Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности использования электронных
учебно-методических комплексов в образовательном процессе

 
Долгова Юлия Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ 264
Кировского района Санкт-Петербурга.
 
     Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы учащихся, становится особенно актуальным. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель развития указанных технологий – возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель их развития  – это  возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В связи с этим актуальным является вопрос применения указанных  технологий также и в системе образования на всех его уровнях.
     Изучив материалы, содержащие требования к современным электронным учебно-методическим комплексам и их назначению, можно сказать, что ЭУМК представляет собой  программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности и информационной открытости процедур оценки знаний. Также ЭУМ комплексы рассматриваются как электронные версии учебно-методических материалов, включающие традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине  и электронные учебно-методические комплексы по специальности или направлению. Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы курсов  и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации учащимся  по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы. Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у учащихся, познавательную и творческую  активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес учащихся  к преподаваемому предмету. Преподаватель получает  возможность быстрого и объективного анализа знаний учеников, при оценке которых полностью исключается его субъективное к ним отношение.
     Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине. Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.
     Безусловными достоинствами электронных учебно-методических комплексов являются разнообразие их форм, предполагающие применение аудио-, видео- и  графической информации, включая  схемы, чертежи и рисунки; дифференциация обучения, которая заключается в разделении заданий по уровню сложности, с учетом индивидуальных особенностей обучаемого; интенсификация самостоятельной работы учащихся, направленная на  усиление деятельности самообучения, самоконтроля и самооценки;  повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы и  возможности включения в урок  игровых моментов различного уровня сложности;  своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.
     Несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют также и проблемы, которые возникают как в ходе подготовки к урокам с их применением, так и во время  проведения самих уроков. К основным трудностям можно отнести недостаточную оснащенность рабочих кабинетов в школах и  недостаточную компьютерную грамотность некоторых преподавателей и учащихся; сложности в интеграции информационно-компьютерных технологий  в поурочную структуру занятий; недостаточную мотивацию к работе у учеников и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п., а также нехватку доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.
     Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться учащимся  на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Очевидно, что часто возникающие сбои в сети могут привести к срыву запланированных занятий или мероприятий образовательного характера, и поэтому,  учитель всегда должен быть готов к последствиям подобных накладок и иметь в запасе иные способы и формы подачи материала, которые бы минимализировали негативные последствия, связанные с  неисправностями используемых технических  средств.  Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Регулярно проводимый анализ содержания электронно-образовательных ресурсов  и  консультации с педагогами, использующими  ЭОР в своей повседневной практике показывают, что за последнее время качество материала и разнообразие форм предлагаемых  в ЭОР заданий значительно выросло, а электронные учебники используются учителями как при проведении классных  занятий, так и для самостоятельной работы учащихся.
     Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задания ориентированные на самообразование и чтение дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность, контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность.    
     В рамках отдельно взятого образовательного учреждения, своевременный анализ  содержания  существующих электронно-образовательных ресурсов, проведенный силами педагогического коллектива,  может послужить основой для создания библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов, использование которых в дальнейшем, будет  направлено на повышение эффективности общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
 
Список литературы:
1.Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст]
2. А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.
 
 
 
 
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ