Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Расслабление мышц как фактор, лимитирующий специальную
работоспособность школьников на уроках физкультуры

Болдырев Юрий Владимирович,
кандидат педагогических наук,
учитель физвоспитания
ГБОУ лицей № 329 Санкт-Петербурга
   В практике современной физкультурной и спортивной подготовки школьников одним из основных средств достижения спортивных результатов является повышение объёмов и интенсивности физических нагрузок. Этот фактор, ответственный в стимулировании адаптационных перестроек в организме школьника и вызывающий постепенное повышение специальной работоспособности остаётся ведущим на многих этапах многолетней подготовки. Однако, эффективность этого пути со временем становится всё более ограниченной. Это связано с самими закономерностями адаптации, согласно которым по мере повышения уровня развития физических качеств и расширения уровня развития функциональных возможностей органов и систем организма темпы формирования и уровень адаптационных перестроек значительно снижаются. Одним из важнейших направлений, позволяющих добиваться повышения показателей физической подготовки школьников без форсирования учебно-тренировочных нагрузок, является развитие навыков произвольного   расслабления мышц.
   В настоящее время термин <<специальная физическая работоспособность>> широко используется специалистами. Специальная физическая работоспособность – это способность к выполнению физической работы, направленной на достижение конкретного полезного результата. В этом смысле физическая работоспособность конкретна, специфична. Одним из факторов, лимитирующих специальную работоспособность школьников, является функция произвольного расслабления мышц.
   В настоящее время термин <<расслабление>> широко используется в области физкультуры и спорта. Однако, до сих пор нет чёткого определения этого понятия. Различают психическое и физическое расслабление, хотя это разделение на наш взгляд является весьма условным, Оба эти компонента имеют большое значение для физкультурной и соревновательной деятельности и находятся в определённой зависимости друг от друга. Рациональное мышечное расслабление оказывает положительное влияние на специальную работоспособность и показатели физической подготовки школьников. Расслабление мышц влияет на уровень энергозатрат на единицу работы. Работа над функцией расслабления мышц предупреждает травмы опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы, одной из главных причин которых являются не сами физические нагрузки, а недостаточность функции расслабления мышц. Низкая скорость расслабления мышц приводит к нарушениям кровоснабжения работающих мышц, к нарушениям ресинтеза энергетических ресурсов. Развитие функции расслабления мышц школьников, занимающихся  физической подготовкой, положительно сказывается на технике выполнения двигательного действия и способствует уменьшению одновременной работы мышц-антагонистов. Способность произвольно расслаблять мышцы оказывает положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств и формирование новых двигательных навыков.
  Мышечная напряжённость проявляется в 3-х основных формах. Тоническая напряжённость связана с повышенным напряжением мышц в состоянии покоя. Скоростная напряжённость вызывается недостаточной быстротой произвольного мышечного расслабления, в результате чего мышца остаётся в недорасслабленном состоянии, что отрицательно сказывается на частоте циклических движений, расходовании энергетических ресурсов, плохом восстановлении в процессе выполнения работы. Координационная напряжённость связана с тем, что в фазе расслабления мышца остаётся в возбуждённом состоянии, вследствие несовершенной двигательный координации. Уровень развития мышечного расслабления бегунов оказывает влияние как на проявление скоростных качеств, так и на скоростную выносливость. Развитие функции расслабления мышц связано с различительной мышечной чувствительностью по усилию, с умением правильно распределять усилие в пространстве и во времени. Уровень развития функции расслабления мышц зависит от возраста школьников и от спортивной специализации занимающихся в спортивных секциях. С возрастом способность к произвольному мышечному расслаблению растёт. Удельный вес значения мышечного расслабления как фактора роста результатов бегунов возрастает по мере удлинения дистанции. Школьники с хорошо развитой функцией расслабления обладают лучшей координацией движений, легче переносят учебно-тренировочные нагрузки. Планирование и целенаправленная работа по развитию функции произвольного расслабления мышц школьников как на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях позволят существенно повысить работоспособность занимающихся физической культурой и спортом, сохранить их здоровье и спортивное долголетие. Особое значение это имеет для детей с ослабленным здоровьем и с ограниченными физическими возможностями, поскольку развитие навыков произвольного расслабления мышц существенно повысит их двигательные возможности. Учитывая сегодняшнее состояние здоровья подрастающего поколения, имея в виду количество школьников отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам здоровья, этот раздел <<здоровьесберегающей деятельности>> в области физкультуры представляется особенно актуальным.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ