Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект урока по ОДНКНР, 5 класс. Урок № 21 

Культурное наследие христианской Руси. Духовная музыка

Орлова Ирина Федоровна
Цель урока – знакомство с духовной музыкой как одной из важнейших сторон в храмовом синтезе искусств; формирование у детей нравственных представлений и чувств; развитие умения слышать и слушать
Задачи:
обучающие: расширение знаний в области истории культуры Руси; наблюдение за процессом развития духовной музыки с XI по XVII в.
развивающие: формирование нравственно-эстетического вкуса; развитие у обучающихся познавательной активности
воспитательные: привлечение внимания учащихся к роли духовной музыки в жизни человека и воспитание подрастающего поколения на примере высокого искусства.
.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: путешествие на машине времени
Методы: Сочетание словесных и наглядных методов,  методы эмоционального стимулирования, беседа, слушание музыки
Формы работы: фронтальная, в парах
Формы контроля: фронтальный опрос, игра.
План урока
  1. Христианская литургическая (богослужебная) культура.
  2. Церковное пение: храмовое и внехрамовое. 
  3. Виды церковного пения
Ключевые понятия:  
Этапы урока
  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа
  7. Рефлексия. Домашнее задание.
 
 
Содержание занятия 
  1. Дети входят в класс, рассаживаются за парты. Учитель приветствует  учеников и говорит: «Ребята, шла я сейчас по коридору и сама себя не слышала – все бегают, прыгают, кричат! Настоящая катавасия! А кто из вас может догадаться, что это слово означает?  Напишите в тетради КАТАВАСИЯ. Предлагаю вам обсудить со своим соседом по парте, каково значение этого слова. Ответ запишите на листочке. А отгадку я скажу вам в конце урока.
  2. ПРОВЕРКА Д/З. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, На прошлом уроке  мы обсуждали с вами, какое духовное наследие оставили нам наши предки.
Давайте вспомним (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС):
Кто из князей первым принял христианство?
Дата крещения Руси?
Откуда пришло православие?
Почему наши предки выбрали эту веру?
При каком князе это произошло?  В каком городе?
Какое развитие получила культура Руси после крещения? (Дети перечисляют, учитель пишет на доске: появились церковная письменность, литература, архитектура, скульптура,  иконопись, мозаика).
  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. Молодцы! Вы хорошо поработали на прошлом уроке.  Все, что вы перечислили, относится к МАТЕРИАЛЬНОЙ культуре.  Но этим не ограничивается понятие КУЛЬТУРЫ. Есть  и нематериальная культура.  Это особый язык богослужения (церковнославянский), возглашение и пение священных текстов и молитв, колокольный звон. «Храм - это небо на земле» (Иоанн Кронштадтский). Там все должно быть не от мира сего, не такое, как в миру, в обычной жизни.   Все эти виды искусств воздействовали на молящихся в церкви людей, являли им красоту. Слайд № 5
Сегодня мы поговорим с вами о музыкальной культуре. О духовной музыке.  Совершим путешествие вглубь веков.
4.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
4.1 О церковном пении
Церковное пение – это очень важная сторона богослужебной жизни. Именно на него мы обращаем прежде всего внимание, когда входим в храм. Молитвенное пение – одно из самых главных средств выражения религиозных чувств. Поэзия, наложенная на музыку голоса, рассказывает нам о православном учении, о жизни  Спасителя, о подвигах святых и о много м другом. А красота духовного пения показывает нам, что их авторы, среди которых, кстати, было немало святых,   принимали истинную веру не только умом, но и переживали глубоко в сердце.
Церковное  пение украшает богослужение и повествует об истинах православной веры
Однако назначение церковного пения не только в украшении церковной службы. Ведь мы можем выражать разные настроения или желания просто речью. Пение призвано выражать мысли, чувства, настроения молящихся. Например, во время Великого Поста все богослужения проникнуты единым мотивом покаяния. Ну а затем Пасха – момент ликования  и всеобщей радости.
Пение настраивает верующих на молитву и помогает выразить мысли, настроения и чувства.
Пение в церкви существовало всегда. Эта традиция была воспринята из богослужения Ветхого Завета. Но уже во времена апостолов, т.е. в 1 в. По Р.Х. пение стало иметь свой порядок и устав, который включали псалмы, и гимны, и  духовные песни. 
Псалмы – это избранные места из священной книги Псалтырь. Они очень часто читаются или поются на православном богослужении.
Гимны -  это выдержки из Библии, посвященные важным моментам священной истории.
А духовные песни – это произведения христианских поэтов и составителей богослужений. Эти песнопения составляют великое богатство нашей церкви.
Основными формами церковного пения  являются псалмы, гимны и духовные песни (песнопения). Слайд № 6,7
В церковной традиции с давних пор существуют основные мелодии, на которые песнопения поются. Этих мелодий всего восемь и называются они гласы. По преданию православной церкви, автором  этой системы был святой Иоанн из города Дамаска.  Иоанн Дамаскин. Он нотами записал эти восемь мелодий в особую книгу -  Осмогласие, а по-гречески – Октоих.  Каждый глас используется во время службы в течение недели. А потом сменяется следующим гласом. И так через каждые  восемь недель глас повторяется. Слайд № 8,9
Существуют восемь основных мелодий для богослужения – восемь гласов, которые сменяют друг друга каждую неделю .
Православная  церковь за богослужением  использует только музыку человеческого голоса – хор.
Количество певцов в хоре может быть различным.   Бывают  хоры смешанные, а в монастырях хоры чаще однородные - либо мужские, либо женские. Бывают и детские хоры.
Подведем предварительные итоги. ПРОВЕРЬ СЕБЯ (запишите в тетрадь  пропущенные слова. Проверьте себя по слайду № 10).
4.2 Виды церковного пения. Слушание музыки.
 
Вспомните,  откуда на Русь была привнесена православная вера? Из Греции, а точнее, из Византии. Вместе с христианством греки принесли и свою службу и свои певческие традиции. И из этого византийского источника берет свое начало древнее русское  пение или распев. Который принято называть знАменным.
Кто из вас учится в музыкальной школе? Как можно записать мелодию песни или пьесы?
Правильно, по нотам. В настоящее время можно каждую ноту записать отдельно, пользуясь круглыми «итальянскими» нотами, а в древности мелодии приходилось  запоминать просто на слух. Сложные напевы не все певчие могли запомнить. Тогда придумали особые знаки – «знамена» (или второе название - «крюки»), которые ставились над распевными словами молитв и показывали как высоту, так и продолжительность пения. С помощью знамен записывалась целая группа нот (подпевка). Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
Название происходит он слова знамена или знаки, которые ставились над текстом песнопения и являлись своего рода нотами. Это  унисонное, одноголосое пение. Т.о. слова песнопений лучше слышны. А значит и понятны. Этот распев очень мелодичный, спокойный, молитвенный.  На западе аналогом его можно назвать  грегорианский хорал.
Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.
С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес». Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день).
 Партесное пение («партес» лат – часть или партия). Речь идет о партиях голосов, которые разделяются по тонам. Басы, баритоны, тенора – отдельно.  Партесное пение  -  пение полифоническое, по голосам.  Родиной П.П. считается ю/з Русь. Это был своего рода ответ европейской органной музыке. Со временем П.П. стало основным для богослужения нашей церкви. Большое влияние на него в свое время  оказала  музыка итальянских композиторов.  При них П.П. стало более пышным и концертным, напоминало больше оперу. Так на первом месте оказался не духовный смысл произведения, а его художественность и эффектность. В старину, когда Россия только начала перенимать из Западной Европы основы развитого музыкального искусства, первые русские композиторы сочиняли не только для четырехголосия, но и для  8, 12, 24, 48 голосов!  Это как храм Василия Блаженного! Многоцветие, яркость, узорчатость, избыточность.
Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства .
В конце 18 – начале 19 вв. развивается жанр духовного концерта (развернутое хоровое произведение; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825). Позже начинается период т.н. немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой Алексея Федоровича Львова (1798–1870, автора гимна Боже, царя храни)
К концу 19 века в русской церкви сложилось обиходное пение. Как правило, это – трех- или четырехголосное пение по обиходу, то есть по тем напевам, которые стали общепринятыми  в определенной местности или обители: есть обиход Троице-Сергиевой Лавры. Киево-Печерской, новгородского Софийского собора…
Несколько позже уже наши русские авторы стали возвращаться к традициям прошлого и их сочинения написаны в духе древних напевов. Сегодня в наших храмах мы можем слышать как знаменное, так и партесное пение. И в этом нет никакого противоречия. Ведь пение – лишь средство, а не цель богослужения. Его цель в другом – в единении с Богом. Как вы думаете, какие качества необходимы певчим? (Для певчих, кроме  таких дарований, как: приятный голос, хорошие музыкальный слух и память, необходимо ещё трудолюбие, послушание и смирение). 
Подведем итоги. Сегодня мы узнали об истории и видах церковного пения, которое исполняется в церкви. На следующем уроке нам предстоит узнать, что на Руси существовал огромный пласт христианской народно-церковной песенной поэзии, куда входят песнопения покаянные, постные, венчальные, поминальные, а также праздничные — колядки, щедровки, волочéбные (или пасхальные), богородичные, стихи о святых, псáльмы, народные песенные молитвы и т. п. они не исполняются в храме, но являются глубоко церковными по своему содержанию.  Также вы узнаете много нового и интересного о таком виде музыкального искусства, как колокольный звон.
 
Закрепление: 1. Игра «Да» – «Нет». Проверка по образцу. Слайд № 15.
2. Ученики по желанию озвучивают свое написание и трактовку слова катавасия. Учитель рассказывает о значении и этимологии этого слова: Это слово, имеющее значение "беспорядок", было заимствовано из греческого, где существительное  katabasion  являлось церковным термином и первоначально означало "сбор двух хоров, размещенных наклиросах в середине церкви для общего пения"  (клиросы - возвышения по обеим сторонам алтаря для церковных певчих). Впоследствии слово было переосмыслено, видимо, в связи с тем, что при таком соединении двух хоров нередко случалась неразбериха.
Домашнее задание (на выбор):
  1. Сообщение о Д.С. Бортнянском
  2. Подобрать стихотворение о колоколах, колокольном звоне и подготовить выразительное чтение.
 
РЕФЛЕКСИЯ: ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде №16.
Источники и литература по теме
  1. Хорецкая В. Происхождение и история церковного богослужебного пения. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/proisxozhdenie-i-istoriya-cerkovnogo-bogosluzhebnogo-peniya (дата обращения: 27.05.2016).
  2. Парийский Л.Н. О церковном пении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/o-cerkovnom-penii(дата обращения: 27.05.2016).
  3. ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА. САЙТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 
    НАЧАЛЬНОГО БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИя. https://school.orthpatr.ru/node/220998