Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основы финансового образования в школе

Бурковская Тамара Ярмеевна
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:  
1. Ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;  
2. Финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.  
Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена изменениями в политической и экономической жизни страны, отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.  
Представьте, что Вы не знакомы с правилами дорожного движения - но нужно сесть за руль и отправиться в мегаполис. Ехать будет сложно. Как проезжать перекрестки? О чем говорят знаки? Езда без знаний ПДД очень опасна.  
А ведь подобное происходит в жизни многих людей. Постоянно совершая операции с деньгами - мы находится в непрерывном финансовом движении. А многие ли знакомы с правилами "финансового движения"? Где находятся истоки финансовых знаний? 
На необходимость и важность финансовой подготовки, русские ученые-педагоги указывали еще в XIX веке. Так, К.Д. Ушинский, обращал внимание на связь педагогики с политэкономией, географией и другими социальными науками, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения экономической жизни общества. В педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны знать «экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет – замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело».
Тем самым экономические знания способствуют активному восприятию у обучающихся общечеловеческих ценностей, таких как: демократия, правовое государство, гражданское общество, права человека, конкуренция, рынок. 
К большому сожалению, финансовая грамотность подавляющего большинства населения нашей страны продолжает оставаться на очень низком уровне, что приводит к отрицательным последствиям как для государства, так и для общества в целом. На сегодняшний день часть жителей России приобретает теоретические знания в области финансов самостоятельно посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках. Как правило, такие проблемы решаются не в сторону населения, так как финансовая сфера следует исполнению договоров, как правило, учитывает компонент неграмотности населения, или доверие при подписании. Здесь много зависит от государственного регулирования. Люди пока не всегда понимают те термины, которые финансовые компании используют при написании текстов своих договоров. Примерно треть россиян подписывают договоры вне зависимости от понятности смысла текста или вовсе не читая документ, полагаясь лишь на слова сотрудников банков и иных финансовых   учреждений. Более того, третья часть населения вообще не имеют опыта подписания подобных договоров. Едва ли можно рассматривать эти цифры как показатель умения и возможности сравнивать и, соответственно, высокого уровня финансовой грамотности. Также низкая финансовая грамотность приводит к повышенной криминогенности на финансовых рынках. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. Обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов. Решению этих проблем на данный момент уделяется значительное внимание. На законодательном уровне появляется все больше законов и указаний ЦБ РФ, направленных на раскрытие информации о займе. К сожалению, рост доступности информации о финансовых услугах не означает автоматического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потребитель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию помогло бы введение обязательных уроков финансовой грамотности в российских школах и вузах. Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распространенные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому человеку приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения. Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в последствии на каждой семье отдельно, и на обществе и государстве в целом. Необходимо давать населению в рамках обучающих курсов терминологию привычную для финансовых инструментов. Научить «читать» документы и осознавать последствия принятия на себя ответственности за то или иное действие. Проводить независимое обучение финансовой грамоте. В рамках обучения необходимо показывать, как тот или иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски. В какие органы следует обращаться в зависимости от ситуации. Формировать методические издания на примере разделов «На заметку» или «Советы» на бумажных носителях, доступные в общественных местах. Так как финансовыми услугами пользуются и те, кто не пользуется Интернетом, или кто целенаправленно не ищет информацию в Интернете, т.е. может быть подвержен риску обмана со стороны финансовых пирамид или иных незаконных услуг. Для того, чтобы избежать конфликта интересов, можно привлечь заинтересованное банковское сообщество для финансирования программ повышения финансовой грамотности. 
Таким образом, чтобы нашей финансовой безграмотностью не пользовались другие люди, стоит изучать основы финансовой грамотности. Изучение теории, выращивание в себе осознанного отношения к деньгам и финансовое мышление - это три вещи помогут любому человеку устроиться в жизни.
Новая задача поставлена перед учителями истории и обществознания -  сформировать у подрастающего поколения финансовую компетентность.
Финансовая компетентность.
Первая составляющая этого поведения — знание и понимание, которые подразумевают «набор знаний потребителя о финансовых продуктах и концепциях, а также способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений».
Он помогает понимать и грамотно использовать финансовый язык: понятия, термины, устойчивые и крылатые выражения, знаки, символы и многое другое.
Очевидно, что многие современные финансовые продукты и концепции (например, защита прав потребителей, система страхования вкладов, банковские карты, криптовалюты и многие другие конкретные финансовые инструменты) могут быть описаны в курсе истории лишь в рамках изучения новейшей истории. В то же время многие важные финансовые явления, инструменты и организации (например, инфляция и девальвация, акции и кредиты, банки и акционерные компании) появились довольно давно и играли немаловажную роль в разных исторических процессах, которые изучаются на уроках истории. Признаки и свойства многих из них (например, такой инструмент финансовой арифметики, как обменный курс) со временем существенно не изменились. Это позволяет в явном виде раскрыть содержание ряда современных финансовых продуктов и концепций на исторических примерах (см., например, описание основных принципов страхования в главе «Золотая Орда и Великий шёлковый путь»).
Некоторые из них с течением времени приобрели другую форму или наполнились иным содержанием (например, понятие круговой поруки). В таких случаях через дополнительные вопросы к тексту происходит актуализация понятия или явления (например, вопрос о девальвации к главе «Денежная реформа Елены Глинской»).
Вторая составляющая этого поведения финансовая компетентность - умения и поведение
На уроках истории не имеет смысла учить правильно составлять личный бюджет или рассчитывать сложный процент по кредиту. Но у предмета «История» есть другие возможности.
После рассказа о том, как можно было распознать фальшивые российские ассигнации, которые выпускала наполеоновская армия, следует вопрос, предполагающий изучение степеней защиты современных российских банкнот на сайте Центрального банка Российской Федерации (глава «Фальшивые ассигнации»).
Некоторые навыки финансово грамотного поведения предполагают взаимодействие, включая анализ и оценку, с источником информации (договор, рекламное объявление, ценник и т. п.). Такой анализ позволяет сформировать способность находить актуальную финансовую информацию в различных источниках, в том числе в исторических документах, учебном и справочном тексте, мультимедийных источниках, словарях, поисковых системах и открытых онлайн-ресурсах. Исторические материалы позволяют формировать навыки понимания финансовых документов не только в прямом смысле, но и через использование полученной информации в контексте (в нашем случае историческом). Примером может служить анализ конкретной «Уставной грамоты», составленной в ходе выкупной операции, которая последовала за крестьянской реформой 1861 года (глава «Выкуп земли»).
Третья составляющая грамотного финансового поведения — личные характеристики и установки, которые включают «основные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения». Такие установки (важность образования, которое обеспечит будущий заработок; необходимость ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; ценность сбережений и финансовой стабильности и проч.) могут возникнуть только как результат комплексного обучения и воспитания, в котором участвуют школа, семья, общество.
Теперь посмотрим, а как обстоят дела по этому вопросу в преподавании такого предмета, как обществознание.
Тема «Экономика» встречается первоначально только в 7 классе и более подробно рассматривается на восьмом году обучения подростков. Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что, хотя с понятием «Экономика» школьники знакомятся в 7 классе и продолжают изучение блока «Экономика» до 11 класса, полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе. В курсе Обществознания предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.  Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практической значимости в изучении тем по блоку «Экономика».
В процессе обучения учащихся можно использовать активные формы обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.
Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося. На уроках-практикумах учащиеся решают поставленные перед ними познавательные задачи. Их правильное решение в результате может позволить составить, например, характеристику события общественной жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать свою работу, возможно распределить её, если выполнение задачи поставлено перед группой, определить источники, необходимые для достижения цели и получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания, могут, например, работать с текстами действующих Российских законов, с материалами СМИ, можно анализировать различные ситуации из современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса. Результаты исследовательской работы должны быть представлены учащимися на уроке - семинаре, на уроке — круглом столе, в ролевой игре.
Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.
Современная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
В ГБОУ школе № 558 Выборгского района Санкт-Петербурга обучающиеся подготовили проект по финансовой грамотности, который защитили на школьной конференции научного общества учащихся. Презентация к их защите является приложением к данной статье.
Список использованной литература:
1. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие / [Лёвушкин К. В., Любушкин Д. С.]  — М.: Изд-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. 
2.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах. / Ред. Коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д. Зверев и др. М. Педагогика 1991г.-Т.6
3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6036/1/22Buylova2.pdf

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ