Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Международные рейтинги качества образования
в России и Финляндии. Причины отставания России

(International ratings of the quality of education in Russia and Finland
The reasons for backwardness of Russia.)
Корнилов Сергей Юрьевич
В своей работе я рассматриваю динамику изменения положения России и Финляндии в международных рейтингах образования, в первую очередь в рейтинге PISA. На основе рейтингов и иной информации,  рассматриваются возможные заимствования из финской системы образования.
Министр образования и науки России Д. В. Ливанов заявляет о том, что качество образования – это самое главное.  Однако различные исследования показывают, что Россия сильно отстает от многих стран мира, в том числе, и от Финляндии. В чем причины такого отставания страны, в которой традиции образования существуют издревле.  Повышение качества образования является важней задачей для решения многих проблем нашей страны. Организация образования в Финляндии может подсказать некоторые пути для решения этой значимой проблемы.
Таким образом, в своей работе я я рассматриваю следующие вопросы:
1. Динамика изменения положения России и Финляндии в международных рейтингах образования в XXI веке.
2. Опыт Финляндии в области качества образования, возможный для использования в системе образования России.
Одним из основных источников о качестве образования в современный период является мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), которая проводится Организацией экономического сотрудничества и развития с 2000 года. Один раз в 3 года публикуется отчёт об исследованиях. Мониторинги проводились  в 2000 , 2003 году, 2006,  2009 и 2012 годах. Таким образом, можно проследить тенденции развития образования в разных странах.
За весь период исследований, Россия всегда находилась ниже среднего уровня.  Стоит отметить, что показатели ниже среднего, как в целом, так и по отдельным аспектам исследования. В методике PISA отдельно учитываются следующие показатели: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
 
В данной таблице приведены средние показатели за 2000-2012 годы.
  2000 2003 2006 2009 2012
Финляндия 540 545 553 536 530
Средний уровень 500 498 497 493 497
Россия 467 466 465 459 482
 
Кроме рейтингов PISA существуют ещё ряд рейтингов, в том числе Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли обучающихся, получающих образование. Индекс измеряет успехи  государства с точки зрения достигнутого уровня образования  населения по двум показателям:
1. Индекс грамотности взрослого населения (две трети  веса).
2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (одна третья веса). Максимальный показатель 1, минимальный 0.
В 2013 году Финляндия занимала 23 место с показателем 0,815 в этом рейтинге, а Россия 36 место с показателем 0,780. Опять мы видим не утешительный для России результат. 
Различные другие рейтинги тоже показывают преимущество Финляндии. Например, рейтинг качества образования по граждановедению в мире - ICCS в 2009 году поставил на 1 место Финляндию (576 баллов), а Россия находится на 19 месте с 506 баллами. Задача ICCS  состоит в изучении того, насколько школьники разных государств готовы стать гражданами. Рейтинг качества образования по граждановедению в мире позволяет увидеть уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе и их отношение к гражданству и гражданскому долгу. Исследование  анализирует принятые в разных странах методы обучения, классного руководства, управления образовательными организациями  и создания школьного климата.
В мире есть ещё не мало рейтингов и мониторингов. есть рейтинг TIMSS, PIRLS и другие. Однако, из приведенных выше данных, становится понятно, что не всё в порядке с качеством образования в России и намного лучше обстоит это дело в Финляндии.
В чём же преимущество финской школы? О ряде таких преимуществ, писал М.О. Бражник (РГПУ им. А.И. Герцена) в своей статье «Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии». В чем же они состоят? Во-первых,  образование в Финляндии является приоритетом во внутренней политике страны.  При этом, это не просто декларация, это реальные действия.  Во вторых, система образования Финляндии строится на сложившихся и устоявшихся в стране традициях. и в третьих, образование нацелено на развитие личности ребёнка, его способностей к самораскрытию, к адаптации к быстро изменяющемуся миру. 
В чем же особенности финского образования, позволяющие им добиться высоких показателей? В системе образования Финляндии придают особое значение дошкольным учреждениям и младшей. Именно их финны ставят во главу угла всей школьной системы.
Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути. Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации. В России же, учителя начальной школы могут быть со среднем образованием. В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование, а государство должно предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном транспорте. Государство адресно финансирует образование каждого отдельного ребенка.
В отличие от принятого в России приоритета обучения теории, финский вариант обучения направлен  на функциональную грамотность. Программа построена так, что ученикам предлагаются не абстрактные знания, а знания, которые необходимы  в повседневной жизни и позволят человеку справиться с  проблемами и успешно реализовать свои планы. При этом содержание  учебных курсов почти не отличаются от общепринятых, но преподаются с явным приоритетом практического уклона. На зачетах и экзаменах проверяется не объем выученного материала, а умение пользоваться информацией, понимать её суть. Проблем с мотивацией обучения у детей, как правило, нет. Они понимают, зачем они изучают тот или иной вопрос, он будет им полезен в их жизни.
Финские учителя, в свою очередь, имеют достойный уровень жизни. Но, даже не это играет значительную роль. Учитель в Финляндии не занимается множеством не свойственных ему дел.  Учителя могут посвятить себя целиком преподаванию, так как для решения других вопросов есть дополнительные специалисты, а именно: Школьная сестра, куратор (социальный педагог) , психолог, специальный учитель (для поддержки и педагогической работы с отстающими), ассистенты (для тех, кто не может или не хочет участвовать в общей работе) и т.д.  При этом, количество учителей на одного ученика в Финляндии больше чем в большинстве стран.
Таким образом, в системе образования Финляндии есть ряд отличий от Российской системы.
В Финляндии есть следующий положительные аспекты функционирования системы образование:
1.        Финляндия расходует на образование одного школьника в возрасте от 7 до 15 лет чуть более  60000 долларов за весь период обучения
2.        Экзамены по окончанию основной школы являются необязательными
3.        Высокий статус учителя
4.        По числу работающих с учениками специального педагогического персонала финские школы занимают одно из ведущих мест среди стран Европейского союза
5.        Учебные коллективы в Финляндии в среднем по 15 человек.
6.        Уделяется большое значение чтению и умению проводить анализ информации
7.        Высокая мотивация к обучению, благодаря функциональному вектору обучения
8.        Схожесть ценностных и нормативных установок в финских семьях
9.        Первостепенное значение уделяется дошкольному и начальному образованию
11.      Наличие дополнительных специалистов в школе
12.      Отмена государственной инспекции за деятельностью школ и учителей
Список литературы
Анализ качества среднего образования PISA 2006  [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL:  http://www.education-medelle.com/articles/analiz-kachestva-srednego-obrazovaniya-pisa-2006.html
Бражник М.О.  Система оценивания в школьном образовании Финляндии [Электронный ресурс]  URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-otsenivaniya-v-shkolnom-obrazovanii-finlyandii-0  
Бражник М.О.   Особенности оценивания в  школьном образовании в Финляндии [Электронный ресурс]  URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otsenivaniya-v-shkolnom-obrazovanii-finlyandii
Качество школьного образования и обучения: рейтинг стран PISA-2000 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL:  http://www.education-medelle.com/articles/kachestvo-schkolnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-rejting-stran-pisa-2000.html
Качество подготовки школьников: PISA 2012 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/kachestvo-podgotovki-schkolnikov-pisa-2012.html
Контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/kontrol-i-obespechenie-kachestva-obrazovaniya-pisa-2009.html 
Ливанов Д.: «Качество образования – это самое главное!» [Электронный ресурс] // «Умная-школа.рф» URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/3625
Мониторинг и оценка качества процесса обучения PISA 2003 [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL:  http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-i-otcenka-kachestva-protcessa-obucheniya-pisa-2003.html
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA [Электронный ресурс] // MEDELLE S.A., консалтинговый центр (Швейцария) URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий URL:  http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ