Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Материалы к уроку обществознания в 10 классе

Современное российское законодательство

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Задачи занятия:

1) Сформулировать приверженность ценностям , закрепленным в Конституции РФ. Показать , что конституционное право является ведущей отраслью национальной правовой системы

2) Углубить знания понятий «отрасли права». Охарактеризовать отрасли права , их специфические особенности

3) Развить умение оценивать свои поступки и поступки других с позиции их соответствия правовым нормам ; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности

4) Формирование гражданской позиции , уважение к закону и правопорядку.

 Планируемые образовательные результаты: овладеть навыками познавательной учебно – исследовательской деятельности ; уметь ориентироваться в различных источниках правовой информации ; уметь применять полученные знания в повседневной жизни , прогнозировать последствия принимаемых решений.

 Занятие строится с акцентированной опорой на внутрипредметные связи ( курс основной школы ).

Вводно – мотивационная часть.

 1)Что такое отрасль права – это совокупность правовых норм , регулирующих какую – либо большую сферу общественных отношений.

 2) Какие основные отрасли российского права вы знаете : конституционное , административное , гражданское , уголовное , экологическое и т. д.

 Сегодня мы рассмотрим подробнее каждую из этих отраслей. Тема урока : Современное российское законодательство.  

 План.

1.Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы.

2. Характеристика отраслей права.  А) административное право. Б) гражданское право. В)  трудовое право.

3. Изменение и развитие современного российского законодательства.

 Основополагающей отраслью российского права является конституционное или государственное право. Что закрепляет конституционное право .

 (закрепляет основы конституционного строя РФ , права, обязанности и свободы граждан , национально – государственное устройство страны , принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Главный источник конституционного права ? Когда принята Конституция РФ ?  В Конституции РФ закреплены принципы ( ведущие начала ) , которыми должны руководствоваться другие отрасли права. В преамбуле и  главе 1 Конституции содержится целостная система принципов , характеризующих конституционный строй страны .

 Работа с документом. Учащиеся работают с Конституцией РФ и выделяют основные группы принципов.

        1 группа  - принципы организации государственной власти. Россия- государство демократическое , правовое с республиканской формой правления , носитель суверенитета единственный источник власти -многонациональный  народ .Государственная власть разделена на 3 ветви .Осуществляется Президентом РФ , Федеральным Собранием , Правительством РФ, судами РФ . Россия – федерация , т. е. страна состоит из частей, которые имеют определенную самостоятельность и называются субъектами Федерации – это республики , кая , города федерального значения : Москва , Санкт – Петербург , Севастополь.

         2 группа принципов – взаимоотношения государства и личности. Это взаимная ответственность государства и личности , человек, его права, свободы, соблюдение и защита прав – основная обязанность государства. Государство проводит социальную политику , направленную на обеспечение достойной жизни граждан. Гражданин обязан соблюдать Конституцию. Вопрос: что для этого надо делать , какие обязанности граждан вы знаете?

         3 группа принципов – организация жизни гражданского общества. Это идеологическое и политическое многообразие , многопартийность , отделение религии от государства , равенство их перед законом.  Рыночное хозяйство закрепляет принципы равенства частной , государственной  , муниципальной форм собственности , свобода предпринимательской и не запрещенной законом экономической деятельности.

 Вывод : т. о. конституционное право РФ закрепляет общепризнанные демократические ценности и регулирует наиболее важные отношения между человеком , обществом, государством. Это право еще называют государственным правом.

 Учащиеся выполняют из рабочей тетради задание 1 по ходу работы с документом и на закрепление изученного материала задание. Наиболее подготовленные учащиеся дома сделали презентации по теме : « Административное право « и « Гражданское право «.Объясняют материал и проводят беседу с учащимися класса , которые отвечают на вопросы.

  2. Административное право. «Администрация» -с  латыни управление , руководство. Административное право – управленческое право. Оно регулирует общественные отношения в сфере государственного управления , т. е. в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти. Приведите примеры: внутриаппаратные отношения ,  исполнительные органы власти и местное самоуправления.

Виды административных правовых отношений – взаимоотношения исполнительных органов власти с общественными организациями, исполнительных органов с гражданами.

 Особенности : 1. Всегда действует какой-либо исполнительный орган власти или должностное лицо. 2. Исключение юридического равенства сторон , т. е. нормы административного права на одного из участников  возлагает юридические обязанности.

 Например : Добровольное выполнение гражданами юридических обязанностей порождает правомерное поведение. Учащиеся приводят свои примеры. Основной источник административного права – КОАП.

 Административные проступки делятся на виды :

1) в области охраны труда и здоровья ;

 2) посягающие на государственную собственность ;

 3)в области охраны природы , памятников истории ;

 4) на транспорте ;

 5 )области торговли ;

 6 ) посягающие на общественный порядок ;

 7) посягающие на установленный порядок управления.

 Административная ответственность устанавливается в форме административных взысканий . это – предупреждение , штраф , возмездное изъятие предметов и орудий правонарушения , лишение специального права , административный арест , дисквалификация.

 Административная ответственность наступает с 16 – лет. Ее цель – воспитание лица в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку.  На странице 350 выполнить задание 4. Рассмотреть случай 1.

 Вопрос : знание какой отрасли права необходимо применить для решения этой задачи ? – Административное право.

 Проанализировать задание и определить какие виды  административных проступков привели к дорожно – транспортному происшествию :

 1) нарушение правил дорожного движения пешеходами ( старшеклассники );

 2) превышение скорости водителем ;

 3) мелкое хулиганство ( в автобусе ).

 Предположите , как будет наказан каждый из правонарушителей :

 пешеходы – предупреждение , т. е. предостережение на будущее или наложение административного штрафа.

 Водитель – административный штраф , зависит от величины  превышения скорости , машину вынесло на встречную полосу , лишение права вождения. ( был ли водитель в состоянии алкогольного опьянения ? ).  За мелкое хулиганство в автобусе  – штраф от 5 до 15 МРОТ либо арест до 15 суток.

  Гражданское право.

 Регулирует имущественные  и связанные с ними неимущественные отношения. Особенность их в том , что они основаны на равенстве , автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право – многосоставная отрасль права. Ее содержанием охватываются такие подотрасли , как  авторское , наследственное , изобретательское и другие.

 Главный источник – Гражданский кодекс РФ ( ГКРФ ).

 Участники : государство ,  юридические лица ( предприятия , организации ) , физические лица ( граждане)

Вопрос : какие важнейшие условия возникновения гражданских правовых отношений ? –гражданская правоспособность – приобретается от рождения , естественные и неотчуждаемые гражданские личные права ( собственность , жизнь , честь , достоинство ).

 Гражданская дееспособность – способность своими действиями осуществлять гражданские ( личные ) права , брать на себя определенные обязанности и выполнять их. ( с каких лет приобретается дееспособность : частичная , в полном объеме ?).

 Имущественные отношения возникают по поводу материальных благ и подразделяются на 2 группы : 1) вещные – владение , пользование , распоряжение имуществом ). 2) обязательственные –фиксируют  переход материальных благ от одного лица к другому. Рассмотрим пример в учебнике по поводу квартиры. Личные неимущественные отношения возникают по поводу использования  нематериальных благ , также связаны с имуществом. Например : право авторства ( стихи ) – возможность за публикацию получить  материальное вознаграждение , но , право на деловую репутацию , личную тайну и т. д.

 Юридическим основанием возникновения гражданско – правовых отношений являются сделки. Сделки – действия физических и юридических лиц , направленные на установление , изменение или прекращение определенных прав и обязанностей. ( купля – продажа ). Существуют сделки односторонние (доверенность , завещание ) многосторонние. Вид сделки , где участвует 2 и более сторон называется договором (аренда , банковский кредит ). Существуют внедоговорные обязательства , они вытекают из противоправных действий – причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности другого. Причинитель обязан возместить пострадавшему убытки : аналогичную вещь , стоимость ремонта , затраты на лечение ,т. е. компенсировать причиненный материальный и моральный ущерб.

 Учащиеся выполняют  тестовые задания на закрепление изученного материала.

 Трудовое право.

 Регулирует отношения между работодателем и работником , основанные на трудовом договоре. Что вытекает из этого определения :

 1) нормы трудового права регулируют отношения между людьми в процессе трудовой деятельности ;

 2) участники отношений : а) работодатель ( наниматель ) б) наемный работник ;

 3) основание возникновения трудовых отношений – трудовой договор.

 Работодатели : государственные и муниципальные предприятия ; коммерческие и некоммерческие организации ; отдельные граждане. Источник трудового права – Трудовой кодекс РФ –ТКРФ.

 Работник – лицо , достигшее 16 лет. Если работник и работодатель нашли взаимопонимание , они заключают трудовой договор – комплекс условий , определяющий права и обязанности сторон. Учащиеся приводят примеры. Дальше рассказывают о коллективном договоре ,о продолжительности рабочей недели и о особенностях трудового законодательства для несовершеннолетних граждан.

 Работодатель , подписав договор , берет обязательства  оплачивать труд и создать условия труда. Работник – выполнение работы , соблюдение техники безопасности и правил внутреннего распорядка. Соблюдение в процессе труда этих обязанностей составляет дисциплину труда. Нарушение дисциплины труда – дисциплинарный проступок – прогул ,брак, работа без спец одежды влечет дисциплинарную ответственность –взыскание , замечание ,выговор ,увольнение. Добросовестный труд поощряется грамотой , премией и т. д.

 Задание : в конце № 28 документ « Из Трудового кодекса РФ»  ст. 57. Учащиеся выполняют вопросы и задания к документу.

Итоги урока. Рефлексия.

В каких случаях полученные знания пригодятся на практике ?  Какой минимум правовых знаний должен быть у каждого человека? От каких бед это может уберечь? Необходимо знать Конституцию РФ , содержание наиболее важных федеральных законов, быть в курсе новых принятых актов. Знание правовой информации делает человека социально защищенным, обеспечивает его правовую безопасность, помогает противостоять произволу других лиц. Важно знать границы допустимого и должного ( с точки зрения права поведения ). В конце № 28 в рубрике «Мысли мудрых» помещено высказывание Гераклита. Как вы понимаете смысл высказывания? С какими положениями урока оно может быть связано?  

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ