Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые упражнения на уроках в I-III классах

 Холодилова Ксения Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ школы № 487

  Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Учителю физической культуры, делающими все для активации двигательной деятельности учащихся I-III классов, совершенно не безразлично, с удовольствием ли работает ученик, захвачен ли каждый школьник процессом обучения, или учения оставляет его равнодушным.
 Наиболее полюбившимися младшими школьниками стали уроки, в которых большую часть времени занимают подвижные игры. Учитывая их притягательную силу, воспитательное воздействие на учащихся, большинство учителей физической культуры, широко применяют подвижные игры, игровые упражнения на уроках.
  Делают урок занимательным и необычные игровые формы проведения упражнений. Кстати, говоря о занимательности, мы имеем ввиду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения. В этом смысле занимательность всегда несет элементы игрового настроения, делает урок эмоциональным и насыщенным.
  Используя прикладное значение бега, прыжков, метания и лазанья, почти каждый урок в I-III классах вводим подвижную игру, «веселые» имитационные упражнения, сюжетные легкоатлетические, гимнастические и другие полосы препятствий.
Так же дети учатся делать самостоятельный выбор, помогать товарищу, преодолевать трудности. В ходе занятий, в процессе игры, совместно выполняя коллективные действия, младшие школьники легко и быстро осваивают сложные упражнения, формируют двигательные умения и навыки.
 Практика показала, что хорошо подобранные и правильно дозированные игровые упражнения на развитие скоростно-силовых качеств благотворно влияют на физическое развитие детей. Младшие школьники с большим удовольствием выполняют упражнения с предметами, в том числе и с маленькими гантелями. Оправдали себя уроки, проведенные по типу круговой тренировки, когда упражнения на станциях выполняются в течение 30-45 сек. поточным способом, небольшими группами.
Вот примерные игровые упражнения.
Упражнение 1. Деи идут в обход по залу в колонне по одному. Ходьба сопровождается дидактическим рифмованным рассказом, который читает учитель: «Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по бревнышку идем». Равновесие на низком бревне (через холодный ручей). Дети поочередно идут по бревну, меняя положение рук – руки в стороны, на пояс.
Упражнение 2. Задание усложняется: по сигналу учителя дети идут по перевернутой гимнастической скамейке, приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз. Текст: «Мы в затылок подравнялись, на носочки приподнялись, на мосток другой взошли – вот и речку перешли…»
Упражнение 3. Дети продолжают идти по залу, поочередно выполняя прыжки с кочки на кочку. Текст: «Классом по лугу шагаем, вдруг болото мы встречаем. Перейдем преграду вмиг. И по кочкам -  прыг-прыг-прыг.»
Упражнение 4. Задание: подняться по висящей веревочной лестнице (смелые верхолазы). Текст: «Дружно на берег крутой поднимаемся гурьбой. Снова вышли на дорожку, постояли тут немножко. Повернулись все кругом и пустились все бегом.»
Упражнение 5. Ребята переходят на ходьбу и перестраиваются для следующего упражнения: метание малого мяча в цель (лучший снайпер).
Завершаем урок подвижной игрой «Зайцы в огороде». После игры текст: «Порезвились, поиграли, снова мы в колонну встали, и знакомую тропой класс отправился домой».
Значительную часть упражнений можно проводить игровым способом. При работе с первоклассниками большое внимание уделяется правильному дыханию. Для этого дети выполняют специальные упражнения, в которых опять присутствуют элементы игры – они «вдыхают аромат цветка», «сдувают пух с одуванчика», «дуют на свечу», «на снежинку» и т.д. Медленному глубокому вдоху и такому же выдоху способствуют и специально подобранные образные имитационные упражнения. Вот серия упражнений, выполняя которые на выдохе, дети произносят односложные слова: гудение паровоза (у-ууу); звук горна (ту-у-у); кваканье лягушки (ква-а-ква-а); удар по кегле (ба-а-х); косарь косит (ж-у-х); тихо пройдем (тс-с-с); ход часов (тик-так).
  На всех уроках с младшими школьниками много внимания уделяется формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие двигательных качеств и способностей. Флажки, ленты с палочками, мячи (разные), палки, обручи, скакалки, веревки – вот далеко не полный перечень предметов, которые учитель использует при проведение общеразвивающих упражнений.
  Без выдумки и творчества урок безрадостный, а значит, неэффективный. Вот пример интересных станций: «Бегунки», «Прыгунки», «Всезнайка», «Перетяни-ка», «Поиграй-ка», «Внимательная», «Собирай-ка»; на каждой из них много интересных заданий.
Станция «Бегунки». Задание: бег, отводя поочередно назад согнутые в коленях ноги; поднимая вперед прямые ноги, бег прыжками; бег из разных стартовых положений (сидя, лежа); челночный бег. Подвижная игра «Собири флажки».
Станция «Прыгунки». Задание: прыжки вверх, смещая ноги вправо, влево; прыжок вверх из глубоко приседа; прыжки с продвижение вперед; боком с продвижение вперед, с высоты, с высоты с поворотом, через кроткую скакалку в беге. Подвижная игра «Пингвины с мячом».
Станция «Всезнайка». Задание: ребята, отдыхая, отгадывают загадки.
Станция «Перетяни-ка». Задание: перетягивание каната.
Станция «Поиграй-ка». Игры по желанию детей.
Станция «Внимательная». Игры «Угадай, чей голосок?», «Что изменилось?», «Будь внимателен».
Станция «Собирай-ка». Игра «Посадим рассаду и соберем урожай».
  Педагогически оправданная занимательность преследует цель привлечь и усилить внимание детей, активизировать их двигательную активность. Учащимся надоедает скучный схематизм стандартных уроков, шаблонное проведение упражнений. Занимательность же всегда несет элементы игрового настроения, делает урок эмоциональным   и насыщенным. Круг задач, которые решаются с помощью игровых упражнений, игрового метода, определен исходя из возрастных групп, с которыми приходиться работать.
 Так для I класса одна из основных педагогических задач – научить детей играть не только под руководством учителя, но и самостоятельно. С этой целью приступая к играм в I классе, педагоги обучают детей организованным действиям в игровом коллективе. А это значит, что учащиеся должны бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу; подчиняться старшему в игре; следовать правилам игры и т.д. Но и этого мало. Игровой метод педагоги умело используют для развития у детей самостоятельности и инициативы, воспитания смелости и решительности, выдержки и настойчивости. С освоением подвижных игр, естественно, идет развитие и совершенствование координационных способностей, развиваются двигательные качества, умения и навыки.
  Для того чтобы подвижные игры воспитывали черты характера, нужно уметь использовать воспитательный потенциал игры. Учителя стремятся изучить ребят, узнать их желания, интересы, способности. Давая игру, они постоянно наблюдают, как ученики проявляют себя в игровых ситуациях, как воспринимают игровую деятельность. Есть дети, которые бояться, несмело переступают черту «дома», отсиживаются в нем. Что делать? В этом случае, нужные действия учителя, например, введение дополнительных правил, которые помогают и детям «робкого десятка» проявить смелость.
 Во II классе задачи дополняются. На уроках подвижных игр учитель учит детей согласовывать свои действия в парах и небольших группах, проявлять настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание изученной игры, раздавать инвентарь, осуществлять судейство, совершенствовать физические морально-волевые качества, ориентировку в пространстве, координацию движений.
  В III классе учащиеся с помощью подвижных игр учатся действовать совместно со всем коллективом, развивают умение оценивать силы товарищей и в связи с этим определять свой вклад в общий успех. Идет совершенствование чувства коллективизма. Большое место на уроках педагоги отводят играм, развивающим силу, выносливость, другие двигательные качества. Третьеклассники учатся самостоятельно проводить изученную игру, разбирать свои ошибки и ошибки товарищей.
 Например, с помощью игры «Совушка», можно развить наблюдательность, внимание, чувство ритма, творческое воображение, слух, сообразительность, решимость и инициативу. В описание игры «Космонавт» сказано, что она воспитывает выдержку, внимание, сообразительность, самообладание.   Большое внимание уделяется игровым урокам в I-II классе, включая игры с песенными сопровождениями. Выполняя упражнения со скакалкой, дети с интересом используют считалочки. Считалочки своим ритмом дает дозировку, сообщает способы выполнения упражнения.
  Использование образных сравнений, ритмики, музыкальных мелодий способствуют развитию выразительности движений, концентрирует внимание учащихся на ярком, необычном, а значит повышает интерес к занятиям, их эмоциональность.
  А вот новый сюжет и новый вариант проведения урока, спортивный зал превращается в место, где проводят учения пожарники. Дети идут по залу в колонне по одному, соблюдая дистанцию, затем переходят на бег, бег с поворотами, бег из различных стартовых положений. После этого ребята преодолевают полосу препятствий (задания выполняются потоком): влезь по наклонной гимнастической скамейке на гимнастическую стенку, пройти по ней горизонтально от первого пролета до последнего, спустить вниз по наклонному канату, подлезь под коня, влезь на козла и спрыгнуть на мат, добежать до веревочной лестницы, подняться по ней, спуститься и финишировать. Выполнение заданий учитель сопровождает комментариями о том, как пожарники действуют в сложной обстановке, как помогает им взаимовыручка.
   Учителя, при использовании игр и игрового метода умело применяют в уроке элементы нового и современного. К примеру, многие игры сегодня стали «принудительным ассортиментом» для учащихся I-III классов, перестали их удовлетворять. Дети уже не хотят убегать от «медведя» и «волка». И все чаще учителя отступают от установленных правил игры, дополняют правила, придумывают варианты, создают новые, необычные интересные ситуации с учетом потребностей и желаний школьников.    Увлеченность в работе учителя возвращается к нему увлеченностью детей. Не зря существует в педагогике золотое правило: успешно учится можно только тогда, когда делаешь это с увлечением.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ