Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Расслабление мышц как фактор, лимитирующий специальную
работоспособность школьников на уроках физкультуры

Болдырев Юрий Владимирович,
кандидат педагогических наук,
учитель физвоспитания
ГБОУ лицей № 329 Санкт-Петербурга
   В практике современной физкультурной и спортивной подготовки школьников одним из основных средств достижения спортивных результатов является повышение объёмов и интенсивности физических нагрузок. Этот фактор, ответственный в стимулировании адаптационных перестроек в организме школьника и вызывающий постепенное повышение специальной работоспособности остаётся ведущим на многих этапах многолетней подготовки. Однако, эффективность этого пути со временем становится всё более ограниченной. Это связано с самими закономерностями адаптации, согласно которым по мере повышения уровня развития физических качеств и расширения уровня развития функциональных возможностей органов и систем организма темпы формирования и уровень адаптационных перестроек значительно снижаются. Одним из важнейших направлений, позволяющих добиваться повышения показателей физической подготовки школьников без форсирования учебно-тренировочных нагрузок, является развитие навыков произвольного   расслабления мышц.
   В настоящее время термин <<специальная физическая работоспособность>> широко используется специалистами. Специальная физическая работоспособность – это способность к выполнению физической работы, направленной на достижение конкретного полезного результата. В этом смысле физическая работоспособность конкретна, специфична. Одним из факторов, лимитирующих специальную работоспособность школьников, является функция произвольного расслабления мышц.
   В настоящее время термин <<расслабление>> широко используется в области физкультуры и спорта. Однако, до сих пор нет чёткого определения этого понятия. Различают психическое и физическое расслабление, хотя это разделение на наш взгляд является весьма условным, Оба эти компонента имеют большое значение для физкультурной и соревновательной деятельности и находятся в определённой зависимости друг от друга. Рациональное мышечное расслабление оказывает положительное влияние на специальную работоспособность и показатели физической подготовки школьников. Расслабление мышц влияет на уровень энергозатрат на единицу работы. Работа над функцией расслабления мышц предупреждает травмы опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы, одной из главных причин которых являются не сами физические нагрузки, а недостаточность функции расслабления мышц. Низкая скорость расслабления мышц приводит к нарушениям кровоснабжения работающих мышц, к нарушениям ресинтеза энергетических ресурсов. Развитие функции расслабления мышц школьников, занимающихся  физической подготовкой, положительно сказывается на технике выполнения двигательного действия и способствует уменьшению одновременной работы мышц-антагонистов. Способность произвольно расслаблять мышцы оказывает положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств и формирование новых двигательных навыков.
  Мышечная напряжённость проявляется в 3-х основных формах. Тоническая напряжённость связана с повышенным напряжением мышц в состоянии покоя. Скоростная напряжённость вызывается недостаточной быстротой произвольного мышечного расслабления, в результате чего мышца остаётся в недорасслабленном состоянии, что отрицательно сказывается на частоте циклических движений, расходовании энергетических ресурсов, плохом восстановлении в процессе выполнения работы. Координационная напряжённость связана с тем, что в фазе расслабления мышца остаётся в возбуждённом состоянии, вследствие несовершенной двигательный координации. Уровень развития мышечного расслабления бегунов оказывает влияние как на проявление скоростных качеств, так и на скоростную выносливость. Развитие функции расслабления мышц связано с различительной мышечной чувствительностью по усилию, с умением правильно распределять усилие в пространстве и во времени. Уровень развития функции расслабления мышц зависит от возраста школьников и от спортивной специализации занимающихся в спортивных секциях. С возрастом способность к произвольному мышечному расслаблению растёт. Удельный вес значения мышечного расслабления как фактора роста результатов бегунов возрастает по мере удлинения дистанции. Школьники с хорошо развитой функцией расслабления обладают лучшей координацией движений, легче переносят учебно-тренировочные нагрузки. Планирование и целенаправленная работа по развитию функции произвольного расслабления мышц школьников как на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях позволят существенно повысить работоспособность занимающихся физической культурой и спортом, сохранить их здоровье и спортивное долголетие. Особое значение это имеет для детей с ослабленным здоровьем и с ограниченными физическими возможностями, поскольку развитие навыков произвольного расслабления мышц существенно повысит их двигательные возможности. Учитывая сегодняшнее состояние здоровья подрастающего поколения, имея в виду количество школьников отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам здоровья, этот раздел <<здоровьесберегающей деятельности>> в области физкультуры представляется особенно актуальным.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ