Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические условия реализации физического воспитания
школьников  с ограниченными возможностями здоровья

Иващенко Роман Игоревич
Одной из основных проблем системы школьного образования является проблема получения обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья физического развития.  Важно выявить детей с отклонениями в состоянии здоровья, которые снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Это способствует раннему выявлению патологических состояний, систематическому мониторингу больных детей и детей группы риска.
Для оценки здоровья детей и подростков существует четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень устойчивости к неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармонии.
Очень большое влияние на социальную среду детей и подростков влияет здоровье родителей, и особенности беременности матери, родов и раннего развития ребенка, домашние условия, микроклимат в семье, организация физического воспитания, отдыха, санитарно-гигиенические условия в школе, профессионально-техническом училище, дошкольных учреждениях и т. п.
Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Это частые  ОРВИ, ангина, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.д.
Характер патологии зависит от возраста детей. У детей 2-4 лет в основном выявляются обратимые изменения функционального характера.
Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (в основном в старших классах), но часто они возникают в возрасте 4-7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, нарушения кожи, желудочно-кишечного тракта и т. д.). Первое место занимают заболевания носоглотки, за которыми следуют нарушение осанки, плоскостопие, заболевания пищеварительной системы, респираторные, нервно-психические расстройства.
Существуют следующие группы здоровья: I группа - здоровые, без хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; II группа - здоровые, с морфофункциональными отклонениями без каких-либо хронических заболеваний, но с отклонениями в физическом развитии; III группа - пациенты с хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко страдают острыми заболеваниями, чувствуют себя хорошо, имеют высокие показатели; IV группа - больные с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, болезненные, со сниженной работоспособностью; пациенты V группы с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных больницах.
Всестороннюю оценку состояния здоровья дает педиатр дошкольным учреждениям и школам. Дети и подростки, принадлежащие к разным группам, нуждаются в дифференцированном подходе к физическому воспитанию или физиотерапии.
Организация физического воспитания учеников с ограниченными возможностями здоровья
Правильное распределение детей по медицинским группам для физических упражнений является важной частью врача-педиатра и учителя физкультуры.
Распределение учащихся по группам здоровья производит участковый и школьный педиатр. Это позволяет правильно дозировать физическую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся физической активностью по ФГОС, на основании данных о своем здоровье, физическом развитии и физической подготовленности делятся на три группы: базовая, подготовительная, специальная.
В основную группу входят ученики без инвалидности по состоянию здоровья, а также имеющие небольшое отклонение при достаточном физическом развитии.
В подготовительную группу входят ученики без инвалидности по состоянию здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.
К специальной медицинской группе относятся ученики с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые требуют ограничения физической активности.
Основанием для включения в специальную медицинскую группу является конкретное заболевание, обычно хроническое, уровень физической подготовленности, хронические инфекции и другие критерии. Специальная медицинская группа комплектуется  в соответствии с характером заболевания:
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания дыхательной системы;
- заболевания органов пищеварения, эндокринных и метаболических нарушений;
- заболевания и травмы позвоночника и опорно-двигательного аппарата;
- заболевания органов зрения и слуха;
- заболевания мочевыделительной системы;
- заболевания центральной нервной системы и периферической нервной системы (церебральный паралич, полиомиелит и др.).
В некоторых школах организуются совместные занятия с учениками с отклонениями в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Эти уроки неэффективны, поскольку нездоровые дети ведут сидячий образ жизни, не стесняются выполнять ряд упражнений, стесняются.
Есть школы, где такие дети посещают уроки физкультуры. Это неприемлемо. Занятия со специальной медицинской группой должны проводиться отдельно, чтобы пощадить психику детей и избежать чрезмерного стресса.