Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологическая карта мастерской
«Лидер и его качества»

Пальчик Людмила Георгиевна,
учитель ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Предмет:   обществознание
Класс: 7
Цели: 
– сформировать представление учащихся об основных элементах лидерства, показать   роль  лидера  в обществе;  продолжить развитие умений и навыков коммуникативной культуры,  креативных качеств, способностей  к рефлексии.
 
Основные понятия: лидер, качества и функции лидера.
 
 Оборудование: тексты «Инструментарий успешного лидера», листы формата А4 для групповой работы и формата А5 для ведения индивидуальных записей
 
Расположение учащихся:
 
При входе  учащиеся  вынимают из пакета «групповые знаки отличия»: прямоугольные  карточки разного цвета (по количеству групп). Взяв  карточку, каждый присоединяется к группе своего «цвета» (для группы из 20 человек — 4  малые группы сотрудничества по 5 человек понадобится 4 «цвета» карточек).
 
Место работы каждой группы обозначено «Знаком отличия группы».
На стенах класса выделено и обозначено пять зон - «Уголок группы» для афиширования результатов своей работы.

 
Этапы урока Деятельность учителя - мастера Деятельность участников
Организационный момент 1. Приветствую учащихся.
 2.Для успешного взаимодействия в мастерской необходимо принять правила, одним из таких правил является «Правило доверия».
(Представление правила)
1. Приветствуют учителя.
 
 
 
2.Принимают правила.
 
 

 
Индукция (мотивация и внутреннее целеполагание учащихся).
 

 
  Мастерская начинается с ассоциаций, которые возникают у участников в связи с понятием «Лидер».
-На доске  записываю  слово  «ЛИДЕР» и предлагаю каждой группе  записать свои ассоциации, мысли, вопросы, возникающие в связи с этим понятием.
 
 
Учащиеся делятся внутри группы своими    мыслями,  записывают ассоциации.
 

 
Социализация (в форме озвучивания). -Озвучьте ваши ассоциации.
-На доске с правой стороны возникает список ассоциаций,  аргументаций учащихся.
Каждая группа     озвучивает свои ассоциации.
Социоконструкция.
Выполнение упражнения
« Портрет лидера».

 
 -Итак, немалую роль в определении лидера играет его характер и личностные качества.
Представить себе лидера — человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, того, кого можно назвать образцом лидерства.
- Составьте список  из качеств и  умений,  которые можно считать инструментарием лидера.
 
 
 Группе необходимо   определить наиболее значимые качества  лидера.

 
Социализация (в форме озвучивания). - Теперь каждая группа озвучит качества и умения, которые они определили как инструментарий лидера.
 
Список качеств, умений зачиты­вается с записью на доске в столбик и, главное, обосновывается участниками.
 
Дедукция.
 
-Вот что про инструментарий успешного лидера пишут ученые и  психологи. Выберите то, без чего, по-вашему, не обойтись ШКОЛЬНОМУ ЛИДЕРУ.
 
 (Приложение2) 
  1. «Шесть основных элементов лидерства», определенных английским писателем С.Норткотом Паркинсоном.
  2. «Характеристика лидерства в наше сумасшедшее время» по Тому Питерсону.
 Знакомятся с текстом, вносят поправки в  список основных качеств лидера.
 
Соотнесение старой и новой информации.
Социоконструкция.
Выполнение упражнения «Портрет человека, противостоящего лидеру»
 

 
 -Представьте себе  портрет человека, противостоящего лидеру.
 На доске    записаны  в столбик главные качества успешного лидера,  которые учащиеся сами определили во время социализации.
Задание: записать  напротив качества человека, противостоящего лидеру.
 Записывают отрицательные качества.
Социализация - озвучивание.  Каждая группа озвучивает качества ,которые они определили.
 
Список качеств зачитывается и обосновывается.
Сравнение собственного видения лидерства с другими взглядами.
Социоконструкция.
 Памятка — рекомендация
««Как стать успешным школьным лидером» или «Шаги к успеху школьного лидера»
Составьте памятку -рекомендацию «Как стать успешным школьным лидером» или «Шаги к успеху школьного лидера». Конструирование группового мнения,
составление памяток группами.

 
Социализация – афиширование. Каждая группа презентует
свои памятки — рекомендации.
Презентация памяток.
  Переход на новую проблему:
 - Всех вас, присутствующих на мастерской, объединяет одно: -  вы  школьные лидеры.
 
Упражнение «Да-может быть-нет».
Самоконструкция.
Каждому участнику мастерской выдается листок с тремя утверждениями:
лидерство  в школе -
-это привилегия;
-тяжкое бремя;
 -удовольствие.
Задание: поставить «галочку» возле утверждения, с которым согласны.     Время — 30 сек.
1.Задание выполняется индивидуально.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Образование новых групп по выбранному утверждению.
 

 
Социализация. Вновь созданные группы должны обосновать свой  выбор и нарисовать убеждающую картинку к выбранному слогану. 1.Учащиеся работают над обоснованием своего выбора и 
создают свой продукт.
Обосновывают свой выбор.
Афиширование. - Какая группа начнет представлять свой продукт?
 
Презентация работ с обоснованием выбранного утверждения.
 Рефлексия.
 
-Ваши приобретения в ходе мастерской?
-Что запомнилось на занятии больше всего? -Какие чувства вызвали эти события?
 
 чём, по-вашему, состоит практическая значимость знаний о лидерстве ?- После занятия у меня остался вопрос…
 
  Высказывают своё мнение о своей работе, своём состоянии, ощущениях.
Анализ движения собственной мыс-
ли, чувства в процессе и в результате мастерской.
 
Приложение
 
            Инструментарий успешного лидера     (И. Вагин, А. Глущай)

 
  • Открытость
  • Решительность
  • Жесткость
  • Энергичность
  • Целеустремленность
  • Ориентированность на результат
  • Энтузиазм
  • Вдохновленность
  • Свобода от предрассудков
  • Смелость
  • Уверенность
  • Выдержка
  • Независимость
  • Спокойствие
  • Критическая настроенность
  • Здравый смысл
  • Понимание взаимосвязей
  • Умение внушать доверие
  • Опытность
  • Адекватное окружение
  • Контраст с предыдущим лидером
  • Гибкость
  • Простота
  • Непредсказуемость
  • Любознательность
  • Толстокожесть
  • Интуитивность
  • Бойцовские качества
  • Позитивное мышление
  • Видение перспективы
  • «Особое знание»
  • Способность к риску
  • Ораторское искусство
  • Дар убеждения
  • Искренность
  • Настойчивость
  • Инициативность
    Доброжелательность
  • Умение схватывать суть
  • Навыки общения
  • Фантазия
  • Ответственность
  • Способность выявлять лучшие качества у других людей
 
******
«Шесть основных элементов лидерства», определенных английским писателем  С. Норткотом Паркинсоном.
Первый элемент - воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна спо­собность представить несуществующее.
Второй элемент - знание. Оно необходимо для того, что­бы спланировать путь к достижению цели, которую нарисо­вало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
Третий элемент - талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление вой­сками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.
Четвертый элемент - решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состо­ит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что пору­ченное задание находится в пределах человеческих возмож­ностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежден­ность другим. Его спокойная уверенность придаст силы ос­тальным членам команды.
Пятое качество - жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, без­дельникам и лентяям.
И наконец, шестой элемент - притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказы­ваетесь на виду.
Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го­ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Искусство общения во все времена признавалось обяза­тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви­нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст­вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди бы­ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи­ческая сила на войне.
Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак­центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора­тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе­седников, знал историю народов и их взаимоотношений.
 
  Характеристика лидерства в наше сумасшедшее время по Тому Питерсу (один из ведущих мировых специалистов в области управленческого консультирования)
  • Лидерам приходится много говорить.
  • Лидеров заводит неопределенность.
  • Лидерство — искусство импровизации.
  • Лидеры внимательно слушают.
  • Лидеры выполняют несколько дел сразу.
  • Лидеры выполняют обещания.
  • Лидеры добиваются результатов.
  • Лидеры доверяют шестому чувству.
  • Лидеры знают: энергия порождает энергию.
  • Лидеры изучают энтузиазм.
  • Лидеры любят беспорядок.
  • Лидеры любят все цвета радуги — из абсолютно прагматических соображений.
  • Лидеры любят работать с другими лидерами.
  • Лидеры могут ставить цели.
  • Лидеры находят способ увлечь людей.
  • Лидеры не вербуют последователей, они помогают стать лидерами другим.
  • Лидеры не становятся заложниками своего успеха.
  • Лидеры никогда не готовятся к прошедшей войне.
  • Лидеры обожают окружать себя людьми, которые умнее, чем ОНИ сами.
  • Лидеры плетут сети.
  • Лидеры побеждают благодаря работе тыла.
  • Лидеры полагаются на доверие.
  • Лидеры помешаны на делегировании полномочий.
  • Лидеры понимают важность взаимоотношений.
  • Лидеры привлекают к работе самых разнообразных личностей.
  • Лидеры проявляют уважение.
  • Лидеры рассказывают истории.
  • Лидеры редко бывают (а может, и вообще и не бывают) лучшими исполнителями.
  • Лидеры совершают ошибки и не делают из этого трагедии.
  • Лидеры создают себя сами.
  • Лидеры сосредотачиваются на «нематериальном».
  • Лидеры верят, что могут изменить мир.
  • Лидеры умеют забывать.
  • Лидеры учатся.
  • Лидеры знают, когда уйти.
  • У лидеров есть вкус.
  • У лидеров есть чувство юмора.
Правило доверия
1.Чем больше ты доверяешь окружению, тем больше ты получаешь.
2. При большой открытости можно нечаянно получить и негативные чувства.
3.Поэтому меру открытости определяешь ты сам.
4. И, соответственно, меру результата – тоже ты сам.
 



 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ