Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные принципы конституционного устройства Российской Федерации

Овчинникова Ирода Рахматовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ПГиАII Санкт-Петербурга

Класс: 10

Организационный момент:  1.Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Ознакомление с темой урока.

Время проведения: 45  минут

Цель занятия: сформировать у учащихся представление об основах государственности, выявить и определить основные конституционные принципы, которые определяют демократическое состояние общества и государства в целом.

Виды деятельности (элементы содержания и контроль):

  1. Формировать у учащихся умений систематизировать и определять тип демократического государства (используя формы государства) и конституционный строй
  2. Изучать I главу Конституции РФ и уметь формулировать основные принципы конституционного строя (работа группами)
  3. Укреплять осознанное восприятие Конституции РФ и уважение к Основному закону страны, используя содержание параграфа учебника, Конституции РФ.

Универсальные учебные действия на уроке:

  1. Личностные действия – позволяют гимназистам осмыслить значимость демократического государства, его основные конституционные принципы, увязывая их с реалиями современного развития России. Помогают сориентироваться в правовых нормах, связанных с конституционным устройством РФ и выработать свою жизненную позицию в этом вопросе.
  2. Регулятивные действия – предоставляют возможность управлять познавательной и учебной деятельностью учащихся, посредством постановки целей урока, контроля в ходе урока (оценка групп), в работе с I главой Конституции РФ, по выявлению основных принципов конституционного строя. Последовательный переход к саморегуляции в деятельности учащихся на уроке, обеспечит им базу будущего профессионального обучения.
  3. Познавательные действия – включают действия исследования, поиска, отбора информации о проявлении демократических принципов в формировании представительной власти в РФ, Украине, Египте (выдержки из телерепортажа Центральных СМИ). Структуирование найденного материала и решение поставленных задач поможет учащимся определить свои познавательные действия.
  4. Коммуникативные действия – демонстрация сотрудничества «учитель – ученики» и «ученик – ученик» как ничто другое выявляют умения слушать партнера, согласовывать и выполнять совместную деятельность (в группах). Здесь присутствует и распределение ролей, и взаимный контроль, и дискуссия. Ученики правильно выражают свои мысли, уважают в общении друг друга, ищут совместное решение, поддерживая друг друга.

Все это, в итоге создает:

  • возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков
  • формирует умение учиться

Ход урока:

  1. Учащиеся записывают план урока .

Здесь заканчивается текст второго слайда.(Слайд 3)

2. Учащимся представляются материалы СМИ  для просмотра и определения в них характерных черт конституционного строя таких государств как Египет, Россия, Украина

Здесь заканчивается текст третьего слайда.(Слайд 4)

3.Опираясь на просмотренный материал СМИ и знания предыдущих уроков, учащиеся формируют систему критериев, относящихся к понятию « Конституционный строй» и записывают их в тетради.

Здесь заканчивается текст четвертого  слайда.(Слайд5)

4. Внимание учащихся концентрируется на вопросе «Каковы формы государства?». Дети должны определить три основных алгоритма этого понятия.

Опираясь на схему «Формы государства» , учащиеся определяют и записывают в своих конспектах тип демократического государства России.

 

Форма государства - указывает, как организованно и функционирует государство

Территориально-государственное устройство:                      Политический режим:                                   Форма правления:

Унитарное государство Тоталитарный режим Монархия:

Федеративное государство Авторитарный режим Абсолютная

Конфедеративное государство Демократический режим                                        Дуалистическая

Парламентская

Республика:

Президентская

Парламентская

Смешанная

Здесь заканчивается текст пятого слайда. (Слайд 6)

5. Обращаясь к учебному пособию «Право», ученики находят и дают понятие конституционному строю. Учитель обращает внимание на то, что основы конституционного строя действуют при реализации главных принципов

Здесь заканчивается текст шестого слайда.(Слайд 6,7,8,9,10,11,12)

6. Класс делиться на 5-6 групп, которые начинают работать с основным источником – Конституция РФ. Цель – выявление основных принципов конституционного строя РФ. Каждая группа декларирует найденный принцип и объясняет его действия на основе статей Конституции РФ.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда.(Слайд 13)

7. В результате исследования, подводиться итоги, которые демонстрируются и на основных слайдах презентации. Далее, ученики обращаются к учебному пособию, где находится таблица «Принципы конституционного строя РФ» и утверждают свои полученные новые знания.

 

 

Подведение итогов урока:

В качестве укрепления и подтверждения полученных знаний о принципах конституционного строя РФ, учащиеся получают раздаточный материал в формате ЕГЭ: 2 задания блока А, 1 задание блока Б и 1 задание блока С. Задания прилагаются.

 

Домашнее задание: параграф №19,стр. 129-134; вопрос №2 (письменно).

 

Источники литературы:

  1. Конституция РФ
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.
  3. «Право» 10-11 классы, профильный уровень, П.А.Баранов, А.В.Воронцов, К.С.Романов, Москва, «Вента-Граф», 2010 г.
  4. Интернет-ресурс.

 

Ответы к тесту:

А1.    1

А2.     1

В1.     А1 ;  Б2;    В1;    Г4;   Д4;   Е3

С1. 1 часть вопроса:  Законодательный орган республики не имеет права утвердить данный законопроект.

2 часть вопроса: Существуют принципы федерализма:

- целостность государства РФ;

- единство экономического пространства.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ