Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Портфолио как средство оценивания сформированности
общих и профессиональных компетенций

Степченко Светлана Васильевна,
преподаватель государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Экономический колледж» Санкт-Петербурга

E- mail:Svetlana-Vasilev@yandex.ru
 
Аннотация
В данной статье рассматривается портфолио студента, как новое оценочное средство, являющееся одним из эффективных инновационных образовательных технологий, позволяющих объединить интеллектуальный и личностно-профессиональный компоненты обучения, расширить проектную деятельность обучающихся, ориентировать их на самообучение, самоорганизацию и самооценку своих достижений. В работе представлена структура  портфолио, который  используется для оценки определённой части формируемых знаний, умений и компетенций по изучаемой дисциплине. Отдельный акцент в работе делается на критериях оценки портфолио студента.
Портфолио способствует мотивации студентов к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций, повышению собственной конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновационные  образовательные технологии, портфолио студента, оценивание результатов образовательной деятельности студента.
 
Основой  образовательных стандартов третьего поколения является формирование  базовых компетентностей современного человека:
  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Переход на стандарты третьего поколения в профессиональном образовании поставил педагогическое сообщество перед фактом необходимости оценки результатов обучения на основе компетентностного подхода.
Для оценки уровня знаний, умений, способствующих формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, наряду с традиционными контрольно-оценочными средствами, ФГОС рекомендует использование специальных средств оценивания, в частности, портфолио студента. Целью его применения является проверка репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Портфолио – это средство оценки и самооценки результатов обучения, способствующее рефлексии собственной деятельности студента, и, в целом, технология обучения, направленная на реализацию компетентностного подхода [1], то есть портфолио содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.
В теории педагогической науки выделяют такие типы портфолио как:
  • «портфолио документов» — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;
  • «портфолио процесса»: включаются материалы, связанные со всеми аспектами и фазами процесса обучения. Оно представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и другие). Данный тип портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения;
  • «портфолио отзывов»  включает оценку достижений студентов, анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов, а также отзывы, представленные пре­подавателями, родителями, возможно, однокурсниками. Портфолио представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
В рамках изучения конкретной учебной дисциплины портфолио возможно конструировать в зависимости от содержания темы и целей, стоящих в ходе ее изучения. Таким образом, выделяют комплексную модель портфолио, включающую в себя несколько описанных типов портфолио в качестве разделов и простую модель, содержащую один из названных типов.
В нашем образовательном учреждении для студентов, изучающих дисциплину «Экономика организации», разработана структура практико-ориентированного учебного портфолио, по содержанию относящаяся к типу «портфолио процесса», состоящая из заданий обязательного характера и материалов внеучебной деятельности (по желанию), направленных на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по изучаемой дисциплине. Выбор материалов для представления в портфолио был осуществлен с учетом требований к знаниям, умениям и компетенциям по дисциплине, которые не всегда могут быть оценены традиционными инструментами (тестами, контрольными работами и др.)
Целями создания такого портфолио является:
- сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки;
- объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
- содействовать личностно-профессиональному самоопределению обучающихся и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности.
С требованиями по формированию портфолио, выполняемым заданиям, перечнем обязательных работ, по критериям оценок, студенты знакомятся в начале изучения дисциплины, и, таким образом, внимание обучающихся акцентируется на достижении запланированного результата.
Структура портфолио состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Общая информация о студенте (личные данные).
Раздел 2. Задания обязательного характера.
Перечень таких заданий отобран в соответствии с рабочей программой дисциплины (выполненные самостоятельно практические задания, предусмотренные как комплексом самостоятельной работы, так и контрольно-измерительными материалами, самостоятельно разработанные конспекты лекций, результаты проверочных работ, рефераты, доклады и другие материалы, характеризующие личные достижения данного студента).
Раздел 3. Материалы внеучебной деятельности (материалы участия студента в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по изучаемым темам дисциплины).
Одним из требований, предъявляемым к портфолио является его оформление, которое должно носить творческий характер, иметь элементы неповторимости.
Автор может расширить (но не уменьшить) количество разделов портфолио, если указанная структура не в полной мере отражает его деятельность по дисциплине.
Данный вид портфолио используется для оценки определённой части формируемых знаний, умений и компетенций  по дисциплине.
Таблица 1
Критерии оценки портфолио

 
Оценка Критерии оценки портфолио
«5» задания выполнены в полном объеме в соответствии с целями и средствами; самостоятельно осуществлен поиск необходимой информации; практические работы выполнены без ошибок; очевиден прогресс обучающегося в плане развития его мышления, умения решать практические задачи; представлены материалы всех разделов портфолио; ярко проявляются оригинальность и изобретательность при оформлении портфолио;
«4» задания выполнены в полном объеме в соответствии с целями и средствами; самостоятельно осуществлен поиск необходимой информации; допускаются отдельные незначительные ошибки при выполнении практических работ; очевиден прогресс обучающегося в плане развития его мышления, умения решать практические задачи; могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий; проявляется творческий подход к оформлению портфолио;
«3» задания выполнены не в полном объеме; практические задания выполнены с ошибками; отсутствуют задания творческого характера, демонстрирующие уровень развития творческого мышления; отсутствует интерес к изучаемой дисциплине;
«2» задания выполнены менее чем на 50%, представлены отрывочные задания из разных категорий; невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности компетенций, отражающих основные цели курса.
 
Таким образом, итоговая экзаменационная оценка будет складываться с учетом оценки портфолио.
 
ВЕДОМОСТЬ
экзамен
по дисциплине__________________________        II курса  группы____
Специальность “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”          Экзаменатор____________________

 
  Ф.И.О. Портфолио Вопрос 1 Вопрос 2 Практическое задание Итоговая оценка
         
             
 
В профессиональном образовании портфолио - это новое оценочное средство, являющееся одним из эффективных инновационных образовательных технологий, позволяющих объединить интеллектуальный и личностно-профессиональный компоненты обучения, расширить проектную деятельность обучающихся, ориентировать их на самообучение, самоорганизацию и самооценку своих достижений.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует его мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций, повышению собственной конкурентоспособности.
 
Список литературы:

 
  1. Научная организация учебного процесса: [Текст] : учеб. пособие / В.А. Белогурова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. - 512 с.
  2. Мальгина, С.Ю. Создание системы оценивания и контроля в условиях внедрения ФГОС СПО и НПО [Текст]: / С.Ю. Малыгина // Педагогический журнал. -  2012. № 4. - С. 8-15.
  3. Птицына, О.Н. Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС [Текст]: / О.Н. Птицына, С.Н. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. -2012. № 4. - С.263-267.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ