Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Технология «портфолио» - система инновационной
оценки индивидуальных достижений ученика

Свиточ Ирина Гурьевна,
учитель ГБОУ СОШ №188 с углубленным
изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

- Во взрослой жизни мы своих учеников желаем видеть здоровыми, успешными и уважаемыми людьми.

- А какой человек добивается успеха и  уважения окружающих?

- Я думаю, это тот, кто занимается своим любимым делом, тем делом, которое приносит и доход, и радость жизни.

- Какими качествами обладают успешные люди?

- Целеустремлённостью,  самостоятельностью,  уверенностью,  упорством  и настойчивостью,  ответственностью  за свои дела и поступки, профессионализмом  и порядочностью.

- Мне очень хотелось, (и вы со мной, надеюсь, согласитесь) чтобы всеми этими качествами  обладал каждый из наших учеников.       

         Правительство РФ разработало Концепцию модернизации российского образования на период  с  2003 по 2010 год, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение - это такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.

         По данным центра социально-профессионального определения, 75 % старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 % профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18  % - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 % вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно.

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
         Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы

Именно «портфолио», как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребёнку в расстановке приоритетов.  

 

Портфолиов переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Портфолио — это дневник достижений  ученика.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

 

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

·         стимулировать учебную мотивацию школьников: развивать познавательные интересы учащихся и их стремление к самостоятельному познанию мира;

·         создать ситуацию успеха для каждого ученика. При этом повышается самооценка ребенка и уверенность в своих возможностях;

·         развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·         формировать умения анализировать свои интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (саморефлексия);

·         формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

·         формировать умения творческой деятельности;

·         создавать условия для формирования позитивных моральных и нравственных качеств личности, для формирования жизненных идеалов.

 

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важнейшим элементом практико – ориентированного подхода к образованию.

·         Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

·         Основной смысл портфолио: «Покажи все, на что ты способен».

         Ценность «портфолио» заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

         Важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

 

 

 

Структура комплексного портфолио содержит следующие разделы:

«Портфолио» ученика, представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделы (общая информация, официальные документы, творческие работы, отзывы, рекомендации), внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае.

 

Существуют различные варианты формирования разделов «портфолио», но мы хотим предложить вашему вниманию наш вариант составления «портфолио» для учащихся начальной школы.

Первый разделпортфолио:  «Познакомьтесь со мной»

И  представляет собой знакомство с личностью ученика, позволяет  составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах.

Здесь  присутствуют  следующие разделы:

·         мое имя  

·          портрет                              

·          семья + родословная

·          Мои друзья

·          город + Мой маршрут «Дом – школа»+ Мой адрес +    история моей улицы.

·         Мои увлечения(хобби, интересы, кружки, посещаемые ребенком). 

·          Мои учителя.  Школьные предметы (русский язык, литературное чтение, математика, английский язык, окружающий мир,  музыка).  В этом разделе помещаются различные работы ученика. Так моя ученица Гаврилова Ксения поместила в этой рубрике свои доклады, сообщения, рисунки, сочинения, собственные стихотворения.

 

·         «Моя общественная жизнь».  Здесьребёнок отображает свои поручения, обязанности в классе, благодарности, поощрения, выполненную разовую  работу в школе, фотографии, отзывы и т. д.)

Второй раздел  портфолио «Мои успехи»:

·         Первая рубрика данного раздела: «Мои достижения» ( это благодарности, дипломы, благодарственные письма, выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год), например, удачная контрольная работа. 

 

·          Далее следует«Мое творчество»: Оно отображается в фотографиях поделок,  рисунках и других творческих  работах учащихся ( стихи, сказки и т. д.)

·          «Наши праздники» Это творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх, которые проходили у нас в классе.

 

·         Здесь же«Мои впечатления» об экскурсиях, различных внеклассных  мероприятиях и т. д.)

·         В этот же раздел  могут быть включены так же такие рубрики, как«Книги, которые я прочитал»(отзывы о прочитанных книгах).

·         Мои анкеты, тесты.

·          "Моя помощь по дому»

·          "Здоровый образ жизни ".

 

Третий раздел  «портфолио»: Отзывы и пожелания:   Его основные рубрики:

·          «Мои цели»

·         « Я на лестнице успеха»

·         «Самооценка моей деятельности за год», т.е. осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости, а так же отзывы о ребенке классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, их рекомендации.

 

Четвёртый  раздел «портфолио»- «Работы, которыми я горжусь». Они демонстрируют индивидуальный прогресс ученика от начала к середине и в конце учебного года.

Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь».

 

В процессе работы с портфолио происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 

В данной методике  велика  роль  помощи родителей и учителя.

         Когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эта помощь  сводится  к минимуму. Самое главное заинтересовать и поддерживать этот интерес, постоянно стимулировать ребёнкак сбору материалов по той или иной теме, обсуждать  с ним различные способы  демонстрации  своих достижений, давать рекомендации, советы  по оформлению.  Стараться, с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.  

 

         Очень важно  родителям  и учителю  проявлять искреннийинтерес к помещаемым в портфолио работам, не оставлять  без внимания деятельность ребенка по его формированию, всячески поощрять его активность.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ