Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Режимы тренировочных нагрузок школьников
на учебно-тренировочных уроках по лёгкой атлетике
и их влияние на развитие функции произвольного расслабления мышц

(внеурочная секционная деятельность)

Болдырев Юрий Владимирович,
кандидат педагогических наук,
учитель физвоспитания
ГБОУ лицей № 329 Санкт-Петербурга
  В настоящее время в практике подготовки бегунов на короткие дистанции широко используются модельные характеристики подготовки спортсменов. В  теории спорта модельные характеристики рассматриваются на 3-х уровнях, тесно связанных между собой. Первый уровень – модельные характеристики соревновательной деятельности; второй – модельные характеристики основных сторон подготовки спортсменов; третий – характеристики функционального состояния различных систем организма. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции по модельным характеристикам является наиболее эффективным подходом к реализации двигательного потенциала спортсменов.
   Одним из важнейших факторов, лимитирующих рост спортивных результатов в спринте, является функциональное состояние нервно-мышечной системы спортсменов, которое определяется уровнем развития <<взрывных качеств>>, максимальной силы и скорости произвольного расслабления мышц.
   Значение быстроты произвольного расслабления мышц у спринтеров растёт не только с ростом квалификации, но и по мере удлинения спринтерской дистанции. Скорость произвольного расслабления мышц спортсменов изменяется под воздействием тренировочной нагрузки и имеет тенденцию к росту в процессе спортивного совершенствования. Направленность изменений функционального состояния нервно-мышечной системы бегунов на короткие дистанции зависит и от специализации в спринтерском беге. В коротком спринте рост скоростно-силовых качеств больше, чем в беге на 400м, быстрота произвольного расслабления мышц интенсивнее повышается в длинном спринте. Очевидно, что подобные изменения не случайны и обусловлены, прежде всего, характером тренировочных и соревновательных нагрузок.  Известно, физическая нагрузка определяется следующими факторами: абсолютная интенсивность упражнения (скорость бега), продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повторений. В зависимости от характера сочетания этих пяти компонентов нагрузки беговая работа спринтеров может иметь преимущественную направленность на развитие какой-либо из сторон специальной подготовленности спортсменов (максимальной скорости бега, скоростной выносливости и т.д.).
   Основным средством тренировки спринтера является повторное пробегание основной спринтерской дистанции. Использование в тренировочной практике бегунов на короткие дистанции <<вспомогательных>> дистанций оказывает различное по своей функциональной направленности воздействие на организм занимающегося спортом подростка. В учебно-тренировочной практике бегунов на короткие дистанции широко используются 3 основных режима беговой работы. Режим <<А>> - бег на отрезках 30-150м с достаточно продолжительными интервалами отдыха перед повторной работой 5-10 мин. (пульс перед повторной работой 110-120 уд/мин.). Бег выполняется на предельной и околопредельной скорости. Режим <<Б>> - бег на дистанциях 30-150м с укороченными интервалами отдыха перед повторным пробеганием дистанции 2-5мин. (пульс 120-140 уд/мин.). Скорость бега предельная и околопредельная. Режим <<В>> - бег на дистанциях 200-600м с интервалами отдыха 8-15мин. (пульс перед повторной работой – 120 уд/мин.) со скоростью 60-70% от максмимальной.
   Многолетние наблюдения и обследования спортсменов как школьного возраста, так и взрослых позволяют выявить следующие закономерности.
   Режимы тренировочных нагрузок оказывают различное влияние на функциональное состояние нервно-мышечной системы бегунов на короткие дистанции, поскольку различен характер требований, предъявляемых той или иной нагрузкой к опорно-двигательному аппарату спортсменов и энергообеспечивающим системам. Так, беговая работа на коротких отрезках с максимальной или околомаксимальной скоростью и достаточным временем для восстановления (режим <<А>>) способствует ускоренному развитию <<взрывных качеств>> (скорости разгона) и максимальной силы спортсменов. Напротив, беговая работа субмаксимальной интенсивности (200-600м) вынуждает организм спортсмена в силу своих физиологических требований искать пути экономизации двигательной функции за счёт повышения скорости произвольного расслабления мышц. Режим беговой работы на коротких отрезках (до150м) с укороченными интервалами отдыха по физиологическим требованиям приближается к работе в зоне субмаксимальной мощности и способствует повышению всех рассмотренных показателей нервно-мышечной системы спринтеров. Режим <<Б>>, являясь эффективным средством тренировки, связан со значительной нагрузкой на все системы организма спортсменов. Его целесообразно чередовать с другими режимами беговой работы и сочетать со специальной работой над функцией расслабления мышц. Значительное развитие функции произвольного  мышц наблюдается при  преимущественном использовании спортсменами бега на дистанциях 200-600м в режиме <<В>>, что способствует развитию скоростной выносливости. При этом практически не повышаются показатели <<взрывных качеств>> и максимальной силы.  
   Данный опыт по использованию различных режимов тренировочной нагрузки можно рекомендовать, прежде всего, для детей занимающихся в легкоатлетических секциях, поскольку эти способы повышения релаксационных мышечных возможностей связаны со значительными физическими нагрузками и приемлемы для детей, допущенных к занятиям спортом. На обычных уроках физкультуры применение этих методик возможно при дифференцированном подходе к обучающимся с учётом состояния их здоровья, возраста, уровня физической подготовленности и при непременном контроле за реакцией организма на учебно-тренировочную нагрузку

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ