Коллективные способы обучения
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №68
Калининского района Санкт-Петербурга.
Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия: • впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах; • была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы; • впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это — при лидирующей роли учителя. К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный официальными партийно-государственными постановлениями. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества учеников в классах, поэтому есть смысл обраиться к работам А.Г. Ривина для разработки методов и приемов обучения в классах большой наполняемости. Одна из востребованных форм работы в современных методиках, это работа в парах.
Общие правила организации парной работы:
Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;
Разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия.
Детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь.
При оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества)
Перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.
Золотые правила при организации парной работы:
Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
- Не наказывать лишением работы в паре.
Парную работу можно строить в трёх видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;
- динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Виды работы в парах
Раскроем виды работы в парах, используемые при работе по основным методикам на коллективных учебных занятиях.
Восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке;
Интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение, оценки других авторов
Задавать вопросы.
Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.
Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не изучал. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. Научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств и т.д. Необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события.
- Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале.
- Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.
- Обучать нужно малыми порциями. «Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться в том, что фрагмент понятен «ученику», перейти к следующему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной базе // Начальная школа. – 1993. – №4. – С. 57–59.
2. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. – №1. – С. 17–24.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение 1991. – 192 с.
4. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. – 1990. – №1. – С. 4–7.
5. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. – №10–11. – С. 34–35.
6. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах неизменного состава // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 47–53.