Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игровые технологии на уроках экономики в школе

Соппа Ольга Валерьевна,
ГБОУ лицей № 572
Невского района Санкт- Петербурга

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

В Словаре русского языка прочтем, что «игра – тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности».

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Опыт преподавания экономики в лицее показал, что учащиеся, поступающие сюда, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; в лицей они приходят с низким уровнем сформированности общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций усваивается учащимися слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы - введение в учебный процесс игровых элементов – с первых уроков, постепенно усложняя игровые приемы и методы обучения.

Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы, КВН и др.

Ребус- изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.

Кроссворд представляет собой симметричную сетку; он включает в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность учащимся повторить пройденный материал. Разновидностью кроссворда может быть т.н. «Лабиринт». Основное правило его заполнения – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.

Для закрепления темы урока или части темы программы, усвоения понятийного аппарата терминов и категорий можно использовать т.н. «короткие игры»: тематические викторины, «Домино», «Лото», «Угадайка», а также кроссворды, чайнворды, филфорды и т.п.

Суть интеллектуальных игр «Домино», «Лото» заключается в том, что к какому-то определению, понятию, вопросу необходимо подобрать из предложенных вариантов правильное значение (ответ).

Филфорды являются разновидностью кроссвордов; они представляют собой набор букв, которые необходимо сгруппировать таким образом, чтобы получились слова по определенной тематике.

В интеллектуальной игре «Викторина» реализуется умение учащихся мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. Суть игры: «Вопрос – ответ». Отличие игр «Правда ли?», «Угадайка» от викторин заключается в том, что в них содержатся «закрытые» вопросы (требующие ответа: «да», «нет»; «правда», «неправда»; «верно», «неверно»…).

Интеллектуальные игры-конкурсы, КВН, имеют более сложную структуру, включают, как правило, разнообразные задания и требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся.

Особое значение в профессиональном образовании имеют деловые (ситуационные, имитационно-ролевые) игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.

Их использование возможно тогда, когда обучающиеся уже приобрели необходимые знания, умения, навыки аналитической, профессиональной деятельности. Поэтому такие игры проводятся на завершающем этапе обучения.

Интеллектуальная игра «Крестики - нолики» представляет собой викторину из 9 вопросов. Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. При этом делать это необходимо быстро, всего за 30 с. Такая форма игры одинаково подходит и старшеклассникам и ученикам средней школы.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

Приложение 1. Пример деловой игры.

Игра «Ограниченный ресурс»

Материал для игры.

Для каждой команды подготовьте два листа бумаги формата А4, набор шаблонов из картона: круг (диаметром 2 см), квадрат (сторона 2,5 см) и треугольник (сторона 2,5 см), ножницы.

Описание игры (I этап)

  • Класс (группу) разделите на команды по 2 - 3 человека.

  • Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.

  • Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара. Для это, команды должны "раскроить" лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно). У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник).

  • Победитель - команда, которая "произведёт" наибольшее количество наборов за два этапа.

  • Внимание:

  • Время "производства" ограниченно и равно трем минутам.

  • Работа прекращается по сигналу "Стоп".

  • После окончания "производства" команды или учитель считают количества наборов.

  • Информация выписывается на доске.

Описание игры (II этап)

  • Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались "лишние" заготовки или осталось место, где можно выкроить ещё 1 - 2 заготовки.

  • Выпишите данные о "лишних" заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации?

  • Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена.

  • Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.

  • После переговоров объявите этап производства (3 минуты).

  • После "производства" раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.

  • Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.

  • Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.

  • Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе.

  • Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.

  • Переходите к обсуждению игры.

  • Вопросы для обсуждения игры "Ограниченный ресурс"

  1. В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно многонаборов? Если "да", то в каком случае? Если "нет", то почему? Обсудите вопрос ограниченности ресурсов. Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограниченны?

  2. На втором этапе некоторые команды производили заготовки только одного, двух видов. Почему? Как назвать их действия с точки зрения экономической науки. Обсудите понятия специализации и разделения труда.

  3. У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства) У какой команды их меньше? Поговорите об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами?

  4. Можно ли решить проблему "лишних" заготовок? Предположим, осталось четыре "лишние" одинаковые заготовки. Какова их альтернативная стоимость?

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ