Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические технологии в системе инклюзивного образования
в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

(легкая степень умственной отсталости)

Власова Виктория Валерьевна,
учитель технологии;
Маркелова Елена Михайловна
,
учитель русского языка
ГБОУ школы №502
Кировского района Санкт-Петербурга

Мы, учителя  школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости), не можем стоять в стороне от проблемы инклюзивного образования, которая актуальна и сложна для сегодняшнего времени.

          Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь      возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.

Сейчас считается, что обучающиеся, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Такие  школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

 Реализация инклюзивного обучения  для учащихся с умственной отсталостью  на данный момент времени затруднена в связи с отсутствием специально подготовленных кадров и условий образовательного процесса в массовой школе. А также отсутствием служб сопровождения, которые  должны помочь создать и  пройти ребенку индивидуальный образовательный маршрут и  нивелироватьасоциальное поведение ряда учащихся, связанное с психофизическим развитием данного контингента обучающихся.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами инклюзивного образования:

·        ценность человека не зависит от его способностей и достижений

·        каждый человек способен чувствовать и думать

·        каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

·        все люди нуждаются друг в друге         

и используем традиционные и инновационные  формы и методы работы в  урочной и внеурочной   деятельности.                   

В нашем образовательном учреждении обучающиеся овладевают знаниями и приобретают навыки по профессиям швеи, слесаря и столяра. Результатом полученных знаний и умений являются итоговая аттестация в 9 классе, профессиональные  конкурсы: внутришкольные, районные для всех видов образовательных учреждений и городская региональная олимпиада для коррекционных школ. Для реализации программ профессионального обучения мы широко используем метод творческого проектирования, который помогает развивать познавательную активность обучающихся, творческие способности, получать элементарные знания по экономике и технологии производства, совершенствовать навыки поисковой деятельности, используя возможности сети  Интернет, обогащать словарный запас и педагогические мастерские как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

    В 9 классе проводилась педмастерская  «Моя будущая профессия», целью, которой было помочь детям выявить интерес, способности и возможность к определённому виду профессиональной деятельности. Работая в группах,  дети перечисляли  знакомые им профессии, указывали их плюсы и минусы. Однако, выбирая специальность  для себя, многие не осознавали своих реальных возможностей в получении некоторых профессий, например: врача, учителя, военного. Поэтому задачей педмастерской  было в необидной форме объяснить  невозможность овладения  ими  и направить интересы детей к доступным для них профессиям.

Подготовка к каждому проекту  по технологии проходит в тесном сотрудничестве с учителями русского языка, так как наши обучающиеся в силу особенностей своего развития  затрудняются в понимании устной и письменной инструкции, нуждаются в дополнительном объяснении  лексического значения и правописания  профессиональных терминов.

Количество учащихся, работающих над проектом может быть разное:

·        один человек 

·         группа (2-4 человека)

·         класс

·        школьный коллектив.

Хотим представить вашему вниманию наиболее интересные и актуальные проекты.

Каждый год, готовясь к последнему звонку, девятиклассницы решают важный для себя вопрос о выпускном наряде: приобрести  его в магазине или сшить самим. Особенно это актуально для девочек из детского дома, у которых нет возможности купить красивое. дорогое платье, а есть желание и умение  сшить его самим в школьной мастерской.

Вместе с учителем технологии они берутся за  дело, которое начинается с осознания  проблемы и выливается в создание проекта «Выпускной наряд». Уже на первом этапе работы  над проектом к ним  присоединяется учитель русского языка, он  помогает письменно стилистически верно  оформить  проблемную ситуацию в форме сочинения. Учитель технологии оказывает помощь  девятикласснице в выборе выпускного наряда, предлагая журналы мод, знакомя с историей костюма, стимулируя поиск выпускных моделей  в сети Интернет.

 Когда ученица определилась с выбором модели, ткани, отделочных материалов, был произведен расчет себестоимости изделия, построены чертежи, изготовлены  выкройки, разработана технологическая карта пошива.

 Платье было сшито в романтическом стиле и  напоминало  выпускные платья довоенной поры. А так как защита творческого проекта проходила накануне 9 мая, то в нее  были включены стихи о начале войны.

Вместе с учителем русского языка были выбраны  и подготовлены к выразительному чтению  стихи  С.Щипачева

         Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Это нашло большой эмоциональный отклик  среди присутствующих. Работа ученицы была высоко оценена школьным жюри.

Особенно душевно  в школе прошла защита общешкольного проекта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя  МАТЬ! », приуроченного ко «Дню матери. За этот проект с большим желанием взялись не только дети, имеющие любимых и любящих матерей, но и воспитанники детского дома. При постановке цели участникам проекта объяснялось, что на каком бы языке не звучало слово «мама», мы всегда поймем, о ком идет речь. Ведь для людей всех народов это самое святое, самое дорогое и самое первое слово. Каждая  мать желает своему ребенку  добра и мира и всегда стоит на их защите, против разжигания войн и национальной вражды.

Задачей 9 класса  было найти критерии, которые объясняют и показывают вечность прославления матери у всех народов мира. Проводя исследовательскую деятельность, обучающиеся пользовались  Интернет-ресурсами, материалами школьной  библиотеки.  Находили  и учили  стихи о матери поэтов разных народов. Брали  интервью, беседовали  с близкими, создали фотовыставку «Святая материнская любовь».

 Итогом  творческой  деятельности обучающихся было создание презентации, чтение стихов. Девятиклассники   донесли до ровесников основной  вывод своей исследовательской деятельности: «Есть такая миссия на земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться  с любыми напастями, защищая огонёк новой жизни, вводить маленького человека в мир и помогать ему сделать там первые шаги».

Для учащихся 5-8 классов была поставлена задача сделать своими руками подарки для мам:

·        5 класс – выжигают  рисунок  на разделочной доске, шьют мешочки для хранения сухих продуктов

·        6 класс – делают деревянные лопатки, шьют полотенца для кухни

·        7 класс – металлические совки для мусора, наборы прихваток

·        8 класс -  табуретки, фартуки для кухни

Работа выполнялась с большим интересом и желанием. Защищая свои проекты, дети проявили творчество. Они рассказывали о том, что узнали, работая над проектом, а именно: русском народном творчестве, быте русской деревне, роли женщины в историческом прошлом. Представление изготовленных изделий проходило в  театрально-игровой форме. Похвальные отзывы о результатах проектной деятельности, полученные от родителей, подтвердили значимость профессиональной подготовки школьников в их дальнейшей  социализации.

         Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья способствует и проект «Мы разные, мы равные», посвященный Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи. Обучающимся  школы эта тема особенно интересна, так как многие из них занимаются в спортивных кружках нашего образовательного учреждения и мечтают стать олимпийцами. А учитель нашей школы, побывавший на Паралимпийских  играх в Сочи, ощутил на себе и донес до обучающихся  жизненность лозунга: «Мы разные, мы равные».

Одной из интересных и любимых форм работы для учащихся с ОВЗ являются конкурсы (тематические и по предметам). Традиционным  среди старшеклассников  нашей школы  стал «Праздник труда». Ему всегда  сопутствует выставка творческих работ воспитанников. Конкурс  проходит ярко и интересно. На  нем дети соревнуются в выполнении трудовых заданий по изучаемым профессиям и профессиям, с которыми они знакомятся на уроках социально бытовой ориентировки. Во время выполнения заданий участники конкурса демонстрируют знания терминологии и навыки  правописания письменных инструкций при  решении  кроссвордов, работе с деформированным текстом,  составлении рецептов. Итогом праздника является выбор лучшего по профессии и показ мод, демонстрация изготовленных в трудовых мастерских изделий, создателями которых являются и девочки, и мальчики.Маленькая победа ученика - это ступень к достижению главной цели, к осознанию себя полноценным членом общества.

Несмотря на разницу в стартовых условиях образовательного процесса,  обучающиеся в школах VIIIвида  способны конкурировать с учащимися массовых школ в конкурсах профессионального мастерства, так как уроки технологии (трудового обучения) являются основными в коррекционных школах VIII  вида.

Ежегодно наши учащиеся  принимают участие и занимают призовые места в районных конкурсах детского творчества среди школ всех видов, демонстрируя свои профессиональные навыки по столярному делу (табуретки, садовые скамьи, санки, скворечники), слесарному делу (металлические совки, изделия из металлоконструктора), швейному делу (постельное белье, наборы для кухни, одежда, летние головные уборы, сумки).

В конкурсе «Юный портняжка» среди всех образовательных учреждений района, который проходит один раз в 2 года, участвовали обучающиеся нашей школы. Они представляли выполненные в трудовых мастерских под руководством учителя технологии  лучшие работы, качество которых было высоко оценено профессиональным жюри. Представление своих работ обучающиеся готовили с учителем русского языка, описывая их в прозе, стихах, совместно составленных загадках. Постоянная работа над развитием и культурой устной и письменной  речи помогла нашим воспитанникам  быть практически на одном уровне с учащимися массовых школ.  Изделия всех обучающихся были отмечены дипломами и памятными подарками. А театральный костюм «Российский Дед Мороз» завоевал супер приз конкурса.

Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в Региональной олимпиаде по технологии.   Она  включает в себя представление творческого проекта, а не защиту, как это делается на Олимпиадах для массовых образовательных учреждений,   и оценку качества выполненной работы. Для определения участников Олимпиады в нашей школе проходит конкурс «Мир профессий и твоё место в нём». Вместе с учителем технологии учащиеся выбирают тему проекта, составляют технологические карты, изготавливают изделие. На уроках русского языка учащиеся описывают проблемную ситуацию (сочинение), письменно оформляют результаты исследовательской деятельности, учатся брать интервью, оформлять свою работу, используя информационно-компьютерные технологии.

Участие в конкурсах способствует не только развитию профессиональных навыков, умению ориентироваться в социальном пространстве, но и найти свое место в современном обществе, а такжеспособствует развитию таких важных личных качеств обучающихся как: социальная компетентность, навыки решения проблемы, независимость, уверенность и самоуважение.

Прослеживая результаты конкурсов, можно сделать вывод, что обучающиеся с  особыми образовательными потребностями способны конкурировать с учащимися массовых школ по сложности выполняемых изделий на  уроках технологии (трудового обучения).

В заключение можно сказать, чтов условиях инклюзивного образованиявышеизложенные формы и методы работы с учащимися с ОВЗ, позволяют помочь адаптироваться в современном обществе и найти свое место в нем.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ