Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социализация детей надомного обучения

(из опыта работы)
Логунова Галина Степановна
Проблема успешности процесса социализации личности учащихся, обучающихся на дому, является всегда актуальной и значимой. Ребенок с ограниченными возможностями испытывает недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, недостаток ряда культурных ценностей. У него нарушены связи с миром. А поскольку будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, мы должны предоставить социально-педагогическую помощь ребенку, т. е. комплекс педагогических мер, направленных на развитие ребенка.
Необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и заданий. У детей надомного обучения снижена познавательная активность, недостаточно развита речь, отсутствуют навыки общения, умения управлять собой. Подростки испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, в сфере самосознания, переживают, комплексуют по поводу своих проблем, своего положения.
Все это надо учитывать при планировании своей работы. Постоянно консультироваться с социальным педагогом, психологом. Необходимо учитывать работоспособность, утомляемость детей, особенности протекания болезни и психологических процессов.
На процесс социализации влияют и такие факторы, как:
  1. Образование.
  2. Игровые технологии.
  3. Создание и расширение образовательного пространства (взаимодействие множества объектов: родителей, соседей, медицинских работников, психологических, культурных учреждений и т. д.)
  4. Психолого-педагогические компетенции родителей -- важнейшее условие адаптации ребенка в обществе. Отсюда вытекают задачи для родителей:
    • обучение санитарно-гигиеническим нормам;
    • развитие самостоятельности;
    • содействие интеллектуальному развитию;
    • раскрытие творческого потенциала.
  5. Здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, зрительная гимнастика (упражнения “филин”, “свеча”).
  6. Юмор (применение скороговорок приводит к возрождению энергии).
В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
  1. Максимальное использование зрительных, слуховых, речевых, тактильных анализаторов.
  2. Широкое использование наглядности.
  3. Стимулирование познавательных процессов занимательными заданиями, настольными играми, играми-путешествиями, мини-инсценировками при чтении легенд, мифов.
  4. Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся (пример семьи, обязанностей, традиций, семейных праздников, взаимоотношений с друзьями, мнения ребенка и т. п.)
В работе с детьми важную роль играют эмоции. Поэтому необходимо создать комфортную атмосферу во время занятия. Я всегда начинаю общение с ребенком с вводной беседы. Интересуюсь самочувствием, как провел выходные, чем интересным занимался. Беседуем всегда доброжелательно, естественно. Это обязательно.
Для меня очень важно, где находиться на занятиях по отношению к ученику. Я всегда сажусь не рядом, а напротив ученика. Мне необходимо видеть лицо ученика, его глаза. Кроме того, не нарушается личное пространство ребенка.
На уроках с детьми ОВЗ надо обращать внимание на перемещение в учебном пространстве. Например, предложить нарисовать на доске, встать и т. п.
Есть правила, которые всегда используются в педагогической практике, а в случае надомного обучения они обязательны.
  1. Быть терпеливым, не смеяться над ошибками детей, если они допускают неумение.
  2. Спокойствие.
  3. Ровный тон.
  4. Твердые замечания и советы.
  5. Учить учиться. (Объясняю, подсказываю, как правильно построить режим дня, как готовить домашнее задание, организовывать всю учебную деятельность, как работать с текстом, как работать в тетради и т. д. Обязательно даю подобные консультации, советы родителям. Контакт с родителями должен быть постоянным.)
  6. Мотивировать занятия детей, делать это очень гибко. В зависимости от конкретной ситуации подбирать посильные задания, вопросы, с которыми дети справятся, за что их можно будет похвалить. Не надо бояться даже “авансировать” похвалу, это повышает самооценку ученика.
С некоторыми своими учениками я работаю несколько лет. Скоро выпуск. За эти годы мы, учителя, становимся близкими людьми для наших особенных детей. И когда я слышу от них: “Можно вопрос не по теме?” или “Давайте поговорим…” -- я радуюсь. Мои предметы -- история, обществознание. Так что любой вопрос будет по теме.
Надо нам, всем вместе, так организовать надомное обучение, чтобы ученики в любое время, могли вернуться в школу и были подготовлены к жизни в современном обществе.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ