Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В Финляндию - за опытом

23 ноября мы в составе группы педагогов школ и детских дошкольных учреждений Выборгского района посетили в Финляндии город Иматра, чтобы ознакомиться с тем, как осуществляется процесс школьного и дошкольного воспитания в этой стране. Темой семинара, проведенного там, был инновационный педагогический опыт, как составляющая профессионального мастерства педагога. Поездка была организована центром международного сотрудничества «Таррагона» и поддержана райкомом профсоюзов Выборгского района. Данный центр имеет двадцатилетний опыт проведения образовательных поездок по России и за рубежом по обмену опытом педагогических кадров. По окончании поездки все мы получили сертификаты международного уровня.

Это уже вторая поездка педагогов Выборгского района в рамках проекта повышения квалификации за рубежом, поддержанная профсоюзной организацией. Мы посетили комплекс, объединивший общеобразовательную школу и детский сад в Иматре, где ознакомились с организацией учебного процесса, условиями обучения, опытом организации дополнительного образования детей, способствующего повышению качества образования. Следует отметить, что Финляндия находится в числе лидеров в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организации IEA занимают по школьным навыкам передовые места среди учащихся других стран.

Детские сады входят в систему дошкольного воспитания. Каждый из них работает по собственной программе, которые могут существенно отличаться друг от друга. Но в основе любой их них лежат обязательные и единые для всех требования государственной и краевой программ дошкольного воспитания. Об этом, открывая семинар, нам сообщила директор дневного центра Микко Айри Коджо (Airi Kojo). Нам был представлен так называемый расширенный детский сад для детей с 1 года до 6 лет, который работает в комплексе с общеобразовательной школой. Его особенность – в том, что он учитывает интересы родителей, которые работают в различном режиме и в различные смены. Сад открывается в 5.00 и заканчивает работу в 22.00 с понедельника по субботу включительно. Дети находятся в саду только на время занятости родителей. Остальное время они должны находиться в семье. Считается, что детский сад играет вспомогательную роль в воспитании детей. Нам рассказали, что в саду организованы 3 группы – с года до двух, с двух до четырех и с четырех до шести соответственно. Мы прежде всего обратили внимание на то, что в группах не так много детей. Зато взрослых – по 3-4 человека. В каждой группе одновременно всю смену работают по 2 воспитателя, помощник воспитателей и преподаватель – он же музыкальный и физкультурный работник. Директор детского сада пояснила, что по финскому законодательству в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста. Считается, что каждый ребенок младше трех лет «занимает» два места, так как требует двойного внимания. В Финляндии нагрузка на педагога зависит от возраста ребенка: если это ясельная группа, то один воспитатель на четыре ребенка, а если старшая группа, то один воспитатель на 7 детей, плюс вспомогательный персонал в лице нянечек, которые так же помогают. Существует также практика увеличения количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т.д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя – восьми (он, как правило, приходит в среднюю смену). Отличительной особенностью финских детских садов, в том, что в них присутствует свобода выбора, заведующим и воспитателям ничего не навязывается сверху. Они не должны писать отчеты и к ним не приходят с проверкой инспекторы, даже финансовые вопросы решают больше органы власти, чем заведующие. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности. Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. С ними советуются, если возникают проблемы. Основное требование к детскому саду – создание разнообразной развивающей среды обучения и надежных и доброжелательных отношений. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования.

День ребёнка в детском саду состоит из игр, которые он выбирает и придумывает как сам, так и под руководством воспитателя. Много внимания уделяется развитию практических навыков, знакомству с природой. Прогулки проводятся при любой погоде по принципу «нет плохой погоды, есть плохая одежда». Завтрак, обед и полдник происходят в детском саду. Разумеется, наша программа посещения включала в себя живое общение с финскими коллегами, уточнение подробностей, обмен мнениями. Возвращаясь в Россию, педагоги Выборгского района пришли к мнению, что поездка в Финляндию получилась продуктивной во всех отношениях, вооружила их новыми знаниями и идеями. Она показала, что финны активно ищут и успешно применяют самые передовые идеи в области воспитания. Хотелось бы, чтобы и у нас в России внимательнее присмотрелись к опыту соседей и внесли разнообразие в арсенал инновационных методик работы с детьми. Возможно, тогда наша система дошкольного воспитания сумеет преодолеть многие проблемы с детьми, о которых в Финляндии уже не имеют представления.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ