Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кейс технология на уроках обществознания

Соппа Ольга Валерьевна
Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case случай, ситуация) представляет собой метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (выполнения кейс-заданий).
Кейс (в переводе с англ. - случай) представляет собой проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска решения.
Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения.
Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Кейс-метода - обучение  в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, экономической, общественной деятельности; моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п. Кейс-технологию также можно рассматривать как «активный метод обучения». Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале XX века американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта.   Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций обучающихся (способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использование информационных и компьютерных технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей деятельности и др.). 
Речь идет об обучении в контексте моделируемой ситуации, связанной с необходимостью выработки и принятия совместных решений, реконструкцией функционального взаимодействия в команде.  Кейс-технология направлена на развитие междисциплинарных знаний и умений, так как решение проблемной ситуации находится на «стыке» разных наук и требует применения знаний из разных дисциплин и научных областей. Установление междисциплинарных связей происходит в процессе работы обучающихся над кейсом (при его анализе и выработке решения). Поиск решения проблемы способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативные навыки и, так называемые, soft skills: умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликтов, умение убеждать и искать компромиссы и др.


Пример кейса на уроке «Обществознания» в 10 классе (модуль «Экономика»). 
Тема кейса: «Деловая игра «Бизнес-инкубатор»». Тема: «Мир нанотехнологий»
Описание кейса (ситуации) (материалы для обучающихся):
В настоящее время разработки в области нанотехнологий ведутся по всему миру практически во всех отраслях промышленности. Это мотивируется тем, что в условиях рыночной экономики применение наноматериалов уже на первом этапе их появления способно резко изменить свойства традиционных продуктов, а значит – сделать более конкурентоспособными. Освоение нанотехнологий ведет к резкому улучшению потребительских свойств технической продукции. Многие крупные корпорации, например, IBM, Motorola, HP, Hitachi вкладывают значительные средства в развитие нанотехнологий.
            Нанотехнологии экономически выгодны: инвесторам, осваивающим перспективное направление вложения финансовых ресурсов; конструкторам, реализующим многократно улучшенные потребительские свойства наноматериалов в передовых изделиях; предпринимателям, создающим предприятия по выпуску продукции с характеристиками выше достигнутого в настоящее время уровня. Но одним из главных барьеров на пути широкого применения нанотехнологичных изделий в быту является вопрос их коммерциализации. Как утверждают экономисты, у инвесторов, несомненно, растет интерес к наноиндустрии, но в этой области мало предпринимателей и, по сути, пока отсутствуют грамотные менеджеры и маркетологи[1]. Создав изобретение в наносфере, разработчики вдруг выясняют, что оно почему-то никому особо не нужно. Никто не торопится предлагать авторам уникальной разработки деньги на ее коммерциализацию. Часто разработчик не может донести до инвестора суть своей разработки. Инвестор же в первую очередь оценивает не уникальность разработки, а перспективы создания на ее базе устойчивого прибыльного бизнеса. Вкладывая средства в нанопроект, инвестор финансирует следующие его стадии: создание промышленного образца, серийное производство, вывод продукта на рынок. [2]
            Что нужно сделать, чтобы такой ситуации не возникало? 
Ваша задача разработать инновационный продукт, который заинтересует потребителя и инвестора и получит широкое распространение.      
Цель: разработать востребованный потребителями и инвесторами нанотехнологичный продукт.
Задачи:

  1. Организовать бизнес в области нанотехнологий.
  2. Определить потенциальные рынки сбыта продукта, составить портрет потребителя этих продуктов.
  3. Определить основных конкурентов и какими преимуществами должен обладать продукт, чтобы превзойти продукцию конкурентов.
  4. Разработать модель продаж – определить возможные каналы продаж и коммуникаций, то есть как нужно рассказать потребителям о предлагаемом продукте.Спланировать рекламную кампанию, концепцию продвижения товара в социальных сетях.
  5. Оформить паспорт предприятия по производству инновационного нанотехнологичного продукта.
  6. Продать нанотехнологичный продукт потребителю.
  7. Найти инвестора с целью расширения производства нанотехнологичного продукта.
  8. Умножить имеющийся капитал предприятия.

 
Список дополнительных источников информации для работы над кейсом (5-7 источников):

https://hi-news.ru/tag/grafen https://www.kommersant.ru/doc/3317744

 
Формат выступления с готовым решением кейса:
По окончанию игры командам необходимо представить свой инновационный нанотехнологичный продукт экспертам в виде презентации, либо проиллюстрировать свою идею на ватмане.
Критерии оценивания решения кейса и его представления:
Победителем деловой игры признается та команда прибыль которой окажется наибольшей. 
            
Формирование команд и распределение ролей
Роли и их функции в решении кейса (при необходимости):

Роль Основные функции
Директор инновационного предприятия создание и актуализация плана работ. Координация работы команды. Принятие решений по оперативным вопросам
Менеджер (2 человека) постановка задач участникам рабочей группы в соответствии с утвержденным планом работ; проектирование и описание проекта инновационного предприятия
PR менеджер. планирует рекламную кампанию, концепцию продвижения товара; отвечает за презентацию инновационного продукта заказчику (покупателю или инвестору).
Технический специалист  продумывает технологию производства инновационного продукта, необходимое оборудование и материалы. За консультацией обращаться в службу технической поддержки.
 
Аналитик  оценивает результаты работы команды, предоставлять рекомендации по улучшению разрабатываемого проекта