Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации для юношей 10 - 11 классов

Самостоятельные занятия учащихся по развитию координационных способностей

Навойцева Людмила Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ №123
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Задачи развития координационных способностей и методические подходы к их решению
  3. Методы и критерии оценки координационных способностей (КС)
  4. Тесты для самостоятельной оценки координационных способностей (КС)
  5. Комплекс специальных упражнений, направленных на развитие и совершенствование точности движений
  6. Программы для развития и совершенствования силового критерия координационных способностей (КС)

1. ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы: первая – способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; вторая – способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие; третья – способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от "чувства пространства", "чувства времени" и "мышечного чувства", т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и пр. Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

 

2. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации, движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Включение человека в сложную систему «человек-машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:

1) улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);

2) развитие координации движений не ведущей конечности;

3) развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими категориями занимающихся приводит к тому, что они:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

При воспитании координационных способностей используются следующие методические подходы (приемы).

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

– строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров: например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы; изменение скорости, темпа движений по предварительному заданию или внезапному сигналу и пр.);

– изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений: бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);

– изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения; прыжки в длину или глубину стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

– «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не ведущей» рукой и т.п.);

– выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

– выполнение упражнений с исключением зрительного контроля: в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с гимнастическими палками, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действии в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п., например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 минуты или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

 

3. МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (КС)

Основными методами оценки КС являются: метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Качество методов можно повысить, если опираться при этом на критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Однако данные качественные и количественные критерии, определяющие КС изолированно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае человек координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности, кросс); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр, единоборств). В качестве комплексных критериев оценки КС выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет КС. Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 (15) метров; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки. Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Названные показатели являются самостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характеризуют КС человека. Быстрота как критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях. То же можно сказать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие – латентные, или скрытые (относительные) показатели КС. В явных показателях не учитываются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латентных – учитываются. Например, время челночного бега 3х10 метров – это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 метров и 30 метров по прямой – это латентный показатель КС, учитывающий скоростные возможности конкретного человека. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, постольку много может быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать, как при разработке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полученных в результате тестирования.

Но таким путем можно получить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного человека КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных КС человека с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий. Представление о развитии КС можно получить также методом экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, который в силу своей сложности требует специальных знаний. Наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования), в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития КС, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой. Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. В связи с вышесказанным, основным методом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средства тренировок.

 

4. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (КС)

Проба Ромберга. Поставить ступни на одной линии (носок правой возле пятки левой ноги), стоять, удерживая равновесие: простоять в позе руки по швам 15 секунд – оценка «2» (или «1» если не устоял); вытянуть руки вперед, простоять еще 15 секунд – оценка «3»; закрыть глаза и простоять еще 15 секунд – оценка «4»; поднять голову с закрытыми глазами вверх и простоять еще 15 секунд в той же позе – оценка «5». Применение такой пробы особенно информативно до и после нагрузки.

Тест «хлопки - приседания - наклоны» (В.Л. Марищук, 1983). Хлопки. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 хлопков прямыми руками над головой и по бедрам за наименьшее время. Результат больше 14 секунд считается низким. Приседания. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 приседаний. Результат больше 20 секунд считается низким. Наклоны. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время. После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положения. Результат больше 19 секунд считается низким.

 

5. КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ 
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

. И.п. – основная стойка: на 1счет – руки вперед, на 2 счет – вверх, на 3 счет – в стороны, на 4 счет – и.п. 2. И.п. – основная стойка: на 1 счет – широкий выпад правой ногой вперед, правую руку в сторону, левую - за голову, смотреть вправо; на 2 счет – и.п.; на 3 счет – в другую сторону; на 4 счет – и.п. 3. И.п. – упор присев: на 1 счет – стойка на правой ноге, левую ногу поставить назад на носок, руки вперед-в-стороны, ладонями вверх; на 2 счет – и.п.; на 3 счет – стойка на левой ноге, правую ногу поставить назад на носок, руки вперед-в-стороны, ладонями вверх; на 4 счет – и.п. 4. Четыре прыжка на одной ноге, каждый с поворотом на 90O вправо, затем то же влево, руки на пояс. 5. На 4 счета поворот переступанием на 360O вправо и на 4 счета то же влево. 6. Поочередное подбрасывание каждой рукой обруча; манипулирования двумя обручами). 7. И.п. – основная стойка. На 1 счет - шаг на месте левой ногой, правая рука к плечу, локоть в сторону, левая рука вверх, голову повернуть направо; на 2 счет - шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу, локоть в сторону, правая рука вверх, голову повернуть налево; на 3 счет - прыжком левое плечо вперед, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой, посмотреть вверх, прыжком повернуться кругом; на 4 счет - прыжком правое плечо вперед, повернуться кругом, принять и.п. 8. И.п. – стойка руки на пояс. На 1 счет - шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; на 2 счет - шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; на 3 счет - шаг на месте, левая рука вверх, ладонь вовнутрь; на 4 счет - шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь; на 5 счет - шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; на 6 счет - шаг на месте, правая рука к плечу, локоть в сторону; на 7 счет- шаг на месте, левая рука на пояс; на 8 счет - шаг на месте, правая рука на пояс. 9. И.п. – стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. На 1 счет - руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50 сантиметров; на 2 счет - руки перенести влево, ногу поставить на место; на 3 счет - руки перенести вправо и т.д. 10. И.п. – основная стойка. На счет «раз» левую ногу поставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть правой руки; «и» - приставляя левую ногу к правой, сделать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в строну на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед левой, руки опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять основную стойку. 11. И.п. – основная стойка. На счет «раз» - левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повернуть налево (направо); «и» - перенести тяжесть тела на левую ногу, правая на носке назад, руки опустить; на счет «два» - правую ногу на носок вперед, левую руку в сторону, правую руку на пояс, голову повернуть направо (налево); «и» - перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кругом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмотреть на руки; на счет «четыре» принять основную стойку. 12. И.п. – основная стойка. На счет «раз» повернуть корпус направо, правую ногу вперед на носок, левую руку за голову, правую руку на пояс, наклониться вправо; «и» - исходное положение; на счет «два» повернуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голову, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» - принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» - дугами внутрь руки в сторону; на счет «четыре» принять основную стойку.

 

6. ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВОГО КРИТЕРИЯ 
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (КС)

Программа «БАЗИС» основывается на простых, естественных для человека движениях. Единственное, что будет необходимо – это зеркало и 15-30 минут каждый день. Системой медленных упражнений, которая состоит из движений с максимально возможным напряжением работающих мышц в сочетании с концентрацией своего внимания и ритмичным дыханием каждый может заниматься у себя дома ежедневно. Целесообразнее выполнять упражнения без верхней одежды.

Во время выполнения упражнений, напрягая воображение, необходимо сосредоточиться на движущейся мышце.

Для подготовки к выполнению упражнений следует успокоиться, сосредоточиться. Прежде всего необходимо настроиться на ожидаемый эффект от упражнений, но не в словесной форме, а в форме мысленного образа. Представьте силу, объем, рельеф ваших мышц, как если бы они уже были такими, какими вы желаете их развить.

Дыхание во время упражнений медленное, глубокое. Дышать следует так – вдох-короткая пауза-выдох-короткая пауза.

Заканчиваем упражнения расслаблением мышц и восстановлением дыхания.

Полезно около зеркала повесить несколько картин с хорошо развитыми атлетическими телами, упражнения выполнять под медленную музыку. Если у вас нет большого зеркала, можно выполнять упражнение при свете лампы, наблюдая движения тени на стене. Вы должны воспринимать только красивые движения, постоянно сверяя идеальный образ с реальным исполнением.

 

УПРАЖНЕНИЯ:

МЕТАНИЕ КОПЬЯ. Стоя, расставив ноги, вытянуть левую руку в сторону, сжимая кулак правой руки, как бы собираясь бросить копье. Отводим назад правую руку и слегка сгибаем туловище назад. Это основное положение. Теперь выполняем все движения метания копья, вплоть до последней фазы, когда правая рука, держащая копье, вытянута вперед, а левая находится позади. Во время упражнения сгибаем колени, сначала правое, потом левое. Мы должны двигаться непрерывно, плавно. Занимаем основную позицию для метания копья перед зеркалом, напрягая до предела каждый мускул, и проходим через каждую фазу упражнения так медленно, как если бы наблюдали себя в фильме с замедленной съемкой. Упражнение должно занимать не 1-2 секунды, а 30-60 секунд. После выполнения движения остаемся в последней фазе упражнения на минуту, а затем медленно возвращаемся в основную позицию; упражнение повторяется 2-3 раза.

СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА. Стоя, расставив ноги, поворачиваемся слегка в сторону, как если бы мы держали лук в левой руке. Стоя твердо, натягиваем мышцы бедер, рук, вытягиваем левую руку, натягиваем лук правой рукой и затем освобождаем тетиву. Все упражнение должно занять около минуты.

ФЕХТОВАНИЕ. Занимаем позицию фехтовальщика, словно держа шпагу в левой руке, двигаемся вперед и назад, нанося воображаемые удары, но все это как при замедленной киносъемке.

ПОДНЯТИЕ ТЯЖЕСТЕЙ. Сгибаемся вперед, охватываем обеими руками воображаемый тяжелый предмет и вырываем его до уровня плеч, сгибая колени под его тяжестью. Расставим ноги и поднимаем этот вес высоко над головой на вытянутых руках. Выполняем упражнение медленно, так, чтобы оно занимало целую минуту.

РУБКА ДРОВ. Это одно из наиболее важных простейших упражнений. Стоя, расставив ноги, поднимаем руки перед зеркалом, воображая, что между сжатыми кулаками находится рукоятка тяжелого топора, и колем воображаемые дрова так, чтобы каждый удар занимал от одной до двух минут.

ТОЛКАНИЕ ЯДРА. Стоя в напряжении с воображаемым ядром в правой руке, левая рука вынесена вперед. Делаем толчок перед зеркалом медленно, в течение минуты.

БЕГ. Бег – естественное движение человека. Перед зеркалом мы проходим через все движения бегуна, не покидая первоначального места. Дышим медленно. Возможно выполнять упражнение без отрыва ступней от пола. Каждый цикл выполняется в течение минуты.

БОКС. Стоя перед зеркалом, занимаем позицию боксера и наносим серию ударов правой и левой рукой в воображаемого противника. Все это выполняется как можно медленнее с полной концентрацией внимания и полным напряжением мышц.

ПЛАВАНИЕ. Лежа на животе на скамейке (или стоя в небольшом наклоне вперед), выполняем движения пловца, постоянно думая о регулировке дыхания. Это очень важное упражнение и его следует выполнять дольше других. Это упражнение можно делать на воде, если вы умеете хорошо держаться на воде. Этим достигается согласование движений рук и ног, дыхания и внешней среды. Выдох осуществляется в воду.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА. Стоя, расставив ноги перед зеркалом, вытягиваем правую руку, схватываем воображаемую веревку и тянем ее изо всех сил, поворачивая туловище чуть вправо. Затем повторяем все на левую сторону. Похожее упражнение – «ВЫТЯГИВАНИЕ ВЕДРА С ВОДОЙ ИЗ КОЛОДЦА» – слегка наклонитесь вперед, медленно проходя все фазы, соответствующие вытаскиванию ведра из колодца. Перехватывайте воображаемую веревку попеременно обеими руками, вытаскивая ее так, что, когда левая рука согнута и находится у груди, правая достигает пола. Лучше представить, что вес ведра не 10, а 100 килограммов.

БОРЬБА. Перед зеркалом боремся с воображаемым противником. В этом упражнении медленные движения имеют особое значение. В паузах между различными захватами при напряжении нужно задерживать дыхание, но не более, чем на 7-10 секунд.

ЛАЗАНИЕ ПО ДЕРЕВЬЯМ. Цель – имитация естественного лазания по стволу дерева. Повисаем на толстой ветке дерева, перекладине, косяке двери и т.п. Сначала висим без движения несколько секунд, затем перехватываемся за ветку и висим так долго, как можем. Мысленно имитируем движения, как будто перемещаемся выше и выше, а затем мысленно спускаемся вниз. Можно обойтись без висов, вытягивая руки как можно выше вверх, хотя именно висы полезны не только для активного лазания, но и в качестве расслабляющего мышцы и позвоночник средства (в последнем случае надо в висе делать встряхивающие движения ногами и туловищем, как бы приподнимая его вверх и вставая на носки, как можно выше; руки можно держать прямыми или сгибать с напряжением).

КОСЬБА. Проводить все движения косаря слева-направо и справа-налево, слегка наклоняясь вперед и назад. Все делаем медленно с напряжением всех мышц. Заканчиваем расслаблением мускулов и глубоким дыханием. Другой вариант – гребля одним веслом (или отталкивания шестом) влево и вправо.

ПОЛЗАНИЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ. При выполнении упражнения не следует опускаться на колени, передвигаться на вытянутых руках и ногах, чтобы голова находилась ниже корпуса. В течение 1-2 минут передвигаться на вытянутых руках и ногах, затем так же медленно передвигаться на прямых ногах, но немного согнутых руках, а заканчивать упражнение надо ползанием на прямых ногах и на локтях. Последняя стадия называется «индийское ползание». Противопоказано выполнять людям с большой степенью близорукости, гипертонией, болезнями сердца.

В качестве основного комплекса упражнений целесообразно применять программу «200». На начальном этапе упражнения выполняются по описанию; дыхание должно быть свободным и ритмичным, с небольшой задержкой после каждого вдоха и выдоха; нагрузку можно варьировать в сторону понижения в соответствии с индивидуальной физической подготовленностью занимающегося. В последующем возможны модификации на повышение нагрузки: с напряжением мышц живота и ягодиц, а не только тех, которые задействованы; с увеличением нагрузки в каждом упражнении на 20-30%; выполнение упражнений с закрытыми глазами, в медленном темпе. Все упражнения выполняются без отдыха (одно за другим). При выполнении упражнений программы «200» будет трудно оперировать мысленными образами, так как эти упражнения значительно отличаются от упражнений программы «БАЗИС» в связи с тем, что они являются специфическими упражнениями, присущими спортивной деятельности. И тем не менее эффект применения мыслеобразов является катализатором, усиливающим тренирующее воздействие физических упражнений.

 

УПРАЖНЕНИЯ:

· 30 приседаний

· 30 отжиманий от пола

· 10 зашагиваний на платформу каждой ногой

· 5 подтягиваний широким хватом

· 10 выпрыгиваний

· 10 сгибаний голени на фитболе

· 10 группировок на фитболе

· 15 динамических выпадов каждой ногой

· 20 отжиманий с узким положением ладоней

· 15 подтягиваний на низкой перекладине

· 15 приседаний

Примечание: при составлении индивидуального плана за единицу следует принимать количество подтягиваний широким хватом.

 

1. Приседания

Встань, поставив ноги на ширину плеч. Руки соедини в замок за затылком. Расправь плечи, чуть прогни поясницу и отведи локти назад. Опустись в присед, не теряя исходного положения спины и локтей. Напрягая ягодицы и мышцы бедра, вернись в положение . Направь ступни чуть в сторону и внимательно следи за тем, чтобы пятки не отрывались от пола.

 

2. Отжимания от пола

Прими классическое исходное положение для отжиманий – ноги вместе, руки чуть шире плеч, корпус в одну линию с ногами. Втяни живот и напряги ягодицы . Теперь, сохраняя ноги и позвоночник в неподвижности, опустись и коснись пола грудью . Вернись в исходное положение, выпрямив руки в локтях. Не оттопыривай локти. Вместо этого сведи лопатки и чуть приведи локти к корпусу – так плечи получат минимум травмирующей нагрузки.

 

3. Зашагивание на платформу

Встань на расстоянии одного шага от скамьи, поставь на нее левую ногу, а руки вытяни перед собой. Не помогая себе правой ногой, поднимись на скамью и плавно вернись в положение , стараясь не удариться пяткой об пол. Сделав все повторы для одной ноги, повтори все то же самое и для другой.

Стопа рабочей ноги должна полностью находиться на платформе или скамье, иначе ты рискуешь потерять равновесие.

 

4. Подтягивания широким хватом

Повисни на перекладине, “отпустив” плечи вверх, слегка прогнув спину в грудном отделе и скрестив лодыжки, – используй широкий, чуть шире плеч, хват. Сводя лопатки и опуская плечевой пояс, подтянись, стараясь коснуться перекладины верхом груди. Плавно вернись в положение. Если подтянуться 5 раз у тебя не получается, выполняй только негативную часть упражнения – “подпрыгивай” и как можно медленнее опускайся. При широком хвате расстояние от плечевых суставов до ладоней должно быть равно ширине ладони.

 

5. Выпрыгивания

Поставь ноги на ширину бедер, согни их в коленях и опустись в неполный присед, одновременно замахиваясь прямыми руками назад. Сразу же мощно выпрыгни, стараясь подняться максимально высоко. Мягко приземлись, без остановок опустись в исходное положение.

В исходном положении следи за тем, чтобы таз был отведен назад, а ступни плотно стояли на полу. Приземляйся сначала на мыски, после чего перекатывайся на пятки.

 

6. Сгибание голеней на фитболе

Ляг на спину, поставив чуть согнутые в коленях ноги пятками на фитбол и разведя руки в стороны. Напряги ягодицы, подняв таз вверх так, чтобы корпус и ноги образовали безупречную прямую линию. Сгибая ноги в коленях, подкати мяч к себе, продолжая поднимать таз вверх. Плавно вернись в исходное положение.

В верхней точке упражнения опирайся на мяч только пятками, чтобы мышцы задней поверхности бедра сокращались наиболее интенсивно.

 

7. Группировка на фитболе

В обычном для отжиманий исходном положении поставь ступни на мяч. Не допуская прогиба в пояснице, подними таз максимально высоко, подкатив мяч к себе. Вернись в исходное положение.

В верхней точке упражнения на мяче должны стоять только мыски – так мышцы включатся в работу максимально эффективно.

 

8. Динамические выпады вперед

Поставь ноги на ширину бедер, а руки на пояс. Сделай левой ногой большой шаг вперед и опустись в выпад. Задержись в нижней позиции ровно на секунду и вернись в исходное положение. Повтори движение другой ногой. Усложни упражнение, делая пятисекундную паузу в нижней точке.

 

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Встань в исходное положение для отжиманий, но поставь руки уже плеч. Сгибая их в локтях, опустись, коснувшись грудью пола. Вернись в исходное положение. Чуть разверни ладони пальцами внутрь, чтобы увеличить нагрузку на трицепсы.

 

10. Подтягивание на низкой перекладине

Установи перекладину на высоте пояса или немного выше. Залезь под нее и поставь руки на перекладину прямым хватом чуть шире плеч. Соедини и выпрями ноги, оторви таз от пола и выпрями корпус в одну линию с ногами. Подтянись, стараясь коснуться перекладины грудью. Плавно вернись в исходное положение.

Сосредоточься на первоочередном сведении лопаток – сгибай руки в локтях только после того, как лопатки будут сведены.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ