Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

SWOT-анализ профессиональных компетенций

Платонов Александр Викторович
Содержание
  1. Введение                                                                                         3
  2. SWOT-анализ                                                                                  5
  3. Заключение                                                                                     15
  4. Список литературы                                                                        17
  5. Приложения                                                                                    18
Введение
Как известно, состояние компании во многом зависит от того, насколько она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ).
 SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
 SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профессор K. Андрюс (Andrews) впервые публично озвучил акроним SWOT: Strengths (Cилы); Weaknesses (Слабости); Opportunities (Возможности); Threats (Угрозы).
С тех пор понятие SWOT-анализа стало известно в академических кругах и среди практиков.
 С 60-х годов прошлого века и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел «SWOT-анализ».
 Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Позднее SWOT-анализ стал использоваться в более широком приложении - для конструирования стратегий.
 С появлением SWOT-модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
 В результате выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная информация в рамках единой SWOT-модели.
 В 1965 году было предложена разработка технология использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии.
 В ряде подходов структурированная информация по каждому из направлений - силы, слабости, возможности, угрозы - оценивается количественными мерами, на основе которых с помощью функций полезности вычисляется потенциал изучаемого объекта по каждому направлению (подход, развиваемый в рамках Conjoint-анализа).
 В 1982 году профессор Хайнц Вайхрих (Heinz Weihrich) опубликовал работу, в которой предложил новый вид SWOT-модели. Свою SWOT-модель он назвал как TOWS-матрицу и рассматривал ее как концептуальную основу систематического анализа, который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации. Ученый предложил строить стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления заранее созданных списков внешних факторов с внутренними силами и слабостями. Он также указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью. Это должно было позволить отслеживать изменения конкурентной среды при построении стратегий.
 В последующем, в работах других исследователей эта модель называется как расширенная SWOT-модель, или как интегрированная SWOT-модель. Однако в большинстве работ по стратегическому планирования по-прежнему можно встретить термин «SWOT-анализ», хотя они используют модель Вайхриха.
 

 
SWOT-анализ
 

 
Внутренние точки опоры
И
С
П
О
Л
Ь
З
У
Е
М
S - сильные стороны
  • Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.
  • Оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
  • Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  • Умение ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
  • Умение осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
  • Умение строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
  • Умение планировать, проводить и анализировать уроки, определять цели и задачи, уроков, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
  • Умение вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования, внеурочную деятельность и общение младших школьников.
  • Умение планировать, проводить и анализировать внеклассные мероприятия
  • Выбор учебно-методических комплектов, разработка учебно-методических материалов (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
  • Создание в кабинете предметно-развивающую среду.
  • Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.
  • Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
W - слабые стороны
  •  Осуществление поиска, анализа  и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
  • Умение обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания, анализировать результаты работы с родителями, координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
  • Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
  • «Синдром гиперответственности», безотказность.
  • «Синдром отличника».
 
Р
А
З
В
И
В
А
Е
М
Внешние точки опоры
Д
Е
Л
А
Е
М
О – возможности
  • участие в сетевых семинарах, мастер-классах или конференции;
  • преподавание элективных курсов, кружков с учетом запросов учащихся, родителей, требований рынка труда, социальных ситуаций развития;
  • проведение различных мероприятий разных форм с взаимодействием родителей;
  • самообразование, саморазвитие;
  • тьютерство;
  • использование новых технологий, диагностик и мониторингов для выявления психолого-педагогических проблем, способов их решения и сопровождения детей.            
Т – угрозы
  • недостаточность в детальной проработке, понимания сути важности использования профессионально-личностных качеств и умений будущего педагога;
  • отсутствие четкого (целенаправленного) пути по профессионально-личностному саморазвитию для достижения высокого (эффективного) результата;
  • неуверенность в себе.
И
С
С
Л
Е
Д
У
Е
М
 
Ключевые проблемы личностно-профессионального развития (для программы саморазвития)
  1. Недостаточная развитость умения осознанно планировать повышение квалификации, умения самостоятельного выбора дальнейшего пути в профессиональной деятельности.
  2. Недостаточная развитость умения обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания, анализировать результаты работы с родителями, координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
  3. Проявление гиперответственности, отсутствие умения отказывать людям, при нежелании выполнять какой-либо вид деятельности.
 
Противоречия и ключевые проблемы личностно-профессионального развития, выявленные в ходе SWOT-анализа
  1. Между необходимостью планировать повышение квалификации, самостоятельного выбора дальнейшего пути в профессиональной деятельности и отсутствием осознанности в профессиональной деятельности.
  2. Между необходимостью обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания и отсутствием опыта работы с родителями младших школьников.
  3. Между необходимостью определения выполнения необходимых видов деятельности и проявлением гиперответственности и  отсутствием умения отказывать людям.
Стратегии личностно-профессионального саморазвития
 
  S – сильные стороны W – слабые стороны
Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности Знание и мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей Выявление положительных личностных качеств для профессиональной деятельности педагога, организаторские умения, социальная активность, гуманистическая направленность, любовь к детям, педагогическая заинтересованность, коммуникативные способности Умение осознанно планировать повышение квалификации, умения самостоятельного выбора дальнейшего пути в профессиональной деятельности Умение обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания, анализировать результаты работы с родителями, координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
 
«Синдром гиперответственности», «Синдром безотказность»,
«Синдром отличника»

 
О – возможности
 
Участие в сетевых семинарах, мастер-классах, НПК, вебинарах, конкурсах т.д. Самореализация, саморазвитие, импульс для дальнейшей педагогической деятельности Получение новых знаний, самоутверждение, обмен опытом, высокий уровень фундаментальных знаний Высокий уровень развития личностных качеств для проф. деятельности, Накопление личного опыта, поиск специалистов с целью консультации, повышении квалификации Участие в тренингах и семинарах, направленных на формирование психолого-педагогических техник необходимых для адресной работы с родителями, применение новых форм работы, приобретение знаний и умений работы с родителями Самоутверждение, посещение необходимых социально-психологических тренингов, курсов,мастер-классов
Преподавание элективных курсов, кружков с учетом запросов учащихся, родителей, требований рынка труда, социальных ситуаций развития Целеустремлённость, совершенствование и развитие педагогического мастерства Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному росту, возможность стать профессионалом своего дела Отработка и дальнейшее становление профессионального роста, педагогическая зрелость, приобретение опыта работы в преподавании кружков, курсов и профессиональных качеств, освоение новых профессиональных навыков через практическую деятельность Повышение квалификации, приобретение нового дополнительного образования Саморазвитие необходимых качеств и навыков благодаря изучению материалов и выполнению новых видов работ связанных с работой родителями, приобретение опыта работы с родителями через организацию для них кружков и курсов Совершенствование проф. качеств, изучение своих эмоционально-психических способностей через участие в мастер-классах, тренингах, конкурсах, творческого и проф. Мастерства, выполнение дела по душе
Проведение различных мероприятий разных форм с взаимодействием родителей Самоуверенность, целеполагание, педагогическое мастерство Творчество, мастерство, новаторский подход к профессиональной педагогической деятельности Новаторский подход, творческое решение, инновационные технологии, духовная и нравственная зрелость, человеколюбие, любовь к детям, взаимопонимание с родителями, приобретение опыта работы Приобретение пед.мастерства, уверенность в правильности выбранного педагогического пути, повышение квалификации через посещение мастер-классов, курсов, вебинаров и т.д. Возможность приобретения опыта работы с родителями через посещение курсов, методик, мастер-классов по организации и проведении различных мероприятий, знакомство с новыми формами взаимодействия учителя и родителей, налаживание контакта с родителями Повышение пед. мастерства, уверенность в себе
Т – угрозы
 
Отсутствие четкого (целенаправленного) пути по профессионально-личностному саморазвитию для достижения высокого (эффективного) результата Самоанализ, самокритика, самодиагностика, самоанализ Корректное установление взаимоотношений, педагогический такт Установление профессионально-личностных контактов (отношений) на эмоционально-положительном фоне, умение тактично найти подход к человеку Повышение своей профессиональной квалификации путём перенимания опыта, избегание конфликтных ситуаций, программы саморазвития Повышение опыта работы с родителями путем организации мероприятий взаимодействия учителя и родителей, самоанализ пед.деятельности Изучение психологических техник направленных на устранение собственных недостатков, составление и выполнение программы саморазвития, самообразование
Недостаточность в детальной проработке, понимания сути важности использования профессионально-личностных качеств и умений будущего педагога Самоанализ, самокритика, самодиагностика Затруднения в профессиональной сфере, колебания в профессионально-личностных качествах и умениях, необходимость использования самодиагностики, самоанализа Самокритика, самонаказание, стимулирование профессиональных личностных качеств с учётом применяемого диагностического инструментария, самоанализа Проведение семинаров с целью углубления профессиональных знаний, диагностические методы определения своей компетентности Диагностирование проблем в области знаний работы с родителями, стимулирование действий направленных на более глубокую проработку персональных качеств, личного опыта Самоутверждение через участие в различных конкурсах подтверждения своего пед.мастерства, посещение различных тренингов, курсов по повышению уверенности в себе, поддержка близких
Неуверенность в себе Самопрограммирование, планирование собственной пед. деятельности, саморегуляция, самопобуждение Уровень пед. деятельности ниже по сравнению с другими работниками, необходима поэтапная отработка пед. навыков согласно проф. деятельности. Самопрограммирование, саморегуляция, планирование собственной пед. деятельности, самопобуждение Посещение различных тренингов, курсов по повышению уверенности в себе, выступление на различных пед.советах, конференциях и т.д., самоутверждение через участие в различных конкурсах подтверждения своего пед.мастерства Планирование мероприятий по устранению своих недостатков, поддержка Самоутверждение через участие в различных конкурсах подтверждения своего пед.мастерства, посещение различных тренингов, курсов по повышению уверенности в себе, поддержка близких
 
 
 
Заключение
 
В заключение работы отметим следующее.
 SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S»и «W»относятся к состоянию компании, а «O»и «T»к внешнему окружению организации.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения
Неотъемлемыми частями SWOT-анализа можно назвать внутренний аудит компании и аудит внешней среды.
 В процессе проведения внешнего аудита оценивается привлекательность рынка и другие возможности и угрозы внешней среды.
 В процессе проведения внутреннего аудита компании оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес процессы, анализируется конкурентоспособность. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании.
 Логику проведения SWOT-анализа можно представить следующим образом.
 Для осуществления базового варианта SWOT-анализа необходимо сначала выбрать основные параметры, влияющие на развитие ситуации и/или ешность организации на рынке. Приоритетом служат ключевые факторы еха. Рассматриваем также основные возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию или рассматриваемую ситуацию.
 Оценивается представленность выделенных факторов в компании. Ориентиром для оценки работы компании по выделенным параметрам служат ожидания клиентов и достижения ближайших конкурентов и лидера рынка.
 Проводится оценка возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию.
Проводится анализ взаимовлияния возможностей и угроз окружающей среды и сильных и слабых сторон компании. Анализ регистрируется либо в описательной форме, либо в таблице.
 Ранжируются выявленные факторы по степени их важности и оформляются окончательные результаты анализа.
 
В ходе работы над второй главой был проведен SWOT-анализ ООО «Компьюлинк», который позволил выявить следующие сильные стороны его деятельности: уникальность отдельных предлагаемых компанией услуг; широкий перечень предлагаемых услуг; многовариантная оплата за оказанные услуги; внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество; высокий образовательный уровень персонала; деловая и профессиональная специализация; умение сотрудников работать в команде.
Слабыми сторонами деятельности предприятия являются: ограниченность в использовании рекламных средств в сбытовой политике; ценовая политика ориентирована в основном на крупные и средние фирмы; слабая диверсификация деятельности предприятия.
 

 

Список литературы.
 
  1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. // М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004 г.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. // М.: Гардарики, 2003 г.
  3. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен Н. Паблик рилейшнз: Теория и практика: Учебное пособие – 8-е изд. // М.: Изд. дом «Вильямс», 2003 г.
  4. Мараданова Э.У. «Организация работы с информацией с целью принятия управленческих решений» // Маркетинг и маркетинговые исследования, гл. ред. Скоробогатых И.И. - М.: Изд. дом Гребенникова, № 4 (70) июль 2007 г.
  5. Поршнева А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией: Учебник, 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2004 г.
  6. Advertology.ru
  7. Big.spb.ru
 
  
Приложение
Таблица 1. Матрица SWOT.
  возможности угрозы
сильные стороны СИВ СИУ
слабые стороны СЛВ СЛУ
 
В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы стратегического планирования. Информация для стратегического планирования представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов стратегического анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз.
Также, в процессе выполнения SWOT анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 2 – 4.
Таблица 2. Матрица возможностей.
вероятность использования возможностей влияние
сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ
 
 
 
 
 
Таблица 3. Матрица угроз.
вероятность использования возможностей влияние
  разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ
 
Таблица 4. Составление профиля среды.
фактор среды важность для отрасли A влияние на организацию B направление влияния C степень важности D=A*B*C
1 2 3 …        
 

Для  извлечения максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо выполнять следующие несложные правила.
Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT анализа. Часто проводят общий анализ, охватывающий весь бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным . Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю входную информацию.
Правило 5. Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат . Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ