Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Современные подходы к формированию
финансовой грамотности обучающихся
Бушуева Татьяна Юрьевна
Финансовая грамотность в настоящее время представляется востребованным видом грамотности. В последние годы появилось много публикаций, авторы которых представляют термин «финансовая грамотность» с разных позиций. Отечественные исследователи представляют финансовую грамотность более глубоко, рассматривая способность дать оценку финансовым последствия принимаемых решений. В зарубежной науке финансовая грамотность в большинстве случаев рассматривается с позиции знания основных терминов и простейших умений. Так, аналитиками Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) отмечено, что сегодня в ходе эволюции финансовых рынков и различных демографических, экономических и политических трансформаций финансовая грамотность становится жизненно необходимым навыком».
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации отмечает: «Особую значимость для Российской Федерации имеют вопросы повышения финансовой грамотности. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков». Всемирным Банком приводит следующую дефиницию финансовой грамотности, а именно - это способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Отечественными и зарубежными учеными предложены разные трактовки понятия «финансовая грамотность».
А.В. Зеленцовой финансовая грамотность охарактеризована как способность физических лиц осуществлять управление своими финансами и принимать эффективные финансовые решения.
Л.Ю. Рыжановская определяет финансовую грамотность как способности принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управления ими.
О.Е. Кузина считает, что термин «финансовая грамотность» предлагает знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их применять в случае потребности и осознание результатов своих действий.
М.Ю. Шевяков рассматривает это понятие в качестве способности использования знаний и навыков управления личными финансовыми ресурсами, чтобы обеспечить собственное благосостояние и финансовую безопасность.
В результате анализа представленных определений понятия «финансовая грамотность» можно сделать вывод, что в научной отечественной и зарубежной литературе существуют следующие подходы к её определению: – определенная форма знаний; – способность либо навык применить это знание; – усвоенное знание; – правильное финансовое поведение; – финансовый опыт. Финансовая грамотность как результат образования включает в себя следующие элементы: – обладание человеком информацией о финансовых продуктах и их производителях, – знание существующих потоков информации и услуг по финансовому консультированию; – умение потребителя финансовых услуг пользоваться существующими информационными данными при решении финансовых задач: расчеты, риски, сравнение финансовых услуг на предмет выгодности. Изучение дефиниций «финансовая грамотность», рассматриваемых нами, дает возможность признать, что большинство исследователей, изучавших проблемы финансовой грамотности, как правило, определяют 3 основных составляющих финансовой грамотности: финансовые знания, финансовые навыки, финансовые установки. Рассмотрим смысловое содержание каждого из указанных компонентов. Финансовыми знания представляют собой знания в сфере поступления, расходования, распределения денежных средств, их накопления и использования. Финансовые навыки, как правило, рассматриваются как утвердившиеся в процессе многократного применения финансовых знаний и умений способности автоматически выполнять стандартные финансовые операции. Под финансовыми установками можно понимать предрасположение человека определенным образом реагировать на те или иные явления в финансовой сфере. В целом, совокупность элементов финансовой грамотности можно определить как векторы образовательного процесса, связанные с изучением финансовых институтов. Представляется возможным выделить некоторые причины, которые прямо или косвенно оказывают воздействие на получение финансовых знаний, а также на конечный результат сформированности финансовой грамотности у обучающихся: – элементы учебных предметов основной образовательной программы, – специфика учебно - методических материалов, разработанных для факультативных курсов финансовой грамотности, – организационно - педагогические и методические подходы, ориентированные на выработку грамотного финансового поведения. Подводя итог, можно отметить, что финансовая грамотность – это компетентность, которая формируется в результате изучения специальных учебных предметов в рамках средней школы, колледжей и вузов, а также в результате эмпирической составляющей жизни личности в социуме.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ