Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Индивидуальная работа с одаренными детьми «Моя формула успеха»

Мельникова Анна Анатольевна
Обществознание – комплексная дисциплина, которая изучает различные сферы жизни общества и включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, экономики и др.). Как школьный предмет, обществознание решает важные задачи, в том числе по социализации в различных сферах деятельности человека. Социализация на этапе интеграции подразумевает не столько пассивное накопление информации, сколько возможность применения ее в жизни, примеряя на себя различные социальные роли.
Одним из наиважнейших требований ФГОС является реализация деятельностного подхода в образовании, что дает широкие возможности для развития компетенций учащихся, усвоения основных способов деятельности, способности к саморазвитию.
В последние годы возросла мотивация учащихся для участия в предметных олимпиадах по различным школьным дисциплинам. Но успешное решение олимпиадных заданий подразумевает наличие у школьников следующих сформированных умений:
  • Решать (отвечать на урочные вопросы, выполнять тесты осмысленно (выявлять верное- пояснять неверное), находить ответы на типовые задания официальных олимпиадных интернет ресурсах, самостоятельно ставить задачи);
  • Читать (пользоваться не только учебниками, но и периодическими изданиями, (многие из которых есть в электронном варианте: «Эксперт», «Профиль»), знакомиться с нормативно-правовыми документами (Конституция, кодексы), читать художественную литературу («Незнайка на Луне» - раскрывает структуру общества, рыночные отношения, «Силайское яблоко» - авторитарный режим…) и т.д.);
  • Смотреть (развивать визуальную эрудицию, отождествлять картину и социальные явления, приобретать навыки осмысленной работы с видеоматериалами, грамотно использовать ресурсы интернет для поиска необходимой информации);
  • Участвовать (начать (!) участвовать в олимпиадах (тем более, что школьных этап – для всех желающих), интеллектуальных играх, конкурсах и т.п.
  • Жить (жить полной жизнью, проявлять активность в восприятии на себя максимум социальных ролей, общественных дел)
Как формальный обобщающий результат изучения обществознания являются знания, позволяющие выпускникам получить максимальный балл на ЕГЭ, а это возможно только в процессе целенаправленной подготовки, начиная с пятого класса. В этой связи важен не только объем полученных теоретических знаний, но и осмысленная работа с терминами и текстом, а так же умение самостоятельно составлять план и писать эссе.
Мой педагогический опыт указывает, что наиболее успешными методами для формирования этих специфический навыков являются ниже перечисленные приемы, которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами.
        Работа с терминами. В 5-6-х классах данное направление деятельности предполагает не столько заучивание их, сколько осознание смысла и выделения основных признаков (составление и решение ребусов, а так же составление синквейна). В качестве примера можно привести синквейн, составленный учеником 5-го класса Даней:
Труд
Физический, умственный
Создает, развивает, обеспечивает
Терпение и труд все перетрут
Деятельность
Таким образом, данный метод позволяет в 5-ом классе научить выделять в понятии признаки, знания которых необходимы в 9-ом (ОГЭ) и 11-ом (ЕГЭ).
        В 7-8-х классах в дополнение к вышеописанным методам используются составление кроссвордов (в качестве домашнего задания) и решения их на уроке. Этот метод позволяет разнообразить процесс изучения и в игровой форме сопоставлять определение с терминами. В качестве игрового метода так же для закрепления изученных понятий можно использовать игру «Крокодил» (где один из участников с помощью мимики и жестов изображает слово, не называя его, а остальные должны отгадать).  Целесообразно это делать в конце большой темы или раздела.
        В старшей школе от учащихся требуется более детальный анализ термина. Для этого школьникам предлагается подобрать определения одного и того же понятия из различных источников, определить сходства и различия между ними (типичное задание ОГЭ) и выявить наиболее полное и точное. На примере понятия «глобализация» для 8-го класса достаточно знать, что это взаимовлияние стран и народов, а уже в 9-ом классе учащиеся делают акцент не только на интеграции, но и на унификации (стандартизации) всех сфер жизни общества. Также в старшей школе (10-11 класс) на основе ранее полученных знаний в результате «мозгового штурма» учащиеся способны самостоятельно формулировать многоуровневые определения терминов.
        Работа с текстом.
        В 5-6-х классах используются элементарные приемы работы с текстом, поскольку не все учащиеся обладают навыками беглого чтения вслух. К ним относятся: комментированное чтение, выделение главной мысли (или предложения) в абзаце, ответы на вопросы и формулировка их про прочитанному материалу (пример: «Если бы я был учителем, я бы задал такой вопрос…»)  и т.д.
        С более старшими учащимися мы используем как довольно распространенный метод (составление таблицы на основе текста), так и его вариации-антиподы (составление текста на основе таблицы), а так же другие приемы: поиск в тексте лишнего или преднамеренной ошибки.
        Со старшеклассниками имеет смысл использовать дополнительные источники, неадаптированные материалы, фрагменты документов и нормативных актов. Основной целью является совершенствование навыков нахождения ответов на вопросы к тексту, что является значимым компонентом ЕГЭ.
        Составление сложного плана.
        В материалах итоговой аттестации обязательно встречается задание на составление развернутого плана (задание №28).  В 5-6-х классах формированию развитию способностей выполнять подобные задания относится озаглавливание текста в целом и его частей, в частности, нахождение основной мысли, ключевого слова (слов).  В 7-8-х класса вводим дополнительные требования к выполнению подобной работы: соответствие определенным критериям, разделение сплошного текстового массива на смысловые фрагменты.
        Закрепление приобретенных умений происходит в старшей школе. Учащиеся к этому моменты уже способны самостоятельно составлять не только развернутые планы по представленному тексту, но и выполнять это задание по пройденному материалы без опоры на текст (например: 1.Конфликт в межличностных отношениях, 2. Причины конфликтов, 3.Видв конфликтов, 4.Этапы развития конфликтов, 5. Способы их разрешения, где основные пункты легко дробятся на более мелкие составляющие).
        Эссе.
29-ое задание ЕГЭ связано с написанием мини-сочинения (эссе). Это одна из наиболее сложных проблем для выпускников, так как для написания данной работы требуются помимо высоко уровня владения литературной речью объемные теоретические знания по предмету и умения их аргументирования. Поэтому начинать подготовку по этому направлению как можно раньше.
Важное для решения задачи написания эссе умение - уже в 5 классе развернуто отвечать на поставленные вопросы, подразумевая не только констатацию  факта, но и объяснение его. Для этого в качестве домашних заданий, кроме прочего, школьникам предлагается составить короткое сообщение в соответствие с заданным планом. В качестве контроля за выполнением задания мы используем метод взаимооценки (по критериям: выразительность, связность, полнота и т.д.).  
Так же в средней школе постепенно увеличивается объем проверочных работ, в которых наряду с тестами, используются задания, предполагающие описательный ответ на вопрос, где оцениваются не только владение теоретическими знаниями, но и связность, логичность и аргументы.
        Одной из любимых форм работы учащихся старшей школы являются дебаты, в ходе которых совершенствуется умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Элементы дебатов можно использовать и раньше, объявляя тему заранее, предлагая учащимся распределить роли и составить письменный алгоритм выступления. При такой целенаправленной подготовке, старшеклассники способны самостоятельно импровизировать в дебатах и находить актуальные темы для подобной формы работы.
        Выше описанные методы не являются основными в подготовке к сдаче ЕГЭ, но качественно разнообразят учебную деятельность, а так же повышают интерес к предмету и эффективность усвоения учебного материала.
 
Список литературы
1. Давыдов В. ВТеория развивающего обучения. М., 1996.
2. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995
3. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации  ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.-   2011.-№4.-С.13-27.
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ