Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль деловой игры в формировании личностных
УУД на уроках истории и обществознания

Ефимова Наталья Евгеньевна
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
            Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Формирование личностных УУД предполагает формирование трех её компонентов:
- Когнитивного компонента, предполагающего, что ученик знает, что это за деятельность, как её осуществлять.
- Эмоционально-ценностного компонента подразумевающего, что у ученика сформировано ценностное, эмоциональное отношение к определенному виду деятельности. Для того, чтобы он это сделал, нужно, чтобы у ученика был сформирован деятельностный компонент.
- Деятельностный (поведенческий) компонент предполагает, что ученик осознанно, свободно (без принуждения) способен осуществлять определенную деятельность.
Исходя из этого, в реализации ФГОС необходимо использование инновационных образовательных технологий, например, таких как деловые игры, влияющих в последствии на продуктивную деятельность учащихся в социуме.
Методика учебной работы с учащимися, нацеленная на получение знаний, ограничивает возможности и способности ребят проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое как личностно-значимый процесс. Одним из решений данной проблемы может стать применение целостной системы деловых игр на уроках истории и обществознания. Данная технология может повысить мотивацию учеников, развить их способности и явления, готовящие их к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, а также обучают содержательному и эффективному взаимодействию. Например, игра как анализ конкретной исторической ситуации предполагает деятельный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель – выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности и многоаспектным оцениваем результатов.
    Как сделать так, чтобы учащиеся захотели осуществить осознанный свободный выбор деятельности в социуме? Для этого с учащимися можно проводить рефлексию осознанного свободного выбора этой деятельности, как осознание того, зачем, почему ученику необходимо выполнять эту деятельность. Рефлексию можно проводить также после осуществления деятельности, как осознание важности осуществления этого свободного выбора деятельности, чтобы учащийся этот свободный выбор деятельности внес в свою систему ценностей.
            Выпускник получит возможность для формирования:
  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
  • Готовности к самообразованию и самовоспитанию
  • Адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  • Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям
  • Эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
     В условиях деловых игр обучающиеся решают разные проблемы, например, на оказание помощи кому-либо, занятие активной жизненной позиции, решение проблем мультикультурного общества и др. Таким образом, в рамках продуктивной деятельности в социуме учащиеся смогут реализовывать на практике проблемы, решенные в деловых играх. Следовательно, произойдет формирование всех трех компонентов личностных УУД: когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного (поведенческого) компонентов.
- Когнитивного компонента
•     Историко-географический образ России; знание основных исторических событий развития государственности и общества
•     Образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России
•     Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений
•     Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация
•     Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
- Эмоционально-ценностного компонента
•     Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну
•     Эмоционально положительное принятие своей этической идентичности
•     Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
•     Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
•     Позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
- Деятельностный (поведенческий) компонент
•     Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
•     Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников во всех видах деятельности
•     Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий
•     Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
•     Готовность к выбору профильного образования

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ