Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Время и особенности его восприятия детьми

Романова Анна Геннадьевна
Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникают в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.
Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.
Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).
Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.
Этапы развития
1 этап(0 - 2 года). Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).
2 этап(2 - 4 года). Дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени). Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями, дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.
3 этап(4 - 6 лет). Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.
4 этап(после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).
Причины этого:
- своеобразие времени как форма проявления реальности;
-несформированность у ребенка механизмов познания времени;
- особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;
- небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.
Трудности в освоении времени детьми носят и объективный и субъективный характер.
Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Однако имеющиеся трудности не следует преувеличивать. В настоящее время они успешно преодолеваются благодаря современной методике, которая способна
«приручать» самые сложные понятия, представляя их детям в более доступной форме.
Слово «время» от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений, их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность и периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.
Время имеет ряд особенностей :
1. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого – либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
2. Время – необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
3. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно»,  « не слышно»; оно не имеет наглядных форм.
4. Со временем нельзя совершать какие - либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный  характер ( утро становится днем, а день в свою очередь, вечером).
ВРЕМЯ – это направленная величина (вектор). Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное цифровое определение. Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее («сейчас»), которое разделяет время на предшествующие ему прошлое и последующее будущее. Система мер постоянной точкой отсчета позволяет людям успешно ориентироваться во времени.
Время может быть таким же раздражителем, как любой другой: свет, звук. Температура. Возможна выработка условных рефлексов на время.
Считается, что любой анализатор, с помощью которого воспринимаются различные свойства предметов, отражает и их временные особенности.
Специального анализатора для восприятия времени у человека нет, но кинестетический и слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени.
 Помимо двигательных и слуховых ощущений, при восприятии времени особое значение имеют внутренние органические ощущения. Ритм движения при ходьбе, биение сердца, дыхательные движения сигнализируют о той или иной длительности этих явлений.
Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов, работающих как единая система. В отличии от взрослого у ребенка пока еще нет слаженности в работе анализаторов.
В различение времени огромную роль играют циклические природные явления: заход и восход солнца, морские отливы и приливы, смена дня и ночи и др. Важнейшие системы организма человека также работают циклично. Мозг за день получает раздражение, утомляется, затем восстанавливают свою работоспособность. Любое состояние человеческого органа фиксируется в больших полушариях мозга. Это и является основанием для того, чтобы отличать один момент от другого.
Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами. Ритмами. Темпом являются основой для переживания времени.
«Чувство времени» начинает формироваться с самого раннего возраста на основе опыта и обучения и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Развитое «чувство времени» выполняет роль регулятора деятельности.
В дошкольном возрасте целесообразно осуществлять развитие чувства времени у ребенка в единстве с ознакомлением его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий, явлений, процессов. На восприятии времени существенно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по разному: если оно было богато по содержанию, насыщенно разнообразными событиями. То кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщенно интересными делами, то оно кажется коротким. Длительность этого  времени ребенку кажется меньше, отсюда –
минуты. Время, заполненное, малоинтересной деятельностью, кажется более тягучим, поэтому наблюдается недооценка минуты (по данным Т. Д. Рихтермана). С помощью тренировок можно значительно повысить точность временных оценок, но индивидуальные развития будут сохранятся.
В восприятии времени большую роль играет деятельность человека, ее содержательная сторона. Чем ближе восприятие длительности к содержанию деятельности человека. Тем более оно выигрывает в точности. Это закономерность проявляется у детей.
Наличие общности в восприятии времени и пространстве ведет к тому, что мир, как считают современные психологи, отражается ребенком в единых пространственных – временных комплексах. Разница между пространством и временем осознается взрослым человеком, но не ребенком. Дети долго не понимают, что время существует объективно, оно не зависит от сознания, воли и действия людей.
Живя во времени, реагируя на него, ребенок в начале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения.
Постепенно из общей картины мира дети начинают выделять различные параметры времени. Происходит это уже в раннем детстве.
У маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего будущего времени. В дошкольном возрасте роль настоящего уменьшается. Реальное значение приобретает прошедшее и будущее, но по отношению к близким конкретным явлениям.
 Время воспринимается ребенком чрезвычайно конкретно опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определением временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – обед», «Вечер – это когда все приходят домой», - говорят дети.
Часто ребенка интересует не само время, а то, что с ним связано: события, объекты, явления.
С трех лет до начала пятого жизни вопросы о времени группируются ребенком вокруг собственного «Я». (Как я говорила, когда была маленькой?), (Когда я родился?). А несколько позже интерес распространяется на других (Когда ты была маленькой, то тоже на колясочке каталась?), (Когда родились все люди?).
С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон.
Дети интересует меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных определений. Однако многие дети вплоть до семи лет не осознают вопрос «когда», как временной и не отличают от слова «где»?
Интерес детей к времени с возрастом нарастает и углубляется, становится более содержательным, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем,
Временные категории некоторые дети долго путают: «рано» и «поздно», «теперь – сейчас – потом», «сутки» и «день», целые сутки и их части, «вчера» и «завтра», «год» и «сезон», «год» и «месяц», «секунда» и «минута». Нет у многих из них четкого различения рассвета и сумерек как переходных периодов от ночной тьмы к дневному свету. Трудно им определить, какой недели сегодня, какой будет завтра, не сказать число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить относящие к нему месяцы.
Люблинская подчеркивала, что освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.
Однако, как показывает в своих исследованиях Т. Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета — утро.
 
Таким образом, у детей оказываются слабо развитым «чувство времени». Они не умеют определять и время по часам, если их этому специально не обучать.
На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение), художественные средства (картины, фотографии, художественная литература), общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели — как материальные и материализованные формы наглядности.
Формирование у детей понимания и правильного употребления слов, которые указывают на длительность и временные отношения («долго», «скоро», «сейчас», «потом», «раньше»), а также слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени («было», «есть», «будет»), осуществляется в повседневной жизни. Прежде всего, используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени.
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Поскольку детям известны содержание и последовательность режимных моментов в детском саду, то воспитатель, подбирая картины с изображениями разных режимных процессов, сначала демонстрирует перед детьми две первых (утренняя гимнастика и прогулка) и выясняет, что изображено на каждой из них, а потом спрашивает, что длится дольше, а что — короче. После этого демонстрируется еще одна картинка — дневной сон — и спрашивается, что будет раньше — прогулка или дневной сон?
Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.
В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня».
Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.
В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения — по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.
В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определять их последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу.
В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.
Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток.
У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.
В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны.
ВЫВОДЫ
1.  Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе
2.  Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем возникает у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связанно со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развития «чувства времени» предполагает знание и системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строится на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ