Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Рабочая программа элективного курса с методическими материалами

Основы избирательного права и избирательный процесс

Полянская Виктория Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 341
Невского района Санкт-Петербурга
Оглавление
  1. Актуальность темы                                                                                       1
  2. Рабочая программа элективного курса                                              
    1.  Статус и структура документа                                                              4
    2. Пояснительная записка                                                                          5
    3. Общая характеристика элективного курса                                             7
    4. Основное содержание элективного курса                                            10
    5. Требования к уровню подготовки                                                         14
    6.  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса          16
    7. Календарно-тематическое   планирование                                            19
  3. Методические материалы к основным темам элективного курса              
3.1. Обращение к старшеклассникам25
3.2. Схема «Избирательное право»26
3.3. Источники избирательного права27
3.4. Схема «Система выборов РФ»28
3.5. Кого и как выбирают петербуржцы?29
3.6. Стадии избирательного цикла31
3.7. Принципы демократического избирательного права32
3.8. ФЗ № 67 (извлечение). Составление списков избирателей33
3.9. Схема «Исключение из списка избирателей»37
3.10. Порядок подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения 38
  1.  
3.12. Как должно выглядеть помещение для голосования41
3.13. Порядок электронного голосования42
3.14. Голосование вне помещения для голосования51
3.15. Права и обязанности наблюдателя53
3.16. Схема «Если права избирателя нарушены»55
  1. Список использованной литературы                                                               56
Актуальность темы
Фундамент прав граждан в нашей стране заложен в Основном законе – Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Среди всех конституционных прав весьма важное место занимает политическое право – избирательное.
Выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, механизмом легитимации государственной и муниципальной власти. Поэтому от того насколько свободными они являются, зависит уровень демократического развития общества.
Свободные выборы предполагают право избирателей без чьего-либо вмешательства определять свою волю, а честная и справедливая борьба за власть наполняет конституционным смыслом акт волеизъявления избирателей.
В 2019 году мне предстоит впервые работать членом участковой избирательной комиссии на выборах губернатора Санкт-Петербурга и выборах в муниципальные органы власти. Данная работа необходима мне, чтобы подготовиться к столь ответственной должности.
Указанные обстоятельства говорят об актуальности избранной темы.
Целью работы является создание для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ элективного курса для комплексного изучения действующей системы избирательного права и избирательного процесса в России, раскрытие их характеристик и механизма реализации в процессе выборов, а также их значения для демократического развития страны.
В соответствие с целью в работе поставлены следующие задачи:
Вместе с учащимися
  • проанализировать избирательное право и его принципы;
  • изучить механизмы избирательного процесса
  • рассмотреть нормативно-правовые основу реализации избирательных прав граждан;
  •  проанализировать механизм реализации избирательных прав граждан;
  • выявить условия, влияющие на реализацию гражданами избирательного права, проблемы в его реализации и основные способы их защиты.
  • подготовить методические материалы для реализации элективного курса на практике  
Статус документа
Данный курс предназначен для учащихся X – ХI классов основной школы и представляет собой  комплекс знаний, необходимых каждому гражданину РФ. Он формирует у учащихся представление о России как о правовом государстве, подробнее знакомит молодых людей с избирательным правом РФ, органами государственной власти РФ и порядком их формирования, с правами и обязанностями граждан и механизмом их реализации в процессе выборов органов государственной власти и высших должностных лиц. Данный курс расширяет и углубляет знания, получаемые школьниками в курсе обществознания основной школы. Рабочая программа элективного курса «Основы избирательного права и избирательный процесс» для X – ХI классов имеет также методическое сопровождение.  Методические материалы к основным темам элективного курса позволяют сделать преподавание иллюстративным, наглядным и интересным.
Структура документа
Рабочая программа элективного курса «Основы избирательного права и избирательный процесс» включает шесть разделов: пояснительную записку; общую характеристику элективного курса, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование. 
Пояснительная записка
Одним из ведущих демократических принципов является народовластие, которое реализуется на основе равных для всех политических прав представительной и непосредственной демократии. К политическим правам и свободам гражданина относится право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Реализуя это право, гражданин выполняет роль-избирателя. Избирательные права граждан – одна из основных гарантий реального перехода к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
Для выполнения роли избирателя, требуется обладание демократической правовой культурой, а именно: совокупность объективных научных знаний о политике, ориентация на ценности и права демократического общества, владение способами политической деятельности. Будущее России во многом зависит от степени развитости демократической правовой культуры молодёжи. Результаты социологических исследований, проводимых в стране за последние годы, показывают, что в наши дни молодые люди больше озабочены своими личными проблемами, не следят за политической жизнью, не доверяют власти, не готовы отвечать за общество, в котором живут. По статистике каждый четвёртый российский избиратель - молодой человек в возрасте 18-19 лет, но на выборы приходит лишь 20-30% молодых людей, что означает, что свой выбор молодёжь отдаёт в руки людей, интересы и жизненная позиция которых, во-первых, ей не известны, во- вторых, не всегда совпадают с её собственными. Одним из приоритетов современной системы общего образования является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, что невозможно, в том числе и без знаний и умений в сфере избирательного права и избирательного процесса. Элективный курс для старшеклассников и призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблемы государства и местных сообществ.
Цель курса:
Подготовка грамотного гражданина – избирателя, осознано участвующего в избирательной компании и жизни демократического общества.
Задачи курса:
  1. Изучение основ избирательного права
  2. Изучение механизмов избирательного процесса
  3. Формирование мотивации для участия в выборах и содействие осознанию своей роли гражданина- избирателя.
  4. Формирование умений быть активным гражданином. 
Общая характеристика элективного курса:
Место предмета «Основы избирательного права» в базисном учебном плане:
Элективный курс «Основы избирательного права и избирательный процесс в Российской Федерации» в X – ХI классе в соответствии с учебным планом рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  Приоритетами в процессе реализации элективного курса в познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды,
Программа элективного курса ориентирована на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения:
Результаты изучения элективного курса «Основы избирательного права и избирательный процесс в Российской Федерации» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке. 
Основное содержание
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий.
Общие вопросы избирательного права (10 ч)
Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.
Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.
Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы. Смешанная избирательная система.
Субъекты избирательного права (10 ч)
Категории избирателей. Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списки кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу РФ. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.
Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права. Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Реформирование комиссий.
Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».
Наблюдатели. Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.
Уполномоченные представители и доверенные лица. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов в президенты. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.
СМИ как субъект избирательного права. Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).
Избирательный процесс (10 часов)
Понятие, принципы и структура избирательного процесса.
Назначение выборов. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий.
Информирование избирателей.
Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов.
Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов политической партии. Регистрация федерального списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии.
Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата на пост Президента РФ.
Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.
Голосование на избирательном участке. Голосование вне избирательного участка. Электронное голосование и его особенности. Избирательный бюллетень. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Требования к помещению для голосования. Время начала и окончания голосования.
Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Отмена решения о результатах выборов или референдума.  Ответственность за нарушение избирательного законодательства.  Административная и уголовная ответственность.
Итоговое занятие. Ролевая игра «Я – избиратель» (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащие должны
знать/понимать:
-основные понятия и категории избирательного права;
- основные положения федерального и областного закона по обеспечению избирательных прав граждан;
-основные принципы и характеристики демократических выборов;
- права и обязанности избирателя на различных этапах избирательного марафона и механизмы их реализации;
-правильно употреблять основные понятия и категории избирательного права;
-различать полномочия органов по обеспечению избирательных прав;
-приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности в сфере избирательного права, гарантий реализации избирательных прав граждан, власти в семье, школе, спортивной команде, армии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования информации по избирательному праву;
-анализа текстов законодательных актов, норм избирательного права с точки зрения конкретных условий их реализации;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящем избирательном процессе с точки зрения избирательного права;
-подготовки к встрече с кандидатом;
-выбора соответствующих избирательному праву форм поведения и действий;
-обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Курс строится на документальной основе, предусматривает использование широкого круга документов, прежде всего законодательных актов избирательного права. Документ выступает как средство обучения наряду с учебным пособием и приложениями к нему.
Для организации познавательной деятельности предполагается использование:
-групповой работы (приёмы «Зигзаг», «Учимся вместе»);
-индивидуальные самостоятельные работы;
-таких видов занятий, как лекции, семинары, конференции, пресс-конференции, дискуссии, круглые столы, диспуты, дебаты.
Результатами образовательной деятельности обучающихся могут стать тезисы, опорные конспекты, схемы, таблицы, написание эссе, подготовка выступлений, составление статей, проекты, решение проблемных задач, разрешение избирательных споров и другие продукты образовательной деятельности обучаемых, не только формирующие компетентного гражданина-избирателя, но и в целом, реализующие цели современного образования.
Готовый образовательный продукт по итогам изучения курса: Деловая игра «Я - избиратель».
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Конституция РФ (12.12.1993)
Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 21 июня 2001 года «О политических партиях» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в действующей редакции).
Федеральный конституционный закон от 2 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в действующей редакции).
Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга» (2016)
Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (2014)
 Закон Санкт-Петербурга о выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга (2012, с поправками 2018)
Постановление ЦИК России от 07.09.2011 N 31/276-6 (ред. от 12.08.2015) "О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации". Приложение.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия. Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах президента РФ. Учебный материал. Санкт-Петербург, 2017
Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В. Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с.
Брикез М.А. Гончар Э.В.., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс. Учебное пособие для 10-11 классов. – Курган, 2010.
Брикез М.А. Гончар Э.В.., Рукавишникова О.С. Избирательное право и избирательный процесс. Методическое пособие для учителя. – Курган, 2010.
Основы избирательного права РФ: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Ершов.– М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет – ресурсы
- http://www.cikrf.ru
- https://www.oprf.ru/
 
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
- Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
- Е.А. Михайлевская, А.В. Косенко (ipkps.bsu.edu.ru / source / metod_sluzva / history / izbir2_elek_2013.pdf).
Календарно-тематическое планирование
Название раздела программы Количество часов Дата № урока Тема Тип и форма урока Формы контроля
всего с использованием практических заданий
Вводное занятие 1 0   1 Введение, Что надо знать о выборах Комбинированный Выбор темы проекта на год
Общие вопросы избирательного права 10 9   2 Основы конституционного строя в России Изучение новой темы Работа с текстом Конституции
        3 Избирательное право РФ и его источники Комбинированный Работа с источниками права
        4 Основные принципы избирательного права Комбинированный Составление схемы, защита презентации
        5 Органы (комиссии), проводящие выборы
(референдум) и их полномочия
Комбинированный Проведение опроса среди членов УИК – педагогов школы
        6 Основные типы избирательных систем Комбинированный Решение проблемных заданий
        7 Мажоритарная система Комбинированный Защита презентаций и сообщений
        8 Пропорциональная система Комбинированный Работа с источниками
        9 Особенности смешанной системы Комбинированный Решение проблемных заданий
        10 Повторение и обобщение темы «Общие вопросы избирательного права» Обобщение и контроль Решение проблемных заданий, защита презентаций
        11 Контрольная работа по теме «Общие вопросы избирательного права» Обобщение и контроль Понятийный диктант, тест
Субъекты избирательного права 10 6   12 Носители избирательного права. Категории избирателей Изучение новой темы Работа с текстом Конституции РФ
        13 Гарантии прав избирателей на получение и распространение информации о выборах и референдумах Практикум Практическая работа с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с учетом изменений в ФЗ)
        14 Лица, осуществляющие учет и регистрацию избирателей Изучение новой темы Решение проблемных задний, составление схемы
        15 Политическая партия как субъект избирательного права Комбинированный Работа с ФЗ «О политических партиях РФ»
        16 Кандидаты в депутаты Федерального собрания, региональных и муниципальных органов власти Комбинированный Работа с ФЗ
«О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»
        17 Кандидат на пост Президента РФ. Комбинированный Работа с ФЗ «О выборах Президента РФ»
        18 Система и принципы работы избирательных комиссий Изучение новой темы Работа с источниками, составление схемы
        19 Наблюдатели, уполномоченные представители и доверенные лица Изучение новой темы Сообщения по теме
        20 СМИ как субъект избирательного права Комбинированный Изучение материалов СМИ по итогам прошедших в 2018 году выборов
        21 Контрольная работа по теме
«Субъекты избирательного права»
Обобщение и контроль Тест, решение правовых задач
Избирательный процесс 10 8   22 Понятие, принципы и структура избирательного процесса Изучение новой темы Составление опорного конспекта
        23 Назначение выборов. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование избирательных округов и избирательных комиссий Изучение новой темы Работа с документами, решение проблемных задач
        24 Выдвижение кандидатов на пост Президента РФ Комбинированный Работа с ФЗ «О выборах Президента РФ»
        25 Выдвижение кандидатов на выборах в Государственную Думу Комбинированный Работа с ФЗ
«О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»
        26 Выдвижение кандидатов в региональные и муниципальные органы власти Комбинированный Работа с ФЗ
«О выборах Депутатов Государственной Думы Федерально

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ