Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии «Образ и мысль» для развития речи младших школьников

Черкасова Лариса Боросовна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Развитие речи является важной составляющей уроков русского языка, так как хорошо поставленная речь – это основа умственной деятельности и средство коммуникации. Лучшие педагоги и методисты говорили и говорят о необходимости развивать речь ребёнка, указывая на огромное значение развития речи в формировании мыслительной деятельности ребёнка и, как следствие, в дальнейшем обучении. Не понимая смысла слов невозможно обучаться. Таким образом, развитие речи ребёнка становится одним из важнейших показателей общего развития личности наряду с нравственным, духовным и интеллектуальным развитием. Умение говорить является основой любой деятельности человека. Хорошая грамотная речь позволяет достигать успехов в учёбе.
Работа по развитию речи должна начинается ещё в дошкольном возрасте. В начальной школе, а затем и в основной, она приобретает системный характер, ведь учебная деятельность становится для ребёнка основной. Научить ребёнка ясно и правильно излагать мысли и выражать эмоции, развить умение общаться – одна из сложнейших задач учителя, требующих напряжённого труда.
Работа над устной речью в начальной школе ведётся с периода обучения грамоте. Учитель следит за содержанием, выбором слова, грамотным построением и оформлением предложений. Уже в букварный период важно использовать небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, проводить поэтические минутки, которые позволяют отрабатывать технику чтения, выразительность, развивать творческое воображение.
Мне очень помогает развивать устную речь программа «Образ и мысль». Я работаю по этой программе с 1997 года. Образовательная программа «Образ и мысль» представляет из себя технологию организации деятельности детей, связанной с рассмотрением и обсуждением произведений изобразительного искусства. Это российская версия американской программы «Стратегии визуального мышления», которая прошла 3-летний эксперимент в российской школе. В нем принимали участие учёные и методисты Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства и искусствоведы и психологи Государственного Русского музея и Эрмитажа.
Уважаемые коллеги, наверное, вы все со мной согласитесь, что на уроках всегда не хватает времени, чтобы спросить всех детей -  дать возможность высказать свою точку зрения. Такая возможность появилась у меня на занятиях по программе «Образ и мысль».
Цель этой программы – развитие визуального мышления учащихся. Программа решает такие педагогические задачи, как знакомство детей с искусством разных времен и народов, обучение их внимательному рассматриванию картины, навыку видеть её смысл, идею, формирование у детей собственного отношения к искусству, развитие критического мышления, способности обосновывать свое мнение и понимать другие позиции, развитие речи, коммуникативных способностей, а как следствие - возрастает уверенность в себе.
Этот курс полностью соответствует требованиям ФГОС, которые главной целью ставят развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей ребенка, их интересов и мотивов.
Предметом программы «Образ и мысль» являются не произведения искусства, и личность ребёнка, которая развивается в процессе общения с искусством. 
Я провожу эти занятия во время внеурочной деятельности.
На этих занятиях дети не получают никакой информации о картинах от учителя, а всю информацию получают из самих произведений искусства. Поэтому картины специально подобраны.
Занятия проходят в форме дискуссии, таким образом это практическое занятие. Обсуждая картины, дети учатся доказывать свою точку зрения, выслушивать другие мнения. Они свободно спорят. Могут поменять свое мнение.  Дети убеждаются, что по поводу одного предмета может быть много мнений.
Учитель лишь перефразирует ответы детей, чтобы их речь стала грамотной и красивой. Таким образом ведётся работа по развитию речи.
Можно выделить следующие особенности занятий по технологии «Образ и мысли». Во-первых, содержание материала должно быть в занимательной форме, то есть занятие должно быть интересным для учеников и учителя. Во-вторых, на занятиях активно используются проблемные ситуации, учитель подталкивает детей тем, что, например, предлагает ученикам быть его глазами. В-третьих, деятельность на занятиях носит совместный характер. Учитель, например, признаётся, что не знает, как и ученики, и предлагает вместе разобраться. Или используется работа в группах, которая активизирует детей, например, через межгрупповые соревнования, когда разные группы видят разное. В-четвёртых, особенное внимание уделяется формированию у ребёнка собственного взгляда на изучаемые вопросы. Уже говорилось, что занятие проводится в форме дискуссии. Таким образом, одна из особенностей технологий также в том, что занятие организовано в диалоговой форме: учитель и ученик, группа и группа, ученик и ученик.
В начальной школе это, пожалуй, единственное занятие, на котором дети говорят свои мысли.
Занятия «Образ и мысль» кроме того, что развивают устную речь, учат внимательно разглядывать картины, задумываться над тем, что на них изображено, помогают писать сочинение по картине. Восприятие изображённого у детей разное. Например, при написании сочинения-описания картины А.Пластова «Первый снег» одни дети выделили ребят, стоящих на крыльце, а другие – первый снег. Поэтому и сочинения получились разные. Очень важно, что дети не боятся быть непонятыми. Они с удовольствием делятся своими впечатлениями, не боятся говорить и писать, что их удивило, поразило и т.д.
Конечно, надо учить детей писать сочинения и в то же время давать им больше свободы творчества. Уроки развития речи являются, наверное, одними из самых сложных предметов в начальной школе.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ