Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карты урока истории / обществознания

Конституция и другие проблемы демократии в России

Терентьев Антон Александрович,
преподаватель СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»
  
Курс: I, II (ППССЗ, ППКРС)
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения (УМК): проектор, карточки с заданиями
Цель: выявить особенности политического режима современной России и роль Конституции в его формировании
Планируемые результаты:
Личностные: понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе, формирование положительного отношения к основному закону страны и демократическим ценностям, понимание демократии как механизма защиты прав и свобод человека
Метапредметные: умение работать с текстом, умение анализировать источник, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение обобщать и делать вывод из полученной информации
Предметные: знание истории развития конституционализма в России, знание содержания Конституции Российской Федерации: основных прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства России; знание особенностей политических режимов: демократии и авторитаризма
 

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Этап

Цель

Задания

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой

(10 мин)

Мотивация,
постановка учебной цели, ее принятие

Работа с текстами Закона о референдуме РСФСР и Указа Президента о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ (См. приложение №1)

Познавательные: выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей (определить разницу двух документов и обосновать противоречие одного другому)

Ориентационный

(6 мин)

Актуализация,

введение в тему; создание проблемной ситуации, принятие цели УПД

 

Ответить на вопросы: Какой праздник отмечается 12 декабря? Что такое конституция и в чем ее значение для государства? Какие ценности она закрепляет?

Сформулировать тему урока

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, проблемы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи (индивидуальные ответы на поставленные вопросы)

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование (разобраться с сущностью Конституции и ее проблемами, в том числе принятия)

Личностные: смыслообразование (важность понимания основ конституционного строя России и его выражения в современной общественной жизни)

Содержательно-операционный (22 мин)

Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция

Записать основные этапы развития конституционного строя в России (Проекты Сперанского и Лорис-Меликова, Манифест 17 октября 1905 года, Советские Конституции), ответить на вопрос, что их объединяет (разработка проектов и конституционная инициатива от узкой группы лиц во власти)

Вспомнить и зафиксировать в виде кластера основное содержание Конституции РФ по двум основным разделам: права и свободы человека и гражданина, государственное устройство РФ (основные права: естественные, политические, социальные, экономические, культурные; принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов в высших государственных органах РФ)

Ответить на вопрос, почему новая Конституция появилась именно в начале 1990-х? (развал СССР и формирование нового политического режима – демократии)

Определить ключевые отличия демократии от авторитаризма и зафиксировать их в виде схемы (альтернативные выборы и конкуренция в политическом процессе, принцип разделения властей, плюрализм, наличие и поддержка прав и свобод человека, опора власти на широкие слои населения)

Ответить на проблемный вопрос «Какой режим сегодня существует в России?»

В подгруппах привести конкретные факты, подтверждающие наличие в России как демократии, так и авторитаризма.

Презентовать сформулированные аргументы группе и совместно обсудить их и сделать вывод о политическом режиме в России

Познавательные: выделение необходимой информации и структурирование знаний (усвоение основного содержания Конституции и особенностей типов политических режимов через кластеры), выдвижение аргументов и их обоснование (поиск проявлений демократического и авторитарного обществ в современной России), установление причинно-следственных связей (понимание причин появления действующей Конституции РФ).

Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения (актуализация проблем современного российского общества и вынесение вердиктов «демократия» или «авторитаризм»)

Личностные: жизненное самоопределение (формирование личного отношения к основному закону страны и политическому режиму, существующему в государстве)

Контрольно-оценочный
(7 мин)

Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели)

Ответить на вопросы «Черты какого режима иллюстрирует пример принятия Конституции РФ 1993 года?», «Какие идеалы она закрепляет?», «Правомерно ли считать демократию режимом?»

Сделать вывод по уроку на основе опорных вопросов преподавателя

Записать домашнее задание (эссе роли Конституции в формировании политического режима в России)

Познавательные: установление причинно-следственных связей, синтез, (возвращение к вопросам, поднятым в начале урока), моделирование, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера (эссе)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения (ответы на проблемные вопросы)

Регулятивные: оценка

Личностные: нравственно-этическая ориентация (моральный выбор в пользу демократических ценностей) и самоопределение (понимание необходимости личного участия в их поддержке и развитии)

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ