимание, что они разные. После чего просит малыша запомнить эти звуки, отвернуться и определить, что же упало? После игр со звуками лучше всего начинать знакомить с буквами. При первом знакомстве с буквами лучше не называть букву, как в алфавите, а произносить звук этой буквы: [м], [с] и т.д. В дальнейшем ребенку будет проще освоить чтение.
  • Игра «Учимся выделять первый звук»
Взрослый произносит слова, выделяя первый звук (ааа-кула). В этом слове первый звук «а». Назови, какой первый звук в слове акула? и т.д.
  • Игра «Хлопки», «Поймай звук», «Прятки»
Взрослый задает определенный звук, например: [а] и просит ребенка хлопнуть в ладоши (или закрыть глазки ладонями), если услышит его. Возьмите куклу, чтобы в ее имени был звук «а» в начале: например: «Кукла Аня». И спойте вместе с куклой Аней песенку, состоящую из звуков «а-а-а-о-а-у-а», какой же звук самый любимый у Ани?
  • Игра «Узнай звук»
Взрослый произносит беззвучно звуки и просит ребенка узнать и назвать звук. Если ребенок знаком с буквами, можно попросить показать букву.
  • Игра «Определи место звука»
Например, в каком автобусе поедет ааа-ист? Перед ребенком лежат нарисованные автобусы: один в начале дороги, второй в середине дороги и третий в конце дороги. Ребенок определяет, в каком автобусе поедут слова (картинки) и называет, где стоит звук (в начале слова, в середине слова или в конце слова).
  • Необходимо учить с ребенком стихи про буквы.
Например, выучите стихотворение про букву А.
Заяц взял две веточки
И связал их ленточкой.
Когда учите стихотворение про буквы, можно развивать и мелкую моторику. Например, выкладывать из счетных палочек, скрепок, ниток, фасоли и других материалов изучаемую вами букву. Вырезать картинку с изображением буквы. Заштриховать, раскрасить и обвести твердым карандашом картинку с изображением буквы.
  • Объяснить ребенку, по какому признаку можно объединить звуки [а, о, у, ы]? (Они все гласные.) Почему? (При произнесении воздух не встречает преграды и эти звуки можно петь.) Как можно отличить эти звуки друг от друга? (По положению губ.) Где можно услышать каждый из этих звуков в словах? (В начале, в середине, в конце.)
  • Игра «Волшебный мешочек»
Взрослый показывает ребенку мешочек с буквами и предлагает на ощупь найти буквы, которые уже с ним изучали.
Литература:
  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Косинова Е.М. Логопедический практикум от звука к слову. Росмэн, 2006.
  3. Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. Феникс, 2019.
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ